Открылась 31-ая международная выставка «Продэкспо», посвященная продуктам питания, напиткам и сырью для их производства. Событие организовано «Экспоцентром» при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ. Выставка активно способствует укреплению продовольственной безопасности страны и занимает ведущую позицию на российском рынке, как по размеру площади, так и по профессиональному интересу и признанию на международном уровне. Она также входит в десятку ведущих продовольственных выставок мира.
Cтратегия развития органической продукции
На открывшейся международной выставке «Продэкспо 2024» «Экспоцентр» и Роскачество в партнерстве с Фондом «Органика» провели панельную дискуссию «Стратегия 2030: развитие, продвижение и поддержка производства органической продукции».
Выступивший Первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин отметил, что в российских регионах растет заинтересованность людей в развитии органического сектора: география производства органики расширяется. Так, в 2020 году органику производили в 9 субъектах Российской Федерации, а сегодня производят уже в 50, сказал сенатор.
Было также отмечено, что для успешного развития органического сектора необходимо создать оборотные средства для производителей, повышать качество и доступность органической продукции, способствовать увеличению объемов производства, онлайн-продаж и присутствию органики в ритейле, развивать технологии производства и контроля качества, а также проводить информационные кампании и образовательные программы для потребителей.
В целом, эксперты выражают единодушие в том, что развитие органического сектора является приоритетным для России, и необходимо совместными усилиями государства, бизнеса и общественных организаций продвигать органическую продукцию на рынке и создавать условия для ее развития. Это подтсвержается и документом «Стратегии развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года», который был утвержден Правительством РФ с момента вступления в силу в 2020 году федерального закона об органической продукции.
Практикум по пищевым ингредиентам
Многие производители, поставщики и заказчики пищевых ингредиентов и пищевой продукции посетили специализированный практикум «Пищевые ингредиенты: новая парадигма требований к регламентации применения, оценке соответствия и маркировке. Обзор Изменений №2 ТРТС 029/2012 и смежных технических регламентов - 024/2011, 022/2011, 027/2012».
Директор НИИ качества, безопасности и технологий специализированных пищевых продуктов ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Татьяна Савенкова, обозначила первоочередной задачей отрасли – снятие технических барьеров и создание условий, необходимых для выпуска конкурентоспособной продукции, которую можно будет отправлять на экспорт.
Особенности экспорта пищевой продукции в 2024 году
В первый день работы выставки «Продэкспо 2024» состоялось пленарное заседание «Новые реалии продаж. Точки роста экспортных возможностей», организованное Роскачеством и «Экспоцентром».
Замруководителя Роскачества Юлия Михалева отметила, что конкурентоспособность и качество российских товаров, несмотря на все существующие сложности, сохраняются. Как показывают проведенные Роскачеством веерные испытания в 2023 году, количество качественных товаров выросло и более 100 товаров были удостоены российского Знака качества. К числу перспективных категорий отечественного экспорта эксперт, в частности, отнесла халяльную и органическую продукцию. Хорошие экспортные перспективы, по ее мнению, имеют зерновые органические культуры, а наиболее приоритетными экспортными направлениями для российской пищевой продукции Роскачество считает Китай, Саудовскую Аравию, ОАЭ и Катар.
Новинки белорусской продукции
Беларусь регулярно принимает участие в выставке, демонстрируя высококачественную продукцию от отечественных предприятий пищевой промышленности. Экспозиция Беларуси присутствует в формате бренда Made in Belarus, который давно известен как в России, так и за ее пределами. В текущий состав вошли: одна из крупнейших на территории СНГ компания-производитель сухого детского питания, компания по производству хлебобулочных изделий, а также высокотехнологичное предприятие по производству молочных продуктов.
Возможности рынка продукции халяль
Роскачество совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и «Экспоцентром» провели сессию «Рынок продукции халяль: эффективная инфраструктура и новые возможности». Модератор сессии, руководитель «Центра компетенций халяль» при Роскачестве, Марат Низамов, во вступительном слове отметил, что халяль сегодня уже глобальный бренд. В последние годы наблюдается растущий спрос на халяльные продукты и услуги не только среди мусульман, но и среди немусульманского населения. Это связано с тем, что потребители все больше обращают внимание на качество, безопасность и этические аспекты производства продуктов.
Оборот индустрии халяль в мире достигает двух триллионов долларов США. Это динамично развивающаяся отрасль. Темпы роста в последний год достигают 6-7%. По оценкам экспертов, доля халаль в 2025 году будет достигать 20% от произведенной в мире продукции, а к 2030 году – 30%. Халяльная индустрия предлагает широкий спектр товаров, начиная от пищевых продуктов и напитков, и заканчивая косметикой, фармацевтикой и туризмом. Одним из основных факторов успеха халяльной индустрии является наличие надежной системы сертификации, которая гарантирует соответствие продуктов и услуг халяльным стандартам.
Халяль – это не только религиозные требования, но и бизнес-возможности. Растущий спрос на халяльные товары и услуги предоставляет возможности для развития новых предприятий и расширения уже существующих.
Продукция Алтайского края
Традиционно регион демонстрирует богатый ассортимент вкусных и натуральных продуктов: алтайские производители привезли на выставку сыры, масла, крупу, мясную продукцию, грибы, мед, кондитерские изделия, замороженные продукты и готовые блюда, продукты для ЗОЖ и функционального питания, продукты для питания из дикоросов, БАДы, фитопродукцию, напитки и косметические средства.
