Авторы исследования проанализировали динамику числа предприятий общепита и размер среднего чека за последние несколько лет, соотношение сетевых и несетевых ресторанов, потребительский спрос на посещение заведений различных форматов, попытались найти ответы на вопросы, связанные с кадровой обеспеченностью отрасли, проследили предпочтения рестораторов в области используемой техники, инвентаря, посуды и выявили лидеров рынка.
Результаты исследования «ПИР Экспо» и ФРиО были представлены на 27-й Международной выставке «ПИР Экспо» в рамках аналитической сессии «Ресторанный бизнес России. Факты и комментарии». В масштабном исследовании приняли участие свыше 700 предприятий общественного питания из более чем 28 регионов России от Калининграда до Камчатки.
71% предприятий общественного питания работают по франшизе. При этом подавляющее большинство посетителей – люди в возрасте от 25 до 45 лет – предпочитают сетевые рестораны, работающие, как правило, по франшизе.
Поколение в возрасте от 25 до 45 лет совмещает посещение торговых центров с обедом в сетевых предприятиях общественного питания. Именно они являются основными посетителями таких заведений.
«Сетевой формат, который предполагает использование франшизы, получил распространение по двум основным причинам, – прокомментировала результаты исследования генеральный директор «ПИР Экспо» Елена Меркулова. – Прежде всего, это самая бюджетная форма вхождения в бизнес, к тому же предполагающая организационную, технологическую и маркетинговую поддержку».
Вторая причина в спросе на услугу. Житель большого города, увидев вывеску заведения, формат и кухня которого ему импонирует, точно знает, что он получит привычный сервис и качество в любом месте. За последние четыре года количество заведений общественного питания в стране не сократилось, а выручка выросла на 25%, в том числе и за счет роста посещаемости.
Чаще всего рестораны посещают люди в возрасте 25-44 года (69%). А вот представители «серебряного возраста» (65+) составляют только 5% процентов гостей.
Возрастной фактор объясняет быстрое развитие и популярность заведений фастфуда: сегодня 48% предприятий общественного питания работают в таком формате. Этот тренд подтверждён и статистикой по количеству посадочных мест: 43% предприятий общественного питания имеют более 50 посадочных мест. А вот 40% могут принять одновременно только до 10 гостей.
«Темп городов-миллионников предполагает, что человек должен иметь возможность перекусить быстро, на ходу, но качественной пищей, – объяснила полученные данные Елена Меркулова. – При этом сегмент классического ресторана – для встреч с друзьями, семейных обедов – имеет своих постоянных посетителей. 46% предприятий общественного питания размещены в спальных районах крупных городов, что приближает их к потенциальным клиентам».