Рекламный баннер
18 ноября 2025, вторник

Динамика пищевой отрасли в сопоставимых ценах по итогам 2025 г. составит 1,5-2%, а инвестиционная активность компаний продолжит сдерживаться недоступностью кредитных средств из-за высокой ключевой ставки ЦБ РФ. Об этом и о том, какие стратегии позволяют компаниям расти и развиваться в этих условиях — обсудили лидеры пищевой индустрии. Дискуссия «Диалог: режем косты, повышаем эффективность» прошла в рамках недавней международной выставки продуктов питания WorldFood Moscow 2025.

Открывая сессию, руководитель направления «Потребительский рынок», информационно-консалтингового агентства Infoline Светлана Силенина, отметила критическое снижение инвестиционной активности на фоне дорогих кредитов и неопределенности. Она указала, что отрасль столкнулась с падением числа новых инвестиционных проектов, хотя и достигла продовольственной безопасности по многим категориям:

«То падение, которое мы сейчас наблюдаем, действительно довольно критичное, потому что по уровню инвестиций мы вышли на допандемийные показатели. Более того, кредиты стали дороже, то есть падение на самом деле еще более сильное. При этом с уходом части компаний с рынка высвободилось большое количество современных хороших мощностей, которые можно было купить с большим дисконтом. Некоторые компании очень хорошо на этом смогли поменять свои категории».

Говоря о потребительском поведении, Светлана Силенина отметила замедление рынка и смещение фокуса производителей в сторону общественного питания, где доля топ-10 игроков составляет всего 12% против 45% в ритейле, а также в сторону онлайн-каналов:

«Именно поэтому многие производители сейчас в свою стратегию закладывают именно канал общественного питания. Там ниже конкуренция, ниже уровень консолидации».

Кроме того, эксперт привела данные по внешней торговле: «По первому полугодию данного года у нас сальдо опять стало отрицательным, но интересно, что процентное соотношение экспорта-импорта, падение и рост стали одинаковыми»

Вызовы для производителей: себестоимость, логистика и кадры

Директор по маркетингу бренда «Sибирская коллекция» Щелковский МПК Наталья Жестарева обратила внимание на снижение лояльности к брендам и рост доли низкомаржинальных продуктов и собственных торговых марок (СТМ) сетей: люди стали чаще переключаться с одного производителя на другого, пробовать очень многое.

Эксперты обсудили также актуальную тему, связанную с качеством оборудования и скачками цен на сырье.

«Все дороги ведут в Китай, но китайское оборудование работает в лучшем случае пару месяцев, — отметила Наталья Жестарева. — Возникают проблемы из-за качества металла и другого».

Исполнительный директор Ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков добавил, что основное давление на себестоимость оказывает совокупность факторов: «Это и люди, и логистика, и неналоговые платежи — каждый вносит свою лепту и добавляет себестоимость». Он также отметил, что цену определяет конечный потребитель, но компании, не способные адаптироваться, уходят с рынка. При этом долю онлайн-маркетплейсов в продажах индустриальных продуктов питания его ассоциация оценивает лишь в 4%.

Ключевые тренды и прогнозы

Участники сессии выделили несколько ключевых трендов, формирующих будущее отрасли.

Один из них —  активная консолидация, которая продолжается: еще есть кого купить, есть что объединить. Одновременно с этим наблюдается трансформация и рост собственных торговых марок (СТМ) в торговых сетях, особенно на фоне роста доли дискаунтеров, которые стремятся к доле СТМ в 50%.

Значительным драйвером становится и сегмент готовой еды, о чем говорят все участники рынка. Как яркий пример эксперты назвали компанию «Черкизово», выручка которой в направлении фуд-сервиса выросла на 30% против 14% по компании в целом. Еще один растущий канал — экспорт, особенно в страны Таможенного союза, где в некоторых категориях до 50% товаров на полках — российские. При этом производители отмечают, что будущее за умным ассортиментом, который удивляет потребителя, и за развитием онлайн-каналов, несмотря на их сложность и риски монополизации.

В заключение спикеры обсудили тему российской полки, отметив, что главным критерием должна быть конкурентоспособность продукта, а не административные меры.

«Если потребитель будет голосовать за российский продукт, то полка сама по себе расширится, — считает Алексей Ильин, вице-президент компании Ladoga. — На сегодняшний момент в нашем сетевом ритейле уже порядка более 50% на полке занимает российское вино».

Дискуссия показала, что, несмотря на серьезные вызовы, российские производители демонстрируют адаптивность, активно инвестируют в развитие и ориентируются на растущие ниши, чтобы сохранять динамику в новых экономических условиях.

Новости по теме
24 сентября 2025 WorldFood Moscow
Стремительный рост рынка готовой еды стал одной из ключевых тем, которая обсуждалась на международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow.
28 апреля 2025 «Точка продаж»
Кондитерская и хлебопекарная индустрии продолжают претерпевать изменения. Ряд иностранных компаний покинули рынок, еще часть – снизили инвестиции в отрасль.…
17 апреля 2025 «Точка продаж»
Сервис доставки из магазинов и ресторанов «Купер» проанализировал онлайн-заказы в сегменте e-grocery в период с января по февраль 2025 года.
23 октября 2024 ПИР Экспо
Авторы исследования проанализировали динамику числа предприятий общепита и размер среднего чека за последние несколько лет, соотношение сетевых и несетевых…
Статьи по теме
Гастрономичесский стрит-ритейл Москвы в разрезе
Согласно исследованию IBC Real Estate доля заведений общественного питания на 10 ключевых ресторанных улицах Москвы (ул. Большая Бронная, Большая…
Кто управляет инновациями в ресторанной индустрии и следит за трендами
Консалтинговая компания Welcomepro совместно со Школой экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета провела исследование…
Ключевые итоги 2024 года индустрии общепита на рынке стрит-ретейла Москвы
Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2024 года на рынке стрит-ретейла Москвы. За год на основных торговых улицах столицы…
Специализация и эксклюзивная продукция как способ дифференциации на рынке
Лидер по ассортименту сети «ВкусВилл», Ксения Лаврова, выступая на конференции «Пищевка3D: Индустрия готовой еды», рассказала про подход к дифференциации…
Мероприятия по теме
International Restaurant and Bar Expo 2026
Казахстан становится одной из самых динамичных площадок региона: здесь стремительно растет внутренний спрос, появляются новые концепции и увеличиваются…
28 октября 2026 ExpoGeorgia
HoReCA Expo Georgia 2026
Выставка HoReCA Expo Georgia – позиционируется отражение реальных потребностей рынка и площадка для обсуждения будущего индустрии гостеприимства. Выставка…
05 октября 2026 ExpoGeorgia
Материалы по теме
Стремительный рост рынка готовой еды стал одной из ключевых тем, которая обсуждалась на международной выставке продуктов питания WorldFood Moscow.
Кондитерская и хлебопекарная индустрии продолжают претерпевать изменения. Ряд иностранных компаний покинули рынок, еще часть – снизили инвестиции в отрасль.…
Сервис доставки из магазинов и ресторанов «Купер» проанализировал онлайн-заказы в сегменте e-grocery в период с января по февраль 2025 года.
Авторы исследования проанализировали динамику числа предприятий общепита и размер среднего чека за последние несколько лет, соотношение сетевых и несетевых…
Согласно исследованию IBC Real Estate доля заведений общественного питания на 10 ключевых ресторанных улицах Москвы (ул. Большая Бронная, Большая Никитская,…
Консалтинговая компания Welcomepro совместно со Школой экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета провела исследование о том, как…
Аналитики консалтинговой компании NF Group подвели итоги 2024 года на рынке стрит-ретейла Москвы. За год на основных торговых улицах столицы открылось…
Лидер по ассортименту сети «ВкусВилл», Ксения Лаврова, выступая на конференции «Пищевка3D: Индустрия готовой еды», рассказала про подход к дифференциации…
Казахстан становится одной из самых динамичных площадок региона: здесь стремительно растет внутренний спрос, появляются новые концепции и увеличиваются…
Выставка HoReCA Expo Georgia – позиционируется отражение реальных потребностей рынка и площадка для обсуждения будущего индустрии гостеприимства. Выставка…
HoReCa Expo 2026 – В2В-площадка, нацеленная на профессиональное сообщество ресторанного и гостиничного бизнеса. Выставка-форум сформирует контент для профессионалов…
«Евразийский Ресторанный Форум 2025. Москва» — погружение в сферу ресторанного бизнеса, столичная конференция о трендах, тенденциях и перспективах развития…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить