Рекламный баннер
18 марта 2025, вторник

И большая и малая розница сталкиваются сегодня с одинаковыми вызовами – падением покупательского спроса, снижением маржинальности, широкого применения технологий. И если крупные сети могут позволить себе глобальную цифровизацию, то одиночные магазины и маленькие сети вынуждены использовать точечные инструменты для привлечения и удержания покупателей. При этом перспектив у «малышей» гораздо больше, чем они сами предполагают.

Традиционно именно ритейл является лидирующей отраслью по внедрению инноваций в свои процессы. Статистика это только подтверждает – рынок розничной торговли пестрит новостями о внедрении новых проектов, связанных с применением инновационных технологий. Среди самых востребованных и распространенных проектов «большой розницы» – персонализация взаимоотношений с покупателями, геймификация при работе с покупателями и персоналом, мобильные помощники и мобильные приложения, чат-боты, использование advance-­аналитики для управления ассортиментом, проекты по видеоаналитике, роботизация, компьютерное зрение, интернет вещей, дополненная реальность, RFID-технологии, применение голосовых отборов в логистике, кассы самообслуживания и т.д. Но что же делать маленьким магазинам в борьбе за своего покупателя? Активно обсуждается вопрос эффективности и целесообразности применения в малом бизнесе технологий, которые широко внедряются в крупных сетях. Разбираемся, какие технологии стоит использовать в малой рознице, а какие однозначно применимы только в крупных сетях.

Свой путь

Слепое копирование технологий для малого бизнеса неприемлемо, соответственно, и путь федеральных ритейлеров им повторять не стоит. Крупные сети располагают другим бюджетом, техническими возможностями и компетенциями. Небольшой магазин в этой гонке цифровых вооружений проигрывает. Но отчаиваться не стоит – небольшим сетям и независимым магазинам присущи свои конкурентные преимущества, недоступные большой рознице. Вот их и нужно использовать. Это как раз тот случай, когда малые размеры могут давать преимущества. Маленькие магазины, в отличие от неповоротливых и тяжелых сетей, способны быстро адаптироваться к изменениям рынка, внедрять все новое, экспериментировать.

Федеральная сеть в тысячу магазинов мыслит категориями и факторами, поэтому ей сложно сделать тонкую настройку конкретного магазина, учесть его особенности. Любой крупный ритейлер имеет свой формат, жесткие, устоявшиеся бизнес-процессы, утвержденный ассортимент и отформатированный персонал торговых точек. Маленький же магазин может легко справиться с задачей настройки ассортимента под своего покупателя: достаточно изучить потребности своего покупателя, уделить внимание работе с ассортиментом и поработать над дополнительными сервисами, которые не могут предоставить крупные игроки.

Несмотря на явные отличия и преимущества, маленькие магазины, включаясь в ценовую гонку, как правило, проигрывают крупным игрокам. Конкурировать с крупными сетями по ценам, тем более в условиях постоянного промо, невозможно. Также магазины пытаются набрать как можно больше товара, «убивая» выкладку, грешат тем, что на 100 кв. м пытаются вместить ассортимент гипермаркета. В таком магазине покупателю трудно найти нужный товар. Маленьким магазинам необходимо научиться работать с тем ассортиментом, который ограниченно представлен в сетях, в силу их организационных особенностей. Например, это могут быть овощи и фрукты, продукция местных мелких локальных производителей, фермерские товары, молочка и мясо, свежий хлеб, другой скоропорт. Совершенно не нужно стремиться к сохранению самых низких цен и пытаться конкурировать с промо, – нужно просто отличаться от сетей. Районным «малышам» гораздо проще и быстрее дотянуться до своего покупателя и выяснить его потребности.

Не стоит забывать и про дополнительные сервисы – заказ товара, которого нет в наличии в магазине и даже в ассортименте, помощь в доставке товаров на дом или до машины. И даже в онлайне малая розница способна конкурировать с крупными интернет-магазинами – предлагать покупателям те сервисы и условия, которые федеральным сетям будут просто экономически невыгодны: доставлять заказ на минимальную сумму, например.

