В марте 2024 года консалтинговая компания «Координационный совет по логистике» (КСЛ) завершила масштабное исследование по проблеме кадров в сфере логистики. В исследовании приняли участие респонденты из 527 российских компаний, представляющих ключевые отрасли: промышленность, логистика, ритейл, потребительский сектор, дистрибуция.
На горизонте 1-2 лет более половины (50,85%) респондентов предвидят критическое усугубление дефицита персонала в логистике, что может привести к перебоям в операционной деятельности. При этом каждый четвертый опрошенный (25,61%) считает, что проблемы с линейным персоналом могут не только создать ограничения в развитии бизнеса, но и несут прямую угрозу устойчивости компаний.
До 35% опрошенных компаний с численностью штата свыше 2-5 тысяч человек полагают, что дефицит кадров принесет значительные и критические проблемы для бизнеса. Особенно остро проблема стоит перед логистическими операторами и промышленными предприятиями. Так 31,46% представителей логистических компаний отметили, что кадровый голод окажет крайне негативное влияние на их деятельность в ближайшее время. Схожую оценку дают представители промышленного сектора (28,92%).
Основными препятствиями для устранения дефицита линейного персонала по масштабу распространенности респонденты назвали:
- ограниченные возможности компаний в части мотивации сотрудников (ФОТ + соцпакет) по сравнению с работодателями из других сфер (43,83%). Наиболее остро ограничения по бюджетам ощущают ритейл и дистрибуция.
- ограничения, связанные с низким уровнем автоматизации процессов в логистике / производстве (36,24%).
При этом руководители логистической функции (34,55%) прогнозируют значительный прирост товарооборота на уровне 10–20%, который традиционно влечет за собой увеличение потребности в персонале. Однако каждый четвертый представитель HR-подразделения не видит перспектив роста численности линейного персонала или даже ожидает оптимизацию численности.
Бизнес рассматривает различные сценарии для преодоления кадрового голода. Среди основных решений:
- оптимизация процессов (более 38,14%),
- автоматизация и роботизация (около 18,98%),
- внедрение систем мотивации (17,46%),
- повышение зарплаты (10,82%).
Промышленные предприятия в основном фокусируются на оптимизации технологических процессов для решения проблемы дефицита линейного персонала (43,37% компаний пойдут этим путем). Что касается роботизации, то на первом месте с хорошим отрывом — розничная торговля с 25,49% — ритейлеры считают, что независимость (или минимальная зависимость от персонала) может стать их конкурентным преимуществом.
В целом тенденция такова, что чем крупнее компания, тем больше она полагается на оптимизационные решения и роботизацию, понимая, что кадровый дефицит в ближайшие годы будет только набирать обороты. Средние и малые компании решают вопросы через введение системы мотивации персонала и повышение заработной платы, рискуя оказаться не готовыми к негативным сценариям на рынке труда.
«Растущий дефицит операционного персонала, который представляет для многих компаний угрозу развития, постепенно приведет к технологическому сдвигу. Так, порядка 19% российских компаний намерены в ближайшее время внедрять инструменты роботизации для решения этой проблемы. Эта тенденция кардинально изменит кадровый ландшафт – вызовет дефицит ресурсов для роботизации: самой техники, IT-ресурсов, специалистов по монтажу, запуску, интеграции.
Однако, мы уверены, что этот дефицит будет временным и, в отличие от системной нехватки линейного персонала, относительно быстро восполняемым за счет наращивания мощностей и компетенций российских компаний-поставщиков роботизированных решений», – отметил Василий Демин, исполнительный директор КСЛ.