Рекламный баннер
28 сентября 2021, вторник

И большая и малая розница сталкиваются сегодня с одинаковыми вызовами – падением покупательского спроса, снижением маржинальности, широкого применения технологий. И если крупные сети могут позволить себе глобальную цифровизацию, то одиночные магазины и маленькие сети вынуждены использовать точечные инструменты для привлечения и удержания покупателей. При этом перспектив у «малышей» гораздо больше, чем они сами предполагают.

Традиционно именно ритейл является лидирующей отраслью по внедрению инноваций в свои процессы. Статистика это только подтверждает – рынок розничной торговли пестрит новостями о внедрении новых проектов, связанных с применением инновационных технологий. Среди самых востребованных и распространенных проектов «большой розницы» – персонализация взаимоотношений с покупателями, геймификация при работе с покупателями и персоналом, мобильные помощники и мобильные приложения, чат-боты, использование advance-­аналитики для управления ассортиментом, проекты по видеоаналитике, роботизация, компьютерное зрение, интернет вещей, дополненная реальность, RFID-технологии, применение голосовых отборов в логистике, кассы самообслуживания и т.д. Но что же делать маленьким магазинам в борьбе за своего покупателя? Активно обсуждается вопрос эффективности и целесообразности применения в малом бизнесе технологий, которые широко внедряются в крупных сетях. Разбираемся, какие технологии стоит использовать в малой рознице, а какие однозначно применимы только в крупных сетях.

Свой путь

Слепое копирование технологий для малого бизнеса неприемлемо, соответственно, и путь федеральных ритейлеров им повторять не стоит. Крупные сети располагают другим бюджетом, техническими возможностями и компетенциями. Небольшой магазин в этой гонке цифровых вооружений проигрывает. Но отчаиваться не стоит – небольшим сетям и независимым магазинам присущи свои конкурентные преимущества, недоступные большой рознице. Вот их и нужно использовать. Это как раз тот случай, когда малые размеры могут давать преимущества. Маленькие магазины, в отличие от неповоротливых и тяжелых сетей, способны быстро адаптироваться к изменениям рынка, внедрять все новое, экспериментировать.

Федеральная сеть в тысячу магазинов мыслит категориями и факторами, поэтому ей сложно сделать тонкую настройку конкретного магазина, учесть его особенности. Любой крупный ритейлер имеет свой формат, жесткие, устоявшиеся бизнес-процессы, утвержденный ассортимент и отформатированный персонал торговых точек. Маленький же магазин может легко справиться с задачей настройки ассортимента под своего покупателя: достаточно изучить потребности своего покупателя, уделить внимание работе с ассортиментом и поработать над дополнительными сервисами, которые не могут предоставить крупные игроки.

Несмотря на явные отличия и преимущества, маленькие магазины, включаясь в ценовую гонку, как правило, проигрывают крупным игрокам. Конкурировать с крупными сетями по ценам, тем более в условиях постоянного промо, невозможно. Также магазины пытаются набрать как можно больше товара, «убивая» выкладку, грешат тем, что на 100 кв. м пытаются вместить ассортимент гипермаркета. В таком магазине покупателю трудно найти нужный товар. Маленьким магазинам необходимо научиться работать с тем ассортиментом, который ограниченно представлен в сетях, в силу их организационных особенностей. Например, это могут быть овощи и фрукты, продукция местных мелких локальных производителей, фермерские товары, молочка и мясо, свежий хлеб, другой скоропорт. Совершенно не нужно стремиться к сохранению самых низких цен и пытаться конкурировать с промо, – нужно просто отличаться от сетей. Районным «малышам» гораздо проще и быстрее дотянуться до своего покупателя и выяснить его потребности.

Не стоит забывать и про дополнительные сервисы – заказ товара, которого нет в наличии в магазине и даже в ассортименте, помощь в доставке товаров на дом или до машины. И даже в онлайне малая розница способна конкурировать с крупными интернет-магазинами – предлагать покупателям те сервисы и условия, которые федеральным сетям будут просто экономически невыгодны: доставлять заказ на минимальную сумму, например.

Таким образом, работа с покупателем, качественно выстроенный ассортимент в виде экологичного, безопасного и надежного товара, присутствие на полках товаров местных производителей, предоставление оригинальных сервисов – те конкурентные преимущества, которые позволяют малому бизнесу эффективно конкурировать с федеральными сетями.

Информационные системы

Государственная политика в области розничной торговли требует использования информационных систем (ИС). Торговать продуктами без них невозможно. Маленькие магазины всегда относились к информационным системам настороженно и использовали их, просто потому что надо. В свою очередь глобальное, массовое внедрение новых технологий, таких как ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-кассы, маркировка, использование QR-кодов, мобильные устройства, электронный документо­оборот, привело к усложнению торговых ИС. Но есть в этом и хорошие новости – стоимость новых технологий заметно снизилась. Финансовые вопросы для малого бизнеса всегда были и остаются крае­угольными – далеко не все обязательные информационные системы они могут себе позволить.

Осознавая, что цифровизация – способ удержать свои позиции на рынке, малая розница использует те инструменты, которые позволяют повысить свою эффективность. Например, новые возможности для них открываются при переходе от количественного учета остатков товара в магазине к партионному, или даже потоварному учету. Это система, когда магазин в любой момент времени точно знает, какой товар, с какими сроками годности находится на полках, и может его вовремя уценить, вернуть или переработать, т.е. сократить потери и помочь покупателю найти нужный ему товар. Ранее такой учет считался трудоемким и на практике встречался очень редко. Сегодня, с появлением новых технологий, это вполне достижимо. Для этого необходимо сформировать:

  • электронный документооборот с поставщиком: документы должны содержать дополнительную информацию по срокам годности и составу товара (EDI, ЭДО, «Меркурий»);
  • правильную партионную маркировку товара (переход с EAN13 на EAN128);
  • оперативный онлайн-учет всех операций с товаром, используя для этих целей мобильные устройства.

Как правило, все необходимое для реализации этих технологий оборудование и ПО уже есть в магазинах или присутствует на рынке по вполне доступным ценам. Кстати, на основе этих же технологий государство разрабатывает системы контроля за ритейлом.

Следует отметить еще один важный момент – построение современной информационной системы невозможно без хорошей IT-инфраструктуры. Нельзя относиться к ней по остаточному принципу, – это основа стабильной работы магазина и источник конкурентных преимуществ. С помощью IT можно освободить людей от рутины, предоставить им удобный, технологичный инструмент, освободить время для вдумчивого, творческого подхода к своей работе.

Заниматься развитием магазина сегодня остро необходимо! Оставаться конкурентоспособным на рынке и в чем-то даже опережать федеральные сети можно, только активно применяя современные технологии.

 «Поштучная» работа с товаром – стопроцентное конкурентное преимущество маленького магазина. Уценивая товар с подходящим к концу сроком годности, вы гарантируете качество, демонстрируете лояльность к покупателю. Техническую поддержку данного решения можно обеспечить установкой прайс-чекеров, которые при сканировании показывают не только стоимость товара, но и срок ­его годности и состав. А вывод этой информации крупными буквами или голосовым сообщением сделает этот простой сервис удобным для покупателей зрелого возраста.

    Статья опубликована в 123 номере журнала "Точка продаж" за ноябрь 2019 года

Статьи по теме
Роботизация в контакт-центрах: вопрос ближайшего будущего
Ритейл входит в первую тройку индустрий, где используют роботов. Эти технологии уже становятся обыденностью и внедряются десятками отечественных…
RPA – технология настоящего
Одной из самых востребованных в ритейле технологий эксперты называют RPA (Robotic Process Automation) – технологию, которая позволяет имитировать…
Мобильное бизнес-решение
Для сохранения конкурентоспособности компаниям необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Это им позволяет адаптироваться под…
Персональная лояльность
Благодаря росту времени, проводимого перед экранами компьютеров и смартфонов, увеличивается количество маркетинговых сообщений, с которыми сталкивается…
Новости по теме
На базе мобильного приложения для сотрудников магазинов разработан новый функционал, который позволяет значительно упростить процессы учета остатков товара…
С 6 августа 2021 года вводят новый формат фискальных документов ФФД 1.2. Особенности перехода, сроки, реестр ФФД 1.2, прошивка ККТ – все это важно знать…
20 ноября 2020
18 ноября 2020 года фирма "1С" провела в онлайн-формате седьмой Бизнес-форум 1С:ERP, посвященный внедрению и развитию "1С:ERP" и других инновационных решений…
01 ноября 2020 CNEWS Forum
Тринадцатый CNews FORUM 2020 пройдет 10 ноября 2020 г., причем впервые - в онлайн-формате. Он соберет ИТ-лидеров, в том числе из сектора розничной торговли.
Мероприятия по теме
CNews Forum 2021: Информационные технологии завтра
CNews Forum традиционно предоставит независимую площадку для обсуждения ключевых вопросов и актуальных проблем рынка ИКТ, инновационных технологий, подходов…
09 ноября 2021 CNEWS Forum
Конференция Tech Week 2021
Как малому, среднему и крупному бизнесу развиваться в беспрецедентных условиях обсудят лидеры из технологичных компаний на ежегодной конференции по внедрению…
01 июня 2021 Технократ
Материалы по теме
Ритейл входит в первую тройку индустрий, где используют роботов. Эти технологии уже становятся обыденностью и внедряются десятками отечественных компаний-разработчиков.…
Одной из самых востребованных в ритейле технологий эксперты называют RPA (Robotic Process Automation) – технологию, которая позволяет имитировать работу…
Для сохранения конкурентоспособности компаниям необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Это им позволяет адаптироваться под изменяющиеся…
Благодаря росту времени, проводимого перед экранами компьютеров и смартфонов, увеличивается количество маркетинговых сообщений, с которыми сталкивается…
На базе мобильного приложения для сотрудников магазинов разработан новый функционал, который позволяет значительно упростить процессы учета остатков товара…
С 6 августа 2021 года вводят новый формат фискальных документов ФФД 1.2. Особенности перехода, сроки, реестр ФФД 1.2, прошивка ККТ – все это важно знать…
18 ноября 2020 года фирма "1С" провела в онлайн-формате седьмой Бизнес-форум 1С:ERP, посвященный внедрению и развитию "1С:ERP" и других инновационных решений…
Тринадцатый CNews FORUM 2020 пройдет 10 ноября 2020 г., причем впервые - в онлайн-формате. Он соберет ИТ-лидеров, в том числе из сектора розничной торговли.
CNews Forum традиционно предоставит независимую площадку для обсуждения ключевых вопросов и актуальных проблем рынка ИКТ, инновационных технологий, подходов…
Как малому, среднему и крупному бизнесу развиваться в беспрецедентных условиях обсудят лидеры из технологичных компаний на ежегодной конференции по внедрению…
Программа конгресса 2021 года в первую очередь ориентирована на максимальную пользу через ответы на запросы бизнеса, а также на возможность плодотворного…
13-14 апреля состоится Седьмой форум «Цифровое предприятие», организованный группой «Просперити Медиа» и порталом CFO-Russia.ru.
Письмо в редакцию
Написать
Отправить