Таким образом, работа с покупателем, качественно выстроенный ассортимент в виде экологичного, безопасного и надежного товара, присутствие на полках товаров местных производителей, предоставление оригинальных сервисов – те конкурентные преимущества, которые позволяют малому бизнесу эффективно конкурировать с федеральными сетями.

Информационные системы

Государственная политика в области розничной торговли требует использования информационных систем (ИС). Торговать продуктами без них невозможно. Маленькие магазины всегда относились к информационным системам настороженно и использовали их, просто потому что надо. В свою очередь глобальное, массовое внедрение новых технологий, таких как ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-кассы, маркировка, использование QR-кодов, мобильные устройства, электронный документо­оборот, привело к усложнению торговых ИС. Но есть в этом и хорошие новости – стоимость новых технологий заметно снизилась. Финансовые вопросы для малого бизнеса всегда были и остаются крае­угольными – далеко не все обязательные информационные системы они могут себе позволить.

Осознавая, что цифровизация – способ удержать свои позиции на рынке, малая розница использует те инструменты, которые позволяют повысить свою эффективность. Например, новые возможности для них открываются при переходе от количественного учета остатков товара в магазине к партионному, или даже потоварному учету. Это система, когда магазин в любой момент времени точно знает, какой товар, с какими сроками годности находится на полках, и может его вовремя уценить, вернуть или переработать, т.е. сократить потери и помочь покупателю найти нужный ему товар. Ранее такой учет считался трудоемким и на практике встречался очень редко. Сегодня, с появлением новых технологий, это вполне достижимо. Для этого необходимо сформировать:

  • электронный документооборот с поставщиком: документы должны содержать дополнительную информацию по срокам годности и составу товара (EDI, ЭДО, «Меркурий»);
  • правильную партионную маркировку товара (переход с EAN13 на EAN128);
  • оперативный онлайн-учет всех операций с товаром, используя для этих целей мобильные устройства.

Как правило, все необходимое для реализации этих технологий оборудование и ПО уже есть в магазинах или присутствует на рынке по вполне доступным ценам. Кстати, на основе этих же технологий государство разрабатывает системы контроля за ритейлом.

Следует отметить еще один важный момент – построение современной информационной системы невозможно без хорошей IT-инфраструктуры. Нельзя относиться к ней по остаточному принципу, – это основа стабильной работы магазина и источник конкурентных преимуществ. С помощью IT можно освободить людей от рутины, предоставить им удобный, технологичный инструмент, освободить время для вдумчивого, творческого подхода к своей работе.

Заниматься развитием магазина сегодня остро необходимо! Оставаться конкурентоспособным на рынке и в чем-то даже опережать федеральные сети можно, только активно применяя современные технологии.

 «Поштучная» работа с товаром – стопроцентное конкурентное преимущество маленького магазина. Уценивая товар с подходящим к концу сроком годности, вы гарантируете качество, демонстрируете лояльность к покупателю. Техническую поддержку данного решения можно обеспечить установкой прайс-чекеров, которые при сканировании показывают не только стоимость товара, но и срок ­его годности и состав. А вывод этой информации крупными буквами или голосовым сообщением сделает этот простой сервис удобным для покупателей зрелого возраста.

    Статья опубликована в 123 номере журнала "Точка продаж" за ноябрь 2019 года

Статьи по теме
Как внедрение кассового ПО и систем самообслуживания изменили сеть «Агротек»
Как ИТ-решения для ритейла помогают развивать всю цепочку розницы, от ферм и производства до прилавка, и в чем преимущества работы с крупными…
Векторы трансформации и оптимизации ПО в ритейле в 2024 году
Цифровая трансформация в розничной торговле неизбежно становится все более приоритетной, перестраивая не только облик магазинов, но и процессы,…
Организация непрерывной работы сети ресторанов KFC: опыт компании «Бел Фуд Сервис»
Компания «Бел Фуд Сервис» — франчайзи KFC в Республике Беларусь. Как эффективный ответ на проблемы «болезни роста» при скачкообразном развитии…
Роботизация в контакт-центрах: вопрос ближайшего будущего
Ритейл входит в первую тройку индустрий, где используют роботов. Эти технологии уже становятся обыденностью и внедряются десятками отечественных…
Новости по теме
15 октября 2024 «Точка продаж»
ИТ-разработка компании «Ашан Тех» торговой сети «Ашан Ритейл Россия» разработала и внедрила систему управления товарами с истекающими сроками годности.…
16 ноября 2023 «Точка продаж»
В распределительных центрах ритейлера появились 11 модульных систем для хранения и учета терминалов сбора данных (ТСД), которые применяют в своей работе…
23 октября 2023 «Точка продаж»
Как и любая техника, кассовое оборудование в процессе ежедневной эксплуатации может быть подвержено различным программным и аппаратным сбоям. Самые критичные…
02 октября 2023 «Точка продаж»
Крупнейшая в России сеть низких фиксированных цен Fix Price одержала победу в бизнес-премии WOW Pro 2023 в номинации HR Digital Solution 2023 за свой проект…
Мероприятия по теме
CNews Forum Кейсы 2025: Опыт ИТ-лидеров
CNews Forum Кейсы собирает наиболее значительных и заинтересованных участников рынка ИКТ как со стороны заказчиков, так и поставщиков услуг. Шестое ежегодное…
24 июня 2025 CNEWS Forum
TAdviser IT Retail Day 2025
В фокусе внимания традиционной конференции TAdviser «IT Retail Day» — актуальные вопросы цифровой трансформации в розничной торговле, новые технологии,…
12 марта 2025 Tadviser
Материалы по теме
Как ИТ-решения для ритейла помогают развивать всю цепочку розницы, от ферм и производства до прилавка, и в чем преимущества работы с крупными поставщиками…
Цифровая трансформация в розничной торговле неизбежно становится все более приоритетной, перестраивая не только облик магазинов, но и процессы, принципы…
Компания «Бел Фуд Сервис» — франчайзи KFC в Республике Беларусь. Как эффективный ответ на проблемы «болезни роста» при скачкообразном развитии в компании…
Ритейл входит в первую тройку индустрий, где используют роботов. Эти технологии уже становятся обыденностью и внедряются десятками отечественных компаний-разработчиков.…
ИТ-разработка компании «Ашан Тех» торговой сети «Ашан Ритейл Россия» разработала и внедрила систему управления товарами с истекающими сроками годности.…
В распределительных центрах ритейлера появились 11 модульных систем для хранения и учета терминалов сбора данных (ТСД), которые применяют в своей работе…
Как и любая техника, кассовое оборудование в процессе ежедневной эксплуатации может быть подвержено различным программным и аппаратным сбоям. Самые критичные…
Крупнейшая в России сеть низких фиксированных цен Fix Price одержала победу в бизнес-премии WOW Pro 2023 в номинации HR Digital Solution 2023 за свой проект…
CNews Forum Кейсы собирает наиболее значительных и заинтересованных участников рынка ИКТ как со стороны заказчиков, так и поставщиков услуг. Шестое ежегодное…
В фокусе внимания традиционной конференции TAdviser «IT Retail Day» — актуальные вопросы цифровой трансформации в розничной торговле, новые технологии,…
Более 1500 ИТ-директоров, представителей отделов ИТ крупнейших компаний и государственных ведомств России, а также представители ИТ-компаний соберутся…
CNews Forum традиционно, уже 17-й раз, предоставит независимую площадку для обсуждения ключевых вопросов и актуальных тенденций развития ИКТ-отрасли в…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить