Кондитерская и хлебопекарная индустрии продолжают претерпевать изменения. Ряд иностранных компаний покинули рынок, еще часть – снизили инвестиции в отрасль. Это, а также ужесточение требований к импортной продукции 2024 года и увеличение ввозных пошлин положительно повлияли.
Мировой рынок кондитерских изделий вырос на 4,5%, а к 2029 году его объемы достигнут 692 млн. долл., что во многом обеспечено мировыми трендами развития индустрии:
- рост спроса на продукцию со сниженным содержанием сахара, с функциональными ингредиентами и др.;
- увеличение премиального сегмента кондитерских изделий на фоне роста располагаемых доходов;
- повышения требований потребителей к качеству продукции и ее соответствия принципам экологичного производства;
- дополнительный спрос в сегменте продукции для употребления «на ходу» в условиях урбанизации и ускорения темпа жизни потребителей..
При этом Россия занимает 4-е место по объему продаж шоколадных кондитерских изделий (7,6 млрд. долл.), уступая США, Германии и Великобритании. Такие, внушающие оптимизм всем профессионалам кондитерской отрасли, тренды и цифры озвучил Александр Якуба из холдинга «Агроэкспорт» на бизнес-форуме «Конфекс. Кондитерская экспертиза».
Ключевые тренды: вектор на ЗОЖ, сладости как «источник маленьких радостей» и перекусы на ходу
Александра Гордеева, руководитель группы по работе с клиентами исследовательской компании «Нильсен», сообщила, что группа кондитерских товаров вошла в топ-3 индустрий-драйверов роста FMCG-рынка по натуральным продажам в 2024 году. Причина – развитие ассортимента и увеличение спроса.
Наиболее активный рост продаж демонстрировали сравнительно небольшие сегменты: штрудели, шоколадные батончики, вафли и драже в шоколаде.
Наряду с крупными игроками на кондитерском рынке активно развиваются и локальные производители. Это характерно для офлайн и онлайн-рынков. Продажи кондитерских изделий на онлайн-рынке растут опережающими темпами. Одновременно с этим значимость супермаркетов и дискаунтеров для кондитерской группы значительно выше других каналов продаж.
Тенденции потребительского поведения обозначил Василий Смирнов, директор департамента аналитики «Роскачества»:
- рост спроса на СТМ и товары из дискаунтеров,
- вектор на ЗОЖ, порционность;
- сладости как возможность побаловать себя,
- запрос на качество.
Несмотря на уверенный рост, кондитерский рынок сталкивается и с рядом вызовов. Тренды ритейла и FMCG ведут кондитерскую индустрию к унификации, считает Виталий Панов, генеральный директор ООО «Фрикейк»: производства будут автоматизироваться и дифференцироваться на одном или нескольких продуктах, чтобы обеспечить нужную цену на полке (и маржу) и стабильность качества.
Лилия Колесник, ведущий бренд-менеджер кондитерского направления компании «Пуратос», предлагающей ингредиенты для хлебопекарной, кондитерской и шоколадных отраслей, отмечает важность сохранения аутентичного вкуса шоколада как основного пути устойчивого развития отрасли.
Кондитерка на экспорт
Аналитикой потребления и экспорта по отрасли поделился Александр Якуба, советник руководителя федерального центра «Агроэкспорт»:
- в натуральном и стоимостном выражении мировое потребление кондитерских изделий продолжает расти. Российский экспорт кондитерских изделий вырос на 70% за период 2017-2024 гг. В натуральном выражении прирост составил 247 тонн (до 704 т.), в денежном – 736 млн. долл. (до 1 786 млн.);
- поставки шоколадных изделий из РФ в 2030 году могут достичь $1,608 млрд против $847 млн в 2024 году, мучных - $848 млн против $710 млн, сахаристых - $336 млн против $229 млн соответственно;
- наибольший рост российского экспорта шоколадных кондитерских изделий в период с 2017 по 2024 г. произошел в Узбекистан: в стоимостном выражении в 4, 4 раза;
- по итогам 2024 года основную долю в экспорте - 47% - заняли шоколадные изделия. Причем, как отметил эксперт, наибольшими темпами в последние годы росли их поставки в Узбекистан. Если в 2017 году на этот рынок было отгружено всего 7 тыс. тонн (на $22 млн), то в 2024 году - 40 тыс. тонн (на $96 млн).
- В результате Узбекистан вместе с Китаем занял третью позицию среди основных покупателей российских шоколадных изделий с долей 11% (по стоимости). На первом месте - Казахстан (26%), на втором - Белоруссия (16%).
- крупнейшими импортерами мучных кондитерских изделий являются страны ближнего зарубежья: Казахстан, Беларусь, Киргизия. На Казахстан и Беларусь приходится и больше половины экспорта сахаристых кондитерских изделий.
В качестве перспективных направлений для экспорта российской кондитерской продукции в 2030 году Александр обозначил Азербайджан, Армению, Беларусь, Вьетнам, Грузию, Ирак, Казахстан, Киргизию, Китай, Малайзию, Монголию, ОАЭ, Саудовскую Аравию, Таджикистан, Узбекистан, Филиппины.
Перспективные данные и направления экспорта отметила и Ольга Тюина, руководитель маркетинговых проектов бренда «В.А.Ш. Шоколатье +», в структуре объемов продаж которого экспорт занимает более 40%. Дополнительно специалист акцентирует внимание на Сербии, как на один из рынков с наибольшим экспортным потенциалом.
Ольга привела данные, что российский экспорт показывает уверенный рост последний год: 700 тыс. тонн в натуральном выражении (+8%) и 1,81 млрд. $ - в стоимостном. Популярными категориями в российском экспорте кондитерских изделий эксперт назвала:
- полезные снеки со злаками и протеинами,
- суперфуды,
- «несладкий» шоколад,
- функциональные кондитерские изделия в удобной упаковке.
Функциональные кондитерские изделия – сладкое «вознаграждение» без вреда для здоровья
Про полезные сладости с добавленной ценностью аналитику привела Юлия Ганичева, руководитель направления СКИ МКИ «Балтийская группа»: 96% россиян регулярно покупают сладости, при этом 67% пытаются придерживаться здоровой диеты.
Ответом же производителей на интерес потребителей к ЗОЖ-тематике является выпуск продукции без сахара, с пониженной калорийностью и продукции с пребиотиками и коллагеном.
Анна Берсенева, сооснователь бренда KICK (производственная компания «Фуд Рев»), рассказала об альтернативах рафинированному сахару в кондитерских изделиях и все ли они безвредны, а также поделилась опытом проекта KICK YOUR ENERGY.
Из вызовов направления – Евгения Глазова, главный технолог группы компаний «Берта», подсветила проблемы рынка орехового и альтернативного сырья для производства кондитерских изделий.
Трансформация кондитерского производства
Среди кейсов по увеличению производительности труда и повышению эффективности производства на кондитерском предприятии без инвестиций, были представлены цифры проекта фабрики «Люблинские Продукты», где благодаря реорганизации рабочих мест, подготовке и внедрению стандартов по технологии и качеству и другим мерам по оптимизации производственных и бизнес-процессов компания смогла получить следующие показатели:
- сокращение времени протекания при производстве кондитерских изделий на 31%: с 1600 до 1220 минут;
- увеличение производительности потока по выпуску кондитерских изделий на 30% с 180 до 234 кг/чел. в смену;
- сокращение незавершенного производства в потоке на 27% с 920 до 724 кг.
Суммарный экономический эффект составил 16,7 млн руб.
Трейд-маркетинг. Офлайн и онлайн-ритейл
Варвара Сахарова, руководитель проектов СТМ в «Яндекс Лавке», отмечает, что СТМ в российском e-commerce растёт быстрее брендов.
К теме ЗОЖ-сладостей вернулась Оксана Савенко, руководитель трейд-маркетинга ГК «Сладкая Сказка». Спикер отметила взрывной рост интереса к ЗОЖ-полке у потребителей: понятия «еда» и «здоровье» становятся для них синонимами, а 75% изучают состав на упаковке.
Поддержал коллегу Сергей Филиппов, директор разработки СТМ категории «здоровый образ жизни» торговой сети «Пятёрочка». Собственный бренд сети «Вкус&Польза» транслирует потребителям пользу чистого состава без искусственных красителей и консервантов.
Андрей Недосекин, директор юнита Ingate Performance, и Евгений Семячкин, аналитик данных Ingate Performance, затронули тему привлечения клиентов для брендов кондитерских изделий в условиях повышенной экономии: сециалисты отмечают, что акции и распродажи – всё еще самый популярный метод обратить на себя внимание, кондитерская отрасль – не исключение. Самая высокая конверсия в покупку – от ТВ-рекламы и видеорекламы в интернете.
Брендинг и упаковка кондитерских изделий
Любовь Баранова, основатель Labo Marketing, поддерживает развитие темы использования нейросетей в брендинге и дизайне упаковки кондитерских изделий. В 2024 году на рынке появилось 11 912 новых брендов, из них 25,5% – кондитерская группа. Нейросети могут стать помощниками специалистов как в разработке новых продуктов, так и в создании бренда и дизайне упаковки. В своей работе ИИ уже применяют «Чистая Линия», Konti, proteinREX, Lesaffre и многие другие.
В трендах дизайна упаковки остаются:
- интерес покупателей к локальным товарам,
- внимание к здоровью,
- осознанное потребление
– это те долгосрочные тенденции, на которые стоит ориентироваться производителям, отмечает Надежда Паршина из брендингового агентства Ohmybrand.
Технологии для сахаристого кондитерского производства
В рамках экспозиции форума Confex были представлены новинки отечественных и иностранных производителей сырьевых, технологических и упаковочных решений для кондитерского производства, в т.ч. широкая линейка современного оборудования для переработки карамельных и шоколадных масс: вакуумные паровые котлы для варки карамельных масс, двух-, трех-, пятивалковые мельницы для производства шоколада, системы конвейеров для загрузки-выгрузки шоколадных масс, а также вафельные, карамельные, шоколадные экструзионные и глазировочные линии.