Рекламный баннер
02 октября 2022, воскресенье

Быстро развивающиеся мировые тренды, глобальная интернетизация, поколение миллениалов (родившихся после 1981 года) – это то, что необратимо меняет рынок российской коммерции. Кардинальные изменения в мире ритейла уже произошли, а новая реальность уже наступила.

Аудитория интернет-­пользователей в России составляет уже 75,4% населения страны, и это сейчас оказывает влияние на все, что происходит в ритейле. В последние годы аудитория растет медленнее за счет подключения пользователей старшего поколения, а среди молодежи и людей среднего возраста проникновение интернета достигает предельного уровня. К началу 2019 года доля пользователей интернета на мобильных устройствах достигла 61%. Важный качественный сдвиг последнего времени – стремительный рост аудитории пользователей mobile only – тех, кто пользуется только мобильным доступом к сети. Интернет­-сегменту нужно подготовить свой продукт для мобильных пользователей, изменить приоритеты при развитии digital-­продуктов, коммуникаций, рекламы. Канал smart­TV также показал рост доли пользователей интернета через приставку или телевизор. По данным Data Insight подсчитано, что на каждого человека приходится в среднем по 4­5 часов просмотра телевизора, даже если он работает «фоном». Smart­TV – это большой канал принятия коллективного решения и разделения ответственности за покупку. При всем при этом сохраняется многоканальность поведения при совершении интернет­-покупки. Desktop, mobile, приложение, пункт выдачи, курьер – это все разные каналы взаимодействия с потребителем. Пользователь делает покупки и онлайн и офлайн и выбирает тот способ коммуникации с компанией, который прямо сейчас по каким­-то причинам ему удобен. Изменение канала в любую минуту не представляет для него никакой сложности, и это нормальное поведение покупателя.

Социальные сети – это важный и интересный канал для В2С-­продавцов, где есть много инструментов изучения покупателя, взаимодействия с ним, а также манипулирования его мнением. Средний чек здесь небольшой, но его покрывает большое количество сделок. Самыми крупными по продажам площадками являются ВКонтакте, Instagram и Одноклассники. Если смотреть по категориям, то тут в лидерах «Одежда и обувь», далее «Электроника и бытовая техника», на третьем месте «Аренда недвижимости». Соцсети предлагают большое количество настроек для коммерческой деятельности, да и сами пользователи раскрывают достаточно много персональной информации о себе. Используя возможность фильтрации пользователей по геопозиции, полу, возрасту, семейному положению, образованию и т.д., можно создать целевую аудиторию и с каждой группой работать отдельно, персонализировать объявления. Это дает эффективные результаты.

Доставка и фулфилмент

Логистика интернет-­торговли – это весь спектр вариантов по получению заказа, сделанного через интернет­магазин. По статистике, три из пяти онлайн­-заказов доставляются сторонними сервисами. На первом месте Почта России, затем доставка собственными силами, чуть меньше доля у сторонних курьерских служб, следом идут пункты выдачи заказов (ПВЗ), и замыкают пятерку постаматы (станции приема и выдачи малогабаритных отправлений), число которых очень быстро растет. Если разбить по регионам, то в Москве преобладает курьерская доставка; в Санкт­-Петербурге, Московской области и крупных городах – самовывоз; за пределами мегаполисов предпочтительна доставка Почтой России. Основным трендом 2018 года в логистике стало увеличение числа самовывоза. Обусловлено это большим количеством точек, снижением стоимости услуг, повышением качества сервиса. Интересный момент, если у человека рядом с работой или домом в 2–3­минутной доступности есть ПВЗ или постамат, человек переключается на этот способ доставки полностью, потому что ему удобно забрать из ПВЗ. Скорость доставки является критически важным условием успеха и напрямую влияет на конверсию, удовлетворенность клиента и снижение маркетинговых затрат. По статистике, быстрее всего доставляют продукты питания и медицинские товары, медленнее всего – книги и диски. Довольные быстрой покупкой и хорошим сервисом, покупатели возвращаются снова, увеличивая, в конечном счете, выручку производителя. На рынке В2В важным трендом стоит отметить выросшую долю фулфилмента. Представление о фулфилменте меняется вместе с ситуацией на рынке, бизнесу уже мало базовых операций с товаром, становятся востребованными дополнительные опции. В 2019 году рынок ожидают изменения, связанные с приходом таких крупных игроков, как «Беру», Lamoda, Wildberries, Ozon, в ближайшей перспективе Почты России. Они предлагают не только логистические услуги по хранению, обработке заказа, магистральной логистике и последней миле, но и возможность размещения товара в своих маркетплейсах, привлечение продаж, услуги кол­центра.

Исходящий кросс­бордер

Исходящий кросс­бордер, или рынок интернет-­экспорта, пока невелик. Под этим термином мы понимаем покупку товаров в российском интернет­-магазине из-­за рубежа. Ограничение по некоторым товарным категориям, обратный импорт, отсутствие возможности предъявить НДС к вычету и слабо развитая экспортная логистика пока не позволяют делать многие вещи. Но тем не менее, исходящий кросс­бордер – это то, что сейчас интересно, хорошо двигается и можно рассмотреть как сопутствующее направление бизнеса. За 2018 год было отправлено 11,2 млн посылок, из них 4 млн были заказаны через маркетплейсы, а 7,2 – через интернет­-магазины на их сайтах, в представительствах, через социальные сети и другие каналы. Лидирующую позицию по долларовой выручке занимает категория Fashion, за ней следуют категории «Электроника» и «Товары для дома и интерьера». Быстрыми темпами растут категории «Электроника», «Косметика» и «Коллекционные вещи». 86% средних и мелких онлайн­-экспортеров пользуются услугами Почты России для отправки посылок, и 14% отправлений обслуживаются другими логистическими операторами. В пятерку стран–лидеров онлайн­-экспорта в России входят Беларусь, США, Казахстан, Украина и с большим отрывом – Германия. Рынки соседних и дальних стран – это те рынки, которые сейчас легко получить. Перспективность направления Беларуси и Казахстана заключается в большой русскоязычной онлайн­аудитории, спрос которой не удовлетворяют национальные интернет­-платформы. Немаловажным значением является то, что в этих странах снижены таможенные платежи и отсутствует таможенная очистка. Для экспорта в США важными плюсами являются большой платежеспособный рынок с продвинутым отношением к онлайн­-торговле, дешевизна российских товаров и доставки в переводе в доллары, беспошлинный ввоз товаров до 800 долларов.

FMCG

Скорость жизни в России набирает обороты, и теперь людям нужно сделать большее количество дел за короткий промежуток времени. Все более актуальными становятся «удобные» сервисы, позволяющие сократить рутину и облегчить жизнь. На рынке ритейла и FMCG стремление потребителя к «удобству» становится более ощутимым. Растет число онлайн­-заказов продуктов питания и готовой еды. И хотя рынок интернет-­торговли в сфере FMCG составляет не больше 1% от офлайнового оборота, уже 30% онлайн­-аудитории делали хотя бы один заказ в интернете, а 47% планируют это сделать в ближайшее время. Продовольственные ритейлеры продолжают выходить в онлайн. Сети открывают онлайн­-витрины, развивается формат мил­кит (meal kits) – это готовый набор ингредиентов под определенный рецепт для самостоятельного приготовления блюда. Параллельно набирают популярность сервисы-­агрегаторы доставки FMCG, такие как Instamart и Golomago. Тренд «удобство» складывается из полезности, доступности, скорости и простоты продукта или сервиса для покупателя, а именно онлайн-­каналы и могут их предоставить в максимальном объеме. 

