Валерия Морозова, амбассадор для развития отношений с ресторанным сообществом «Яндекс Еды», поделилась трендами в foodtech: рассказала про роботизацию, AI и технологии для ускорения процессов внутри ресторанов.
«Яндекс Еда» — сервис для заказа еды из ресторанов и продуктов из магазинов. Сервис развивается не только в России, но и в других странах. Заказать еду можно через сайт eda.yandex.ru и в приложениях Яндекса, Еды, Go для iOS или Android. Среднее время доставки заказа в Москве — около 30 минут.
✅ 75% ресторанов уже используют автоматизацию, а 50% руководителей считают, что технологии способны заменить бариста и кассиров.
✅ Топ-4 технологий для ресторанов (категории):
- кассовое системы и системы оплаты счета;
- системы операционной и складской оптимизации;
- CRM и другой маркетинг;
- системы обучения для сотрудников.
✅ Три фактора омниканальности в ресторанном бизнесе (рестораны в диджитале – диджитал в ресторанах):
- замена бумажного меню электронным;
- дополненная реальность;
- бесконтактная оплата.
✅ Драйверы foodtech и ресторанного бизнеса:
- 38% пользователей TikTok заказывали блюдо в ресторане после просмотра видео с ним;
- 57% гостей ходили бы в ресторан чаще при наличии программы лояльности;
- 72% посетителей отмечают скорость обслуживания одним из ключевых факторов удовлетворенности.
✅ 83% посетителей хотели бы, чтобы рестораны внедряли экологические практики, при этом 67% потребителей готовы платить больше в таких ресторанах. Экологические инициативы экономят деньги и дают существенный вклад.
✅ Доставка из ресторанов продолжает расти:
- на 57% выросло число заведений, имеющих доставку (среди топ-600 сетей общепита России);
- на 27,5% выросло количество заведений, осуществляющих доставку через агрегаторов.
- в 5,6 раза выросло количество точек, доставляющих как собственными силами, так и с привлечением агрегаторов.
По оценке «Яндекс Еды» рост доли доставки в обороте ресторанов продолжится и достигнет 25-30%.
✅ Экспресс-доставка становится популярнее. Доля экспресс-доставки увеличилась более чем на 65% за год.
✅ Сервисы и торговые сети оборудуют мини-кухни на своих складах — это позволяет доставлять не только продукты, но и готовые блюда. В России так работают, например, «Яндекс Лавка», «ВкусВилл», «Самокат».
✅ Роботизация в ресторанах:
- робот Servi от Bear Robotics способен развозить еду по столикам;
- Flippy 2 от Miso Robotics готовит картошку фри — роботизированная рука управляет фритюрницами;
- вендинговые аппараты способны сделать для покупателя блины с начинкой и пиццу;
- Toni — полностью автоматическая система-бар. Гости заведения выбирают напиток через приложение, его делает робот-бармен, а по готовности гостю приходит уведомление;
- американская сеть быстрого и здорового питания Sweetgreen запустила полностью автоматизированный ресторан, в котором салаты и боулы собираются машиной.
✅ Развитие dark kitchen при ресторанах — продолжающийся мировой тренд. Преимущества:
- формирование большого выбора блюд в онлайне;
- позволяет заведению загрузить свою кухню дополнительными заказами.
41% независимых ресторанов в США развивают продажи только навынос. Glovo Concepts — заказ блюд из ресторанов, которые готовят еду только навынос. Примеры в России: у «Шоколадницы» есть виртуальный бренд «Пока горячее», а у «Тануки» — Tvoя Pizza Delivery.
Яндекс Еда — сервис заказа еды из кафе, ресторанов, продуктовых магазинов. В среднем время доставки составляет 32 минуты после оформления заказа (по данным с 18 по 25 января 2022 года). Оборот (GMV) доставки готовой еды из ресторанов в сервисах «Яндекс еда» и Delivery Club (с 8 сентября 2022 г.) в III квартале 2022 г. вырос на 62% год-к-году. При этом GMV доставки из ресторанов через «Яндекс еду» вырос на 28%.