Рекламный баннер
11 ноября 2024, понедельник

Как и другие сферы рынка, индустрия общественного питания не стоит на месте и отвечает на внешние вызовы времени внедрением новых технологических решений, маркетинговыми стратегиями и, безусловно, новыми кулинарными высотами. В преддверии международной осенней выставки продуктов питания WorldFood Moscow 2024, Светлана Силенина, руководитель направления «Потребительские рынки» InfoLine, аналитического партнера мероприятия, рассказала про развитие российской индустрии общепита, главные тенденции и болевые точки рынка.

Одним из самых сложных вызовов, с которыми пришлось столкнуться отрасли в прошлом году – это увеличение стоимости блюд, арендных ставок и фонда оплаты труда. Кроме того, нельзя обойти и еще одну проблему – привлечение и удержание персонала, которая возникла на фоне высокой конкуренции на рынке труда и снижения престижа профессии.

Но несмотря на это, в прошлом году общее количество заведений общественного питания достигло 326 000 (рост на 2,2%). А сегмент фастфуда продемонстрировал рост в 6,7% в сравнении с 2023 годом и увеличился до 47,8 тысяч объектов. Заведения полного обслуживания (сегмент TSR) показал умеренный рост в 2,6%, а вот рост сегмента Grab&Go заметно снизился до 5,2% (в 2022 году его рост составлял 7,5%).

По данным InfoLine, оборот предприятий общественного питания в России в прошлом году составил 4,3 триллиона рублей, что в том числе связано и указанными вызовами – подорожанием стоимости блюд и расходов бизнеса.

Тенденции, определяющие развитие рынка общественного питания

Топ факторами развития отрасли в настоящее время являются:

  • устойчивый паттерн на посещения ресторанов – несмотря на рост цен, россияне не теряют интерес к питанию вне дома;
  • развитие диджитализации продаж (приложения, агрегаторы, киоски обслуживания);
  • рост внутреннего туризма, а также паттерны потребительского и гастрономического патриотизма;
  • инвестиционная активность ключевых игроков.

Крупные сети фастфуда продолжают открывать новые точки в регионах, активно развиваются по франшизе, а сегмент Grab&Go показывает свое развитие за счет поглощения мелких игроков рынка.

Перераспределение игроков в топ-10 рынка общественного питания

Изменения расстановки сил среди крупнейших участников рынка общественного питания в 2023 году произошло на фоне открытия 207 новых заведений от компаний из топ-10 сетей.

Лидером рынка по количеству точек стала компания Rostic's, которая за год ввела 17 ресторанов. Сеть «Вкусно – и точка» продемонстрировала более высокую динамику, открыв 29 новых ресторанов. Наибольшее количество новых заведений – 41 ресторан – открыла «Додо пицца». Только две сети показали снижение количества заведений – «Хлебница» (минус 8 пекарен) и «Шоколадница» (минус 25 кофеен). В обоих случаях сокращение произошло в связи с оптимизацией сетей.

Очевидно, что лидерские позиции сохраняют сети формата Fast Food, однако динамика открытия новых заведений замедляется из-за насыщения рынка и активного развития других игроков. Например, в 2023 году увеличился спрос на шаверму в два раза. По данным «Платформа ОФД», самый заметный рост среди всего фастфуда продемонстрировала именно шаверма. И точки её  продажи продолжают трансформироваться в современные заведения.

По итогам 2023 года, самой быстрорастущей сетью по выручке стала «Вкусно – и точка», которая увеличила свой оборот на 137% до 174 млрд рублей на фоне низкой базы в 2022 году. Таким образом, за прошедший год компания вернула лидерство по выручке.

Экспансия игроков на региональные рынки

Не новость, что крупные игроки освоили Московский регион и активно осваивают остальные регионы России. В этом году «Вкусно – и точка» запланировано начала работу в Иркутской области, а в начале 2025 года – выйти в регионы Северного Кавказа.

Франчайзинговая сеть Coffee Like в рамках своей программы развития ведет переговоры о выкупе 200 региональных кофе-баров в 2024 году. Соответствующие предложения сделаны собственникам небольших региональных кофе-баров.

Компания «Фуд-мастер» объявила о планах по открытию 22 фермерских кафе «Вилка-Ложка» в различных городах России в 2024 году. Кафе будут располагаться как в уже освоенных регионах, так и в новых городах, таких как Салехард, Нижний Новгород, Саратов, Омск, Пермь, Волгоград, Иркутск и Губкинский. Компания также сообщила о тестировании нового формата кафе «Вилка-Ложка» — кафе-кулинарии. На данный момент уже работают 3 точки в таком формате, и последняя из них открылась в Новосибирске.

Петербургская сеть ресторанов «Коржов» начинает свою работу в Татарстане. 1 марта в аэропорту Казани открылся первый ресторан этой сети за пределами Санкт-Петербурга.

Актуальные и популярные форматы общепита

Структура рынка общественного питания продолжает меняться: сетевые и индивидуальные заведения общепита активно развиваются, все больше забирая долю у прочих форматов (питание в гостиницах, киоски и т.д.). Активнее всего продолжит рост QSR: среди ресторанов данного сегмента наибольший процент сетевых заведений.

Выручка сегментов общепита росла разными темпами.:

  • Наиболее динамично рос сегмент QSR – как за счет роста количества объектов, так и в результате роста цен на продукты питания и поднятия НДС на гамбургеры / чизбургеры, пиццу и других аналогичных изделий с 10% до 20%.
  • Выручка сегмента Grab&Go за год выросла на 14% – сказался в том числе и рост цен на кофе.
  • Среди заведений общепита выручка TSR росла медленней всего (+11%): рестораны не в состоянии быстро реагировать на повышение цен из-за опасений потерять клиентов.
Новости по теме
23 октября 2024 ПИР Экспо
Авторы исследования проанализировали динамику числа предприятий общепита и размер среднего чека за последние несколько лет, соотношение сетевых и несетевых…
18 октября 2024 «Точка продаж»
NF Group сообщает об открытии седьмой общепит-точки «Кофемания Bez Tarelok». Это самая масштабная точка ресто-проекта: с большим количеством посадочных…
26 августа 2024 «Точка продаж»
В Москве завершился Synergy HoReCa Forum 2024, организованный Школой бизнеса «Синергия» в сотрудничестве с Федерацией рестораторов и отельеров России (ФРиО).…
09 августа 2024 «Точка продаж»
Интенсивное развитие сегмента готовой продукции в торговой сети «Перекрёсток» началось в 2022 году. По оценкам топ-менеджмента Х5 ближайшие пять лет этот…
Статьи по теме
Специализация и эксклюзивная продукция как способ дифференциации на рынке
Лидер по ассортименту сети «ВкусВилл», Ксения Лаврова, выступая на конференции «Пищевка3D: Индустрия готовой еды», рассказала про подход к дифференциации…
«Как открыть ресторан и не прогореть»: бизнес-колонка Евгении Кочаловой, Bazar Family
Экспертная колонка на бренд-медиаресурсе «Бизнес-секреты» основательницы ресторанной группы Bazar Family, в которую входят 8 ресторанных проектов…
Динамика и перспективы развития гастропространств
С января в России открылось 20 фуд-холлов, до конца года ожидается еще 18 новых открытий. По данным исследовательской компании NF Group Research,…
Олег Бородин, «Фамильная Пекарня», о трансформации форматов и увеличении прибыльности пекарни в современных реалиях
Олег Бородин – основатель сетевых заведений «Фамильная Пекарня», «Пицца Гусь», с опытом открытия более 60 пекарен, поделился рекомендациями по…
Мероприятия по теме
27-я Международная выставка «ПИР Экспо»
Выставка «ПИР Экспо» – наиболее крупное и авторитетное в России и СНГ отраслевое событие в сегменте HoReCa. Ежегодно мероприятие посещают порядка 50 тысяч…
21 октября 2024 ПИР Экспо
V Евразийский Ресторанный Форум в Екатеринбурге
В Екатеринбурге пройдет одно из главных событий в сфере гастрономического бизнеса Урала – Евразийский Ресторанный Форум, где можно будет сформировать для…
25 сентября 2024 Z&G.Events
Материалы по теме
Авторы исследования проанализировали динамику числа предприятий общепита и размер среднего чека за последние несколько лет, соотношение сетевых и несетевых…
NF Group сообщает об открытии седьмой общепит-точки «Кофемания Bez Tarelok». Это самая масштабная точка ресто-проекта: с большим количеством посадочных…
В Москве завершился Synergy HoReCa Forum 2024, организованный Школой бизнеса «Синергия» в сотрудничестве с Федерацией рестораторов и отельеров России (ФРиО).…
Интенсивное развитие сегмента готовой продукции в торговой сети «Перекрёсток» началось в 2022 году. По оценкам топ-менеджмента Х5 ближайшие пять лет этот…
Лидер по ассортименту сети «ВкусВилл», Ксения Лаврова, выступая на конференции «Пищевка3D: Индустрия готовой еды», рассказала про подход к дифференциации…
Экспертная колонка на бренд-медиаресурсе «Бизнес-секреты» основательницы ресторанной группы Bazar Family, в которую входят 8 ресторанных проектов в Москве,…
С января в России открылось 20 фуд-холлов, до конца года ожидается еще 18 новых открытий. По данным исследовательской компании NF Group Research, на начало…
Олег Бородин – основатель сетевых заведений «Фамильная Пекарня», «Пицца Гусь», с опытом открытия более 60 пекарен, поделился рекомендациями по увеличению…
Выставка «ПИР Экспо» – наиболее крупное и авторитетное в России и СНГ отраслевое событие в сегменте HoReCa. Ежегодно мероприятие посещают порядка 50 тысяч…
В Екатеринбурге пройдет одно из главных событий в сфере гастрономического бизнеса Урала – Евразийский Ресторанный Форум, где можно будет сформировать для…
Рынок готовой еды в России неуклонно растет и с каждым днем у отрасли все больше актуальных вопросов: от безопасности и автоматизации до перспектив и рисков.…
Resto Expo Онлайн, два раза в год, объединяет на своей площадке рестораторов, поставщиков и производителей товаров, услуг и технологий для ресторанного…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить