Рекламный баннер
02 февраля 2023, четверг

И большая и малая розница сталкиваются сегодня с одинаковыми вызовами – падением покупательского спроса, снижением маржинальности, широкого применения технологий. И если крупные сети могут позволить себе глобальную цифровизацию, то одиночные магазины и маленькие сети вынуждены использовать точечные инструменты для привлечения и удержания покупателей. При этом перспектив у «малышей» гораздо больше, чем они сами предполагают.

Традиционно именно ритейл является лидирующей отраслью по внедрению инноваций в свои процессы. Статистика это только подтверждает – рынок розничной торговли пестрит новостями о внедрении новых проектов, связанных с применением инновационных технологий. Среди самых востребованных и распространенных проектов «большой розницы» – персонализация взаимоотношений с покупателями, геймификация при работе с покупателями и персоналом, мобильные помощники и мобильные приложения, чат-боты, использование advance-­аналитики для управления ассортиментом, проекты по видеоаналитике, роботизация, компьютерное зрение, интернет вещей, дополненная реальность, RFID-технологии, применение голосовых отборов в логистике, кассы самообслуживания и т.д. Но что же делать маленьким магазинам в борьбе за своего покупателя? Активно обсуждается вопрос эффективности и целесообразности применения в малом бизнесе технологий, которые широко внедряются в крупных сетях. Разбираемся, какие технологии стоит использовать в малой рознице, а какие однозначно применимы только в крупных сетях.

Свой путь

Слепое копирование технологий для малого бизнеса неприемлемо, соответственно, и путь федеральных ритейлеров им повторять не стоит. Крупные сети располагают другим бюджетом, техническими возможностями и компетенциями. Небольшой магазин в этой гонке цифровых вооружений проигрывает. Но отчаиваться не стоит – небольшим сетям и независимым магазинам присущи свои конкурентные преимущества, недоступные большой рознице. Вот их и нужно использовать. Это как раз тот случай, когда малые размеры могут давать преимущества. Маленькие магазины, в отличие от неповоротливых и тяжелых сетей, способны быстро адаптироваться к изменениям рынка, внедрять все новое, экспериментировать.

Федеральная сеть в тысячу магазинов мыслит категориями и факторами, поэтому ей сложно сделать тонкую настройку конкретного магазина, учесть его особенности. Любой крупный ритейлер имеет свой формат, жесткие, устоявшиеся бизнес-процессы, утвержденный ассортимент и отформатированный персонал торговых точек. Маленький же магазин может легко справиться с задачей настройки ассортимента под своего покупателя: достаточно изучить потребности своего покупателя, уделить внимание работе с ассортиментом и поработать над дополнительными сервисами, которые не могут предоставить крупные игроки.

Несмотря на явные отличия и преимущества, маленькие магазины, включаясь в ценовую гонку, как правило, проигрывают крупным игрокам. Конкурировать с крупными сетями по ценам, тем более в условиях постоянного промо, невозможно. Также магазины пытаются набрать как можно больше товара, «убивая» выкладку, грешат тем, что на 100 кв. м пытаются вместить ассортимент гипермаркета. В таком магазине покупателю трудно найти нужный товар. Маленьким магазинам необходимо научиться работать с тем ассортиментом, который ограниченно представлен в сетях, в силу их организационных особенностей. Например, это могут быть овощи и фрукты, продукция местных мелких локальных производителей, фермерские товары, молочка и мясо, свежий хлеб, другой скоропорт. Совершенно не нужно стремиться к сохранению самых низких цен и пытаться конкурировать с промо, – нужно просто отличаться от сетей. Районным «малышам» гораздо проще и быстрее дотянуться до своего покупателя и выяснить его потребности.

Не стоит забывать и про дополнительные сервисы – заказ товара, которого нет в наличии в магазине и даже в ассортименте, помощь в доставке товаров на дом или до машины. И даже в онлайне малая розница способна конкурировать с крупными интернет-магазинами – предлагать покупателям те сервисы и условия, которые федеральным сетям будут просто экономически невыгодны: доставлять заказ на минимальную сумму, например.

Таким образом, работа с покупателем, качественно выстроенный ассортимент в виде экологичного, безопасного и надежного товара, присутствие на полках товаров местных производителей, предоставление оригинальных сервисов – те конкурентные преимущества, которые позволяют малому бизнесу эффективно конкурировать с федеральными сетями.

Информационные системы

Государственная политика в области розничной торговли требует использования информационных систем (ИС). Торговать продуктами без них невозможно. Маленькие магазины всегда относились к информационным системам настороженно и использовали их, просто потому что надо. В свою очередь глобальное, массовое внедрение новых технологий, таких как ЕГАИС, «Меркурий», онлайн-кассы, маркировка, использование QR-кодов, мобильные устройства, электронный документо­оборот, привело к усложнению торговых ИС. Но есть в этом и хорошие новости – стоимость новых технологий заметно снизилась. Финансовые вопросы для малого бизнеса всегда были и остаются крае­угольными – далеко не все обязательные информационные системы они могут себе позволить.

Осознавая, что цифровизация – способ удержать свои позиции на рынке, малая розница использует те инструменты, которые позволяют повысить свою эффективность. Например, новые возможности для них открываются при переходе от количественного учета остатков товара в магазине к партионному, или даже потоварному учету. Это система, когда магазин в любой момент времени точно знает, какой товар, с какими сроками годности находится на полках, и может его вовремя уценить, вернуть или переработать, т.е. сократить потери и помочь покупателю найти нужный ему товар. Ранее такой учет считался трудоемким и на практике встречался очень редко. Сегодня, с появлением новых технологий, это вполне достижимо. Для этого необходимо сформировать:

  • электронный документооборот с поставщиком: документы должны содержать дополнительную информацию по срокам годности и составу товара (EDI, ЭДО, «Меркурий»);
  • правильную партионную маркировку товара (переход с EAN13 на EAN128);
  • оперативный онлайн-учет всех операций с товаром, используя для этих целей мобильные устройства.

Как правило, все необходимое для реализации этих технологий оборудование и ПО уже есть в магазинах или присутствует на рынке по вполне доступным ценам. Кстати, на основе этих же технологий государство разрабатывает системы контроля за ритейлом.

Следует отметить еще один важный момент – построение современной информационной системы невозможно без хорошей IT-инфраструктуры. Нельзя относиться к ней по остаточному принципу, – это основа стабильной работы магазина и источник конкурентных преимуществ. С помощью IT можно освободить людей от рутины, предоставить им удобный, технологичный инструмент, освободить время для вдумчивого, творческого подхода к своей работе.

Заниматься развитием магазина сегодня остро необходимо! Оставаться конкурентоспособным на рынке и в чем-то даже опережать федеральные сети можно, только активно применяя современные технологии.

 «Поштучная» работа с товаром – стопроцентное конкурентное преимущество маленького магазина. Уценивая товар с подходящим к концу сроком годности, вы гарантируете качество, демонстрируете лояльность к покупателю. Техническую поддержку данного решения можно обеспечить установкой прайс-чекеров, которые при сканировании показывают не только стоимость товара, но и срок ­его годности и состав. А вывод этой информации крупными буквами или голосовым сообщением сделает этот простой сервис удобным для покупателей зрелого возраста.

    Статья опубликована в 123 номере журнала "Точка продаж" за ноябрь 2019 года

Статьи по теме
Роботизация в контакт-центрах: вопрос ближайшего будущего
Ритейл входит в первую тройку индустрий, где используют роботов. Эти технологии уже становятся обыденностью и внедряются десятками отечественных…
RPA – технология настоящего
Одной из самых востребованных в ритейле технологий эксперты называют RPA (Robotic Process Automation) – технологию, которая позволяет имитировать…
Бесплатно и очень просто: система управления розничной торговлей «ОПСУРТ»
Простая и бесплатная торгово-складская программа для учёта товара в розничном магазине «ОПСУРТ» это полностью бесплатный аналог (альтернатива)…
Мобильное бизнес-решение
Для сохранения конкурентоспособности компаниям необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Это им позволяет адаптироваться под…
Новости по теме
04 января 2023 «Точка продаж»
«Лента» завершила пилот по внедрению системы автоматического планирования смен в супермаркетах Новосибирска. Система позволяет полностью автоматизировать…
04 мая 2022 СОФТ-ВЕСТ
Отечественный разработчик, компания «СОФТ-ВЕСТ», программные решения по комплексной автоматизации которой уже более 20 лет используются в сотнях отдельных…
21 сентября 2021 BBCG
8 октября 2021 года на конференции «ИТ в ритейле» поднимутся все актуальные темы IT и бизнеса в ритейле. Общим стал тезис о том, что пандемия ускорила…
03 августа 2021 «Точка продаж»
На базе мобильного приложения для сотрудников магазинов разработан новый функционал, который позволяет значительно упростить процессы учета остатков товара…
Мероприятия по теме
Специальная сессия «ИТ в ритейле» осеннего форума TAdviser SummIT 2022 «Итоги года и планы 2023»
Специальная сессия «ИТ в ритейле» осеннего форума TAdviser SummIT 2022 «Итоги года и планы 2023» будет посвящена обсуждению технологий, которые стоит поставить…
29 ноября 2022 Tadviser
11-я отраслевая конференция «IT в ритейле» – 2022
11-я отраслевая конференция «IT в ритейле» поднимет вопросы IT вызовов ритйла в 2022 году, с которыми столкнулись все розничные предприятия страны: как…
08 ноября 2022 Trinity Events Group
Материалы по теме
Ритейл входит в первую тройку индустрий, где используют роботов. Эти технологии уже становятся обыденностью и внедряются десятками отечественных компаний-разработчиков.…
Одной из самых востребованных в ритейле технологий эксперты называют RPA (Robotic Process Automation) – технологию, которая позволяет имитировать работу…
Простая и бесплатная торгово-складская программа для учёта товара в розничном магазине «ОПСУРТ» это полностью бесплатный аналог (альтернатива) «1С», в…
Для сохранения конкурентоспособности компаниям необходимо постоянно развиваться и самосовершенствоваться. Это им позволяет адаптироваться под изменяющиеся…
«Лента» завершила пилот по внедрению системы автоматического планирования смен в супермаркетах Новосибирска. Система позволяет полностью автоматизировать…
Отечественный разработчик, компания «СОФТ-ВЕСТ», программные решения по комплексной автоматизации которой уже более 20 лет используются в сотнях отдельных…
8 октября 2021 года на конференции «ИТ в ритейле» поднимутся все актуальные темы IT и бизнеса в ритейле. Общим стал тезис о том, что пандемия ускорила…
На базе мобильного приложения для сотрудников магазинов разработан новый функционал, который позволяет значительно упростить процессы учета остатков товара…
Специальная сессия «ИТ в ритейле» осеннего форума TAdviser SummIT 2022 «Итоги года и планы 2023» будет посвящена обсуждению технологий, которые стоит поставить…
11-я отраслевая конференция «IT в ритейле» поднимет вопросы IT вызовов ритйла в 2022 году, с которыми столкнулись все розничные предприятия страны: как…
CNews Forum 2022 традиционно, уже 15-й раз, предоставит независимую площадку для обсуждения ключевых вопросов и актуальных проблем рынка ИКТ, инновационных…
Фирма «1С» приглашает представителей предприятий и партнеров принять участие в 9-м Бизнес-форуме 1С:ERP, посвященном обменe опытом по проектам внедрения…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить