О типовых проблемах подсчета себестоимости на производстве рассказал Алексей Дытченков, основатель и идейный вдохновитель проекта AW Food Consulting.
Большинство руководителей производств согласятся с тем, что не всегда удается точно посчитать реальную себестоимость товара. Многие ее считают исходя из расходов на сырье. В лучшем случае прибавляют к ним усредненные операционные расходы за предыдущий период. Такое упрощение приводит к невозможности управлять маржинальностью и расхождениям цифр в учете остатков сырья. Как снежный ком, растут неучтенные расходы, страдает прослеживаемость производства.
Примеры успешных кейсов показывают, как нужно считать: учитывать усредненные цифры за год по сырью и материалам, упаковочным материалам, ФОТ, операционным расходам, амортизации и расходам на открытие, потерям, вспомогательным материалам на технологию, затратам на оплату труда, амортизации ОС производственного и общепроизводственного назначения, налогам и налоговым сборам. Реальные истории показывают, что зачастую не учитывается загрузка персонала по конкретным операциям, не считается правильно электроэнергия и водопотребление. В итоге полка растет, а реальная маржа составляет 10%.
Одна из самых серьёзных ошибок при расчете себестоимости – отсутствие фиксации потребности по цехам, то есть отсутствие поцехового учета. Например, часто в расходах не учитывается загруженность персонала в работах. Сырье выдается впрок, без передаточного акта. Из-за этого неправильно работают технологические карты, нет ответственных в приемке по количеству и качеству товара.
«В первую очередь мы вводим потребность по цехам в бумажном виде, чтобы можно было отследить интенсивность и сколько персонал реально вырабатывает в час, в сутки и т.д.», – рассказывает Алексей Дытченков. На бумаге вводить автоматизацию и цифровизацию проще и несоизмеримо дешевле». Невозможно сразу переучить тех, кто упорно печатает документы из Exel, а это массовая проблема. В Exel-таблицы не представляется возможным оперативно вносить изменения когда происходит замена средств – в итоге снова страдает оценка себестоимости. Современные цифровые модули помогают отследить нагрузку на персонал и на оборудование на каждом этапе работ, вести отчеты по потребностям ежедневно, в зависимости от объема заказов, учитывать причины брака, то есть следить за расходами на оплату труда и управлением персоналом. Но все это не имеет смысла, если данные не будут вводиться корректно и своевременно.
«У нас были заказчики, которые хотели внедрить автоматизацию производства, но у них не было ни потребности, ничего, – поясняет Алексей. – Нельзя автоматизировать хаос – получится автоматизированный хаос. Помню, стоит повар в цеху, и ему нужно кнопку нажать, показав, что он выпустил продукцию, то есть запустить отслеживаемость товара по цепочке. А повар возмущается: «Что ты от меня хочешь?! Я 20 лет ножом машу, а ты меня учишь». И у большинства такой подход. Если вы резко запустите автоматизацию, то в случае провала у вас не получится нажать на кнопку, отключить и продолжить, как было. А это нормальные убытки впоследствии».
В результате правильного подсчета себестоимости продукции и введения автоматизации удается экономить:
- до 5% фонда оплаты труда;
- на 0,5% снижать потери;
- на 15 – 30% увеличивать мощность производства;
- до 1250 000 рублей в сутки увеличивать товарооборот за счет увеличения тоннажа.
Так, и в XXI веке выигрывает тот, кто умеет правильно считать.