«АлкоКонгресс 2024» дал анализ развития отрасли
Одним из крупных отраслевых мероприятий на проходящей в «Экспоцентре» международной выставке «Продэкспо 2024» стала XIX Всероссийская конференция по проблемам алкогольного рынка «АлкоКонгресс 2024».
Руководитель группы по работе с клиентами NielsenIQ Илья Смирнов отметил, что по итогам 2022 года рынок товаров повседневного спроса (FMCG) показывал отрицательную динамику продаж, но сейчас восстанавливается за счет группы продовольственных товаров и алкогольной продукции. Динамика продаж подкрепляется развитием ассортимента, а также запусками новых брендов. К примеру, ассортимент алкогольной индустрии в 2023 году вырос на 4%. При этом на алкогольные категории пришлось 15% всех новинок, появившихся на FMCG-рынке. В алкогольной индустрии было запущено 1610 новых продуктов в течение 2023 года.
Сейчас на алкогольном рынке усиливается активность игроков, идет борьба за новые позиции. Большую роль в такой борьбе играют новые запуски, половина которых приходится на пиво, а вторая – на крепкие алкогольные напитки, сообщил эксперт. Согласно проведенным исследованиям, большинство алкогольных категорий растет в натуральном выражении. Самые быстрые темпы роста показывают алкогольные коктейли (40,6%), джин (24,3%) и вермут (21,6%). В то же время на 22,3% сократились продажи коньяка при одновременном росте продаж бренди на 10,4%. Снизились продажи текилы на 16,2% и водки – на 1,6%.
Специалисты обсудили вопросы интеллектуальной собственности на продукты питания
В рамках международной выставки «Продэкспо 2024» состоялся круглый стол «Интеллектуальная собственность на продукты питания». Мероприятие организовали Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Совет по интеллектуальной собственности ТПП РФ и АО «Экспоцентр».
Вызовами данной сферы эксперты обозначили защиту интеллектуальной собственности на продукты питания, эффективный опыт борьбы с контрафактом и выстраиванием стратегии в условиях параллельного импорта.
Александр Борисов, председатель Совета ТПП РФ по развитию потребительского рынка сообщил, что в Роспатенте зарегистрировано 860 тысяч товарных знаков, из которых 490 тысяч – отечественные товарные знаки, принадлежащие физическим и юридическим лицам.
Важной темой, по мнению эксперта, является растущий объем собственных товарных марок, которые продвигают торговые сети. Главная проблема в том, что предприниматели не используют технологические, административные, законодательные нормы, которые позволяют поддерживать защиту собственных товарных знаков. И при этом зачастую теряют не только часть прибыли, но и часть рынка.
Состоялся XIV Международный конгресс «Халяль»
На площадке выставки «Продэкспо 2024» состоялся XIV Международный конгресс «Халяль» под девизом «Халяль – путь к росту!». Организатор – Международный центр стандартизации и сертификации «Халяль» при Духовном управлении мусульман Российской Федерации.
В этом году акцент был сделан на выходе российской халяльной продукции на рынки африканских стран, развитии туристического сектора за счет сертификации по стандартам халяль, актуальной проблематике разработки и принятия национальных стандартов халяль.
XXII Всероссийский съезд производителей и переработчиков молока
В рамках выставки «Продэкспо 2024» прошел XXII Всероссийский съезд производителей и переработчиков молока и годовое общее собрание членов Молочного союза России. Мероприятие провел Молочный союз России на площадке центрального выставочного комплекса «Экспоцентр».
Председатель Комитета Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам Владимир Кашин, в частности, отметил, что в отрасли необходимо обеспечить справедливое распределение доходов: «Пирамиду надо разворачивать в сторону товаропроизводителя первичного сырья, то есть труд работника АПК должен оцениваться по достоинству».
Первый заместитель Председателя Комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Сергей Митин обратил особое внимание на то, что государственные стандарты, существующие в молочной отрасли, уже 10 лет не корректировались, вследствие чего был организован технический комитет для рассмотрения и решения данной проблемы.
Руководитель Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Сергей Данкверт упомянул о полученной от представителей крупных агрохолдингов информации, что отечественные вакцины для сельскохозяйственных животных эффективнее американских.
Заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Екатерина Приезжева сообщила о решении Минпромторга продлить сроки обязательных требований по маркировки молочной продукции по просьбе бизнес-сообщества.
Всероссийский «Продфорум» – ответы на актуальные вопросы отрасли
Всероссийский «Продфорум» – ежегодное крупное конгрессное событие для продовольственного рынка России. Организаторы – «Экспоцентр» и КВК «Империя Форум». Программа события включает шесть главных конференций для поставщиков продуктов питания: «Поставщик в сети», «Входим в сети», «Собственная торговая марка 2024», «Продажи продуктов через маркетплейсы», «Экосистема продовольственного бренда», «Маркетинг и реклама».
Эксперты по итогам 2023 года отмечают более десятка изменений потребительских предпочтений в продуктовой корзине (к примеру, переход с йогурта на кефир), а также усилившиеся тренды мимикрии брендов.
В экосистеме продовольственного бренда для производителей и поставщиков продуктов питания в реалиях 2024 года вызовом остается задача масштабирования своих брендов, а также управление системой малого и среднего предпринимательства, формат упаковки продовольственных товаров с учетом современных потребительских предпочтений и спроса.