По данным опроса сервиса «Авито Подработка», 30% работников розничной торговли за последний год подрабатывали на постоянной основе. В свою очередь, по внутренней статистике торговой сети «Ашан», 21% сотрудников работают на условиях неполного рабочего дня — то есть каждый пятый сотрудник.
Также по данным ритейлера, в 2024 году доля временных вакансий составила 33%, а в летний период спрос на подработку и вовсе достигал 50%. Сейчас показатель стабилизировался на уровне 21%, но сегмент остается ключевым для отрасли.
Сегодня 80% российских компаний сталкиваются с нехваткой персонала, особенно в массовых и низкоквалифицированных профессиях.
По данным опроса сервиса «Авито Подработка», проведенного в мае 2025 года, среди более чем 8 000 россиян, каждый второй (50%) подрабатывает — как регулярно, так и время от времени. Причем две трети из них продолжают брать заказы на еженедельной основе: 35% — несколько раз в неделю, 20% — раз в неделю, а 11% — ежедневно. В среднем подработка дает до 20% прибавки к месячному доходу.
В традиционном ритейле чаще всего через подработку закрывают позиции работников торгового зала, кассиров и фасовщиков.
Интерес к гибкому графику и подработке поддерживают и сами исполнители: такие предложения получают в среднем больше просмотров и откликов на job-платформах. Для многих это становится способом дополнительного заработка — так, по данным «Авито Подработка», у опрошенных сотрудников ритейла в среднем 21% их дохода приходится на подработку.
По данным «Ашан», особой популярностью у исполнителей пользуются вечерние смены после 16:00 и выходные дни — именно в эти периоды магазины испытывают наибольшую нагрузку.
Такая инфрмация совпадает с данными опроса «Авито Подработка»: оказалось, что наибольшей популярностью у опрошенных пользуются вечерние смены с 16:00 до 20:00 — их выбирает треть (33%) опрошенных. Утренние часы с 8:00 до 12:00 и дневное время с 12:00 до 16:00 предпочитают по 30% респондентов соответственно. Ночные смены после 20:00 и до 04:00 утра готовы рассматривать 26% опрошенных.
Согласно свежим данным исследования, сотрудники ритейла ищут дополнительную занятость в этой же сфере. Традиционная торговля входит в топ-10 рейтинга отраслей для дополнительного заработка:
- строительство (13%),
- IT (11%),
- производство (9%),
- доставка (9%),
- онлайн-торговля (8%),
- сфера образования (7%),
- розничная торговля (6%).
Главное, что ищут исполнители в подработке:
- гибкий график (49%),
- быстрые выплаты (40%),
- близость к дому (28%).
Среди менее популярных факторов выбора — низкий порог входа в профессию (17%) и состояние здоровья (10%).
«Согласно исследованию нашего сервиса, около половины работающих или учащихся россиян подрабатывают на постоянной или временной основе. При этом ритейл входит в десятку самых популярных для подработки сфер у исполнителей, поскольку их ключевые запросы полностью соответствуют возможностям отрасли», — отмечает Сергей Яськин, директор сервиса «Авито Подработка».
«Спрос на временную занятость в ритейле растет из-за специфики отрасли: неравномерное распределение потребности в персонале в разные дни и сезоны требует гибкого подхода к найму. Чтобы справиться с этими вызовами, мы прогнозируем нагрузку и составляем адаптивные графики. Мы ожидаем рост спроса на подработку с обеих сторон и в 2025 году — люди все чаще хотят сами управлять графиком и иметь несколько источников дохода», — прокомментировала Екатерина Недельчо, директор департамента по привлечению и подбору персонала «Ашан Ритейл Россия».