Стремительный рост формата, доля в сетевой рознице — более 60%, инновационные технологии. Дискаунтеры, еще недавно известные благодаря только лишь низким ценам, ломают стереотипы «исключительно низкобюджетных магазинов», и все выше поднимают планку, становясь похожими на супермаркеты. По прогнозам экспертов уже через три года формат может занять более 70% рынка.
Какие стратегии сегодня использует розничный бизнес в формате дискаунтеров, формирующих новый покупательский опыт, рассказал Дмитрий Сурмачевский, директор по развитию ТС «Победа».
Что происходит с форматом дискаунтеров
Пожалуй, ключевым трендом последнего времени в формате многих дискаунтеров можно назвать их миграцию в сторону супермаркетов: очевидно, что в попытке конкурировать на рынке, магазины с низкими ценами стараются увеличить ассортимент и разнообразить предоставляемые услуги — завозить в больших количествах продукцию категории «Фреш» и быть более технологичными.
«Еще совсем недавно российские дискаунтеры не предлагали ни овощей, ни фруктов, и их ассортимент ограничивался товарами с длительным сроком хранения, а магазины в целом были малопривлекательными для покупателей. Сегодня ситуация кардинально изменилась: значительно улучшилось оформление и другие аспекты, что делает магазины более комфортными для клиентов. Мы тоже следим за трендами, меняем выкладку, освещение, оснащаем магазины более современным оборудованием. В планах — установка касс самообслуживания», – комментирует спикер.
Сейчас формат дискаунтера очень востребован в профессиональном сообществе, потому что, во-первых, ритейлеры исходят из ситуации на потребительском рынке, которая говорит о возросшем спросе на недорогие товары и продукты. Во-вторых, «мода» на дискаунтеры для игроков рынка объясняется возможностью существенно сократить издержки на открытие магазина.
«Открывая очередной дискаунтер «Победа» следует собственной стратегии и старается соблюдать необходимую дистанцию, чтобы минимизировать каннибализацию. Сейчас мы активно занимаемся релокацией наших объектов, ищем более удачную позицию, чтобы быть ближе к покупателю, анализируем размеры арендной платы, ведем переговоры с собственниками, чтобы улучшить экономику действующих магазинов», – рассказывает Дмитрий.
Фокус на местный ассортимент
Периодически ритейл сталкивается с ситуацией, когда в том или ином магазине падают продажи, торговля идет вовсе не так успешно, как изначально рассчитали при открытии магазина. На сегодняшний день «Победа» достаточно уверенно чувствует себя на региональном рынке, а среди регионов с хорошими показателями розничной торговли можно озвучить и Башкортостан, и Татарстан, и Мордовию.
«В первые годы развития были недоработки, которые научили нас более детально изучать потребности покупателей на каждой территории. Менеджмент «Победы», прежде чем открыть очередной магазин, прорабатывает местный ассортимент, особенно в регионах с национальным колоритом. Мы внимательно изучаем — что продают в действующих магазинах, находим поставщиков, заключаем договоры и открываем магазины, уже имея гарантированные контракты на поставку продукции локальных производителей», – рассказывает Дмитрий.
Наличие местного ассортимента — один из решающих факторов успешной работы магазина и непременное условие успеха на рынке.
Вызовы для дискаунтеров
Одним из самых сложных моментов для ритейла стал дефицит площадей. За хорошие помещения в буквальном смысле развернулась настоящая конкурентная битва. Наиболее сложная ситуация на юге страны, там, где люди перестали строиться, и, следовательно, в прежнем объеме новые помещения уже не появляются.
Сегодня наибольшим спросом пользуются объекты площадью 640-750 кв. м, но их, к сожалению, не так много. Гораздо проще найти помещения меньшего размера — 250-350 кв. м, которые есть почти в каждой новостройке. Однако новым вызовом стал рост арендных ставок. В связи с этим верная тактика – выстроить долгосрочные отношения с перспективными арендодателями.
«Некоторые собственники помещений в городах-миллионниках подняли ставки аренды еще выше — до 3 тыс. рублей за кв.м. Работать в условиях жесткой конкуренции, открывая магазин с такими ценами — крайне сложно. Поэтому мы занимаемся развитием малого формата магазинов, открывая их в спальных районах. Могу отметить также, что серьезной преградой для развития стал дефицит логистических мощностей. Чем больше магазинов, тем выше потребность в наличии РЦ и их расширении. Товары в наши магазины, а их уже более 670, доставляются из 6 РЦ. Для того, чтобы РЦ был эффективным и тарифы были приемлемыми, нужно чтобы к нему были «прикреплены» не менее 50 магазинов. Эффективнее открывать новый РЦ на работающий пул объектов», – комментирует директор по развитию ТС «Победа».
Взгляд в будущее
В ближайшие несколько лет популярность дискаунтеров не будет снижаться, прежде всего на региональном уровне. Особенно у тех ритейлеров, кто умело смог добиться рационального баланса цены и качества, разумеется, не в ущерб последнему.
Если говорить о возможных точках роста, очень многое зависит от емкости местного рынка и платежеспособности населенных пунктов, где открывается магазин. Также одним из ключевых факторов успеха является минимизация бюрократии на пути к открытию очередной торгового объекта — времени, которое проходит с момента подбора локации до открытия.
«Я бы сказал, что оптимальный срок — 1,5-2 месяца. По этому показателю «Победу» отличает поистине феноменальная скорость запуска каждого нового проекта. В новом году мы планируем расширять географию сети: присматриваем объекты для новых РЦ, планируем выход в новые регионы», – подытожил спикер.