«Авито Работа» провела опрос среди 10 000 россиян, чтобы выяснить, какие преимущества они видят в работе в торговле. Опрос показал, что больше всего респонденты ценят в этой сфере возможность выбрать гибкий график работы (41%) и получать дополнительный доход благодаря подработкам (35%). Среди плюсов опрошенные также назвали возможность влиять на размер дохода за счет премий за выполнение плана и объемы продаж (32%).
Исследование проведено в рамках подготовки к Национальному чемпионату розничных профессий Retail Skills.
Как показывают данные опроса, работа в ритейле привлекает респондентов не только возможностью начать карьеру без опыта и специальной подготовки (27%), но и перспективами профессионального роста (25%), стабильностью сферы (25%), а также достойным уровнем оплаты труда (25%).
Преимущества работы в сфере торговли по мнению россиян:
Преимущества работы в торговле | Доля ответов респондентов, назвавших преимущество, % | |
---|---|---|
1 | Гибкий график, возможность выбрать удобные смены и часы работы | 41% |
2 | Возможность подрабатывать и иметь дополнительный доход | 35% |
3 | Возможность влиять на размер дохода (премии за выполнение планов, за объемы продаж и т.д.) | 32% |
4 | Возможности обучения и получения профессии на рабочем месте, не имея опыта и специальных навыков | 27% |
5 | Перспективы карьерного роста и развития | 25% |
6 | Востребованная, надежная сфера работы | 25% |
7 | Конкурентная заработная плата | 25% |
8 | Комфортные условия труда, доступ к современным технологиям | 24% |
9 | Интересные задачи и проекты | 20% |
10 | Социальные льготы и гарантии для сотрудников | 16% |
11 | Престижная сфера работы | 13% |
Согласно результатам опроса, почти половина (49%) россиян так или иначе связаны со сферой торговли: 16% работают в ней сейчас, 23% имели такой опыт в прошлом, а 10% временно приостановили или завершили карьеру в этой отрасли.
Интересно, что среди опрошенных до сих пор работают в торговле 41% представителей массовых специальностей, треть (33%) топ-менеджеров и 28% руководителей отделов, а также 22% квалифицированных офисных специалистов.
26% опрошенных готовы рассмотреть трудоустройство в ритейле или e-commerce в будущем. При этом 24% россиян в целом не планируют искать новую работу, а для еще 17% респондентов не важна сфера деятельности, так как при поиске работы они больше ориентируются на условия труда и должность.
Наибольший интерес к трудоустройству в торговле проявляют топ-менеджеры (37%), руководители подразделений (33%), а также специалисты массовых (34%) и офисных профессий (30%). Среди всех возрастных групп чаще всего о желании работать в торговле заявляли респонденты 35-44 и 25-34 лет (по 31%), а также молодежь 18-24 лет (30%).
Несмотря на преимущества, многие респонденты отмечают и барьеры, мешающие им рассматривать карьеру в торговле. Главными причинами отказа от работы в этой сфере опрошенные назвали высокий уровень стресса и постоянное общение с клиентами (37%), низкую заработную плату (34%), а также конфликтные ситуации и негативное отношение клиентов (31%).
Россиян, ушедших из торговли или никогда не работавших в этой отрасли, также попросили назвать условия, которые могут побудить их вернуться или попробовать себя в этой сфере. Основными условиями стали увеличение заработной платы (50%), возможность работать по гибкому графику или удаленно (40%) — причем этот фактор оказался значительно важнее для женщин (46%), чем для мужчин (34%). Для многих важным условием также оказались стабильность и надежность компании (34%).
При этом представления о работе в торговле формируются в основном через личные контакты: 35% респондентов признались, что их мнение зависит от общения с уже работающими в отрасли людьми, а 33% опираются на собственный опыт. Реже на мнение респондентов влияли анализ вакансий и собеседования в компаниях (13%), социальные сети, мемы и форумы (10%), статьи в СМИ, новости, обзоры и исследования рынка труда (8%). 30% опрошенных россиян признались, что мало знают о работе в торговле.
«Ритейл оказывает колоссальное влияние на рынок труда в России. Исследование «Авито Работа» показало, что работа розничных компаний над производительностью труда людей, над обучением и развитием талантов вносит значительный вклад в экономику всей страны.
Сегодня центром объединения этих усилий в ритейле становится «Чемпионат розничных профессий». Первый национальный финал соревнований объединит топ-100 профессионалов из более 25 городов России. Силами государственных структур, бизнес-ассоциаций и лидеров розничного рынка, таких как «Пятерочка», «Перекресток», «Ашан», «Спар», «Азбука вкуса», «Чижик» будет формироваться социальный лифт для талантов, системы подготовки и оценки опережающих стандартов производительности труда и качества услуг», — прокомментировал Алексей Филатов, основатель «Академии ритейла».