Статья опубликована в 120 номере журнала "Точка продаж" за май 2019 года

Статьи по теме
Портрет селлера маркетплейса: кто и как продает на самых популярных маркетплейсах в России
Аналитики Tinkoff Data провели исследование российского бизнеса в сфере eCommerce на основе транзакций клиентов своей экосистемы в течение трех…
Тренды рынка электронной коммерции и растущие бизнес-модели с UPGRADE RETAIL ЛЕТО 2022
Рынок e-commerce – один из немногих секторов экономики в России, который продолжает уверенный рост. По прогнозу Data Insight, по итогам 2022…
Экспертный взгляд на точки роста и векторы правильного развития при работе с маркетплейсами в 2022 году
Маркетплейсы планомерно наращивают популярность в бизнес-среде: по данным Data Insight, в 2021 году в зависимости от площадки количество продавцов…
E-com кейс товарных подборок «Дочки-Сыночки» – как пандемийный опыт продолжает приносить плоды
Сеть детских магазинов «Дочки-Сыночки» проанализировала результаты проекта по составлению и рекламе тематических онлайн-подборок. Детские товары,…
Новости по теме
Наступает будущее корпоративных онлайн-закупок — уникальный B2B-маркетплейс «Максмарт» начнет принимать заказы осенью текущего года, сообщили в компании…
В четверг, 21 апреля на расширенном заседании Комитета по электронной коммерции и потребительскому рынку Торгово-промышленной палаты Московской области…
Количество селлеров, торгующих на маркетплейсах, за первый квартал 2022 года выросло на 27% к предыдущему кварталу – таковы данные сервиса по автоматизации…
Ozon опросил своих продавцов про акцию Всемирный день шоппинга 11.11.2021 и «Чёрную Пятницу»: почти 1000 селлеров рассказали о своих планах на большие…
Мероприятия по теме
Конференция Oborot.ru «Электронная торговля — 2022»
«Электронная торговля — 2022» самая масштабная в стране конференция для онлайн-магазинов, производителей, селлеров и ритейлеров.
13 октября 2022 Oborot.ru
Вебинар «Как подготовиться к высокому сезону 2022 года на маркетплейсе»
Эксперты «СберМегаМаркета» расскажут как селлерам действовать в главные осенние распродажи осени 2022 года: как подготовиться к высокому сезону на маркетплейсе…
Материалы по теме
Аналитики Tinkoff Data провели исследование российского бизнеса в сфере eCommerce на основе транзакций клиентов своей экосистемы в течение трех лет (2019-2022…
Рынок e-commerce – один из немногих секторов экономики в России, который продолжает уверенный рост. По прогнозу Data Insight, по итогам 2022 число онлайн-заказов…
Маркетплейсы планомерно наращивают популярность в бизнес-среде: по данным Data Insight, в 2021 году в зависимости от площадки количество продавцов выросло…
Сеть детских магазинов «Дочки-Сыночки» проанализировала результаты проекта по составлению и рекламе тематических онлайн-подборок. Детские товары, представленные…
Наступает будущее корпоративных онлайн-закупок — уникальный B2B-маркетплейс «Максмарт» начнет принимать заказы осенью текущего года, сообщили в компании…
В четверг, 21 апреля на расширенном заседании Комитета по электронной коммерции и потребительскому рынку Торгово-промышленной палаты Московской области…
Количество селлеров, торгующих на маркетплейсах, за первый квартал 2022 года выросло на 27% к предыдущему кварталу – таковы данные сервиса по автоматизации…
Ozon опросил своих продавцов про акцию Всемирный день шоппинга 11.11.2021 и «Чёрную Пятницу»: почти 1000 селлеров рассказали о своих планах на большие…
«Электронная торговля — 2022» самая масштабная в стране конференция для онлайн-магазинов, производителей, селлеров и ритейлеров.
Эксперты «СберМегаМаркета» расскажут как селлерам действовать в главные осенние распродажи осени 2022 года: как подготовиться к высокому сезону на маркетплейсе…
Платформа по удержанию клиентов с возможностью создания программы лояльности с интеграцией офлайн-точек Retail Rocket приглашает принять участие в онлайн-конференции…
Осенняя конференция «Маркетплейсы 2022» – 2 дня погружения в рынок маркетплейсов: день конференции и день обучения. Ознакомьтесь с более чем 60 докладами…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить