Рекламный баннер
20 июня 2021, воскресенье

Быстро развивающиеся мировые тренды, глобальная интернетизация, поколение миллениалов (родившихся после 1981 года) – это то, что необратимо меняет рынок российской коммерции. Кардинальные изменения в мире ритейла уже произошли, а новая реальность уже наступила.

Аудитория интернет-­пользователей в России составляет уже 75,4% населения страны, и это сейчас оказывает влияние на все, что происходит в ритейле. В последние годы аудитория растет медленнее за счет подключения пользователей старшего поколения, а среди молодежи и людей среднего возраста проникновение интернета достигает предельного уровня. К началу 2019 года доля пользователей интернета на мобильных устройствах достигла 61%. Важный качественный сдвиг последнего времени – стремительный рост аудитории пользователей mobile only – тех, кто пользуется только мобильным доступом к сети. Интернет­-сегменту нужно подготовить свой продукт для мобильных пользователей, изменить приоритеты при развитии digital-­продуктов, коммуникаций, рекламы. Канал smart­TV также показал рост доли пользователей интернета через приставку или телевизор. По данным Data Insight подсчитано, что на каждого человека приходится в среднем по 4­5 часов просмотра телевизора, даже если он работает «фоном». Smart­TV – это большой канал принятия коллективного решения и разделения ответственности за покупку. При всем при этом сохраняется многоканальность поведения при совершении интернет­-покупки. Desktop, mobile, приложение, пункт выдачи, курьер – это все разные каналы взаимодействия с потребителем. Пользователь делает покупки и онлайн и офлайн и выбирает тот способ коммуникации с компанией, который прямо сейчас по каким­-то причинам ему удобен. Изменение канала в любую минуту не представляет для него никакой сложности, и это нормальное поведение покупателя.

Социальные сети – это важный и интересный канал для В2С-­продавцов, где есть много инструментов изучения покупателя, взаимодействия с ним, а также манипулирования его мнением. Средний чек здесь небольшой, но его покрывает большое количество сделок. Самыми крупными по продажам площадками являются ВКонтакте, Instagram и Одноклассники. Если смотреть по категориям, то тут в лидерах «Одежда и обувь», далее «Электроника и бытовая техника», на третьем месте «Аренда недвижимости». Соцсети предлагают большое количество настроек для коммерческой деятельности, да и сами пользователи раскрывают достаточно много персональной информации о себе. Используя возможность фильтрации пользователей по геопозиции, полу, возрасту, семейному положению, образованию и т.д., можно создать целевую аудиторию и с каждой группой работать отдельно, персонализировать объявления. Это дает эффективные результаты.

Доставка и фулфилмент

Логистика интернет-­торговли – это весь спектр вариантов по получению заказа, сделанного через интернет­магазин. По статистике, три из пяти онлайн­-заказов доставляются сторонними сервисами. На первом месте Почта России, затем доставка собственными силами, чуть меньше доля у сторонних курьерских служб, следом идут пункты выдачи заказов (ПВЗ), и замыкают пятерку постаматы (станции приема и выдачи малогабаритных отправлений), число которых очень быстро растет. Если разбить по регионам, то в Москве преобладает курьерская доставка; в Санкт­-Петербурге, Московской области и крупных городах – самовывоз; за пределами мегаполисов предпочтительна доставка Почтой России. Основным трендом 2018 года в логистике стало увеличение числа самовывоза. Обусловлено это большим количеством точек, снижением стоимости услуг, повышением качества сервиса. Интересный момент, если у человека рядом с работой или домом в 2–3­минутной доступности есть ПВЗ или постамат, человек переключается на этот способ доставки полностью, потому что ему удобно забрать из ПВЗ. Скорость доставки является критически важным условием успеха и напрямую влияет на конверсию, удовлетворенность клиента и снижение маркетинговых затрат. По статистике, быстрее всего доставляют продукты питания и медицинские товары, медленнее всего – книги и диски. Довольные быстрой покупкой и хорошим сервисом, покупатели возвращаются снова, увеличивая, в конечном счете, выручку производителя. На рынке В2В важным трендом стоит отметить выросшую долю фулфилмента. Представление о фулфилменте меняется вместе с ситуацией на рынке, бизнесу уже мало базовых операций с товаром, становятся востребованными дополнительные опции. В 2019 году рынок ожидают изменения, связанные с приходом таких крупных игроков, как «Беру», Lamoda, Wildberries, Ozon, в ближайшей перспективе Почты России. Они предлагают не только логистические услуги по хранению, обработке заказа, магистральной логистике и последней миле, но и возможность размещения товара в своих маркетплейсах, привлечение продаж, услуги кол­центра.

Исходящий кросс­бордер

Исходящий кросс­бордер, или рынок интернет-­экспорта, пока невелик. Под этим термином мы понимаем покупку товаров в российском интернет­-магазине из-­за рубежа. Ограничение по некоторым товарным категориям, обратный импорт, отсутствие возможности предъявить НДС к вычету и слабо развитая экспортная логистика пока не позволяют делать многие вещи. Но тем не менее, исходящий кросс­бордер – это то, что сейчас интересно, хорошо двигается и можно рассмотреть как сопутствующее направление бизнеса. За 2018 год было отправлено 11,2 млн посылок, из них 4 млн были заказаны через маркетплейсы, а 7,2 – через интернет­-магазины на их сайтах, в представительствах, через социальные сети и другие каналы. Лидирующую позицию по долларовой выручке занимает категория Fashion, за ней следуют категории «Электроника» и «Товары для дома и интерьера». Быстрыми темпами растут категории «Электроника», «Косметика» и «Коллекционные вещи». 86% средних и мелких онлайн­-экспортеров пользуются услугами Почты России для отправки посылок, и 14% отправлений обслуживаются другими логистическими операторами. В пятерку стран–лидеров онлайн­-экспорта в России входят Беларусь, США, Казахстан, Украина и с большим отрывом – Германия. Рынки соседних и дальних стран – это те рынки, которые сейчас легко получить. Перспективность направления Беларуси и Казахстана заключается в большой русскоязычной онлайн­аудитории, спрос которой не удовлетворяют национальные интернет­-платформы. Немаловажным значением является то, что в этих странах снижены таможенные платежи и отсутствует таможенная очистка. Для экспорта в США важными плюсами являются большой платежеспособный рынок с продвинутым отношением к онлайн­-торговле, дешевизна российских товаров и доставки в переводе в доллары, беспошлинный ввоз товаров до 800 долларов.

FMCG

Скорость жизни в России набирает обороты, и теперь людям нужно сделать большее количество дел за короткий промежуток времени. Все более актуальными становятся «удобные» сервисы, позволяющие сократить рутину и облегчить жизнь. На рынке ритейла и FMCG стремление потребителя к «удобству» становится более ощутимым. Растет число онлайн­-заказов продуктов питания и готовой еды. И хотя рынок интернет-­торговли в сфере FMCG составляет не больше 1% от офлайнового оборота, уже 30% онлайн­-аудитории делали хотя бы один заказ в интернете, а 47% планируют это сделать в ближайшее время. Продовольственные ритейлеры продолжают выходить в онлайн. Сети открывают онлайн­-витрины, развивается формат мил­кит (meal kits) – это готовый набор ингредиентов под определенный рецепт для самостоятельного приготовления блюда. Параллельно набирают популярность сервисы-­агрегаторы доставки FMCG, такие как Instamart и Golomago. Тренд «удобство» складывается из полезности, доступности, скорости и простоты продукта или сервиса для покупателя, а именно онлайн-­каналы и могут их предоставить в максимальном объеме. 

Статья опубликована в 120 номере журнала "Точка продаж" за май 2019 года

Статьи по теме
Лицом к лицу с покупателем
«Все для меня и про меня» – так маркетологи формулируют запрос современного покупателя. Люди больше не хотят «ширпотреба», на первое место выходит…
5 ошибок при запуске интернет-магазина
Несмотря на то что все бизнесы, в которых я работал, разные по своей сути, проблемы у них, как правило, одни и те же. Рассмотрим основные ошибки,…
ROPO-эффект
Сегодня люди хотят покупать быстрее, выгоднее и комфортнее, а аудитории, которые раньше действовали раздельно – в онлайне или офлайне, – во многом…
Дэнни Перекальски, Ozon: «Бизнес живет по законам мозга»
Еще в 2014 году гигант интернет-торговли Ozon был убыточной компанией, большая часть денег которой каждый месяц «сгорала», рост составлял примерно…
Новости по теме
20 октября 2020 AliExpress
Как изменится объем рынка e-commerce в ближайшие несколько лет, почему термин «офлайн» уже устарел, за какой бизнес-моделью будущее, какой опыт извлекли…
26 января 2020 METRO Cash and Carry
30 января 2020 года METRO Cash and Carry объявил о запуске доставки продуктов питания в трех новых городах России – в Иркутске, Калининграде и Рязани.
Мероприятия по теме
E-com Summer 2021. Летние тренды интернет-торговли
Электронная коммерция и все сопутствующие отрасли показали взрывной рост благодаря пандемии. Но все ли оказались готовы к такому бурному развитию? Как…
Онлайн-эфир «SMART BUSINESS: новая реальность ритейла и e-commerce»
Деловое издание «Ведомости» запускает серию онлайн-эфиров «SMART BUSINESS» про управление, бизнес и цифровые технологии. Вас ждет четыре онлайн-эфира из…
Материалы по теме
«Все для меня и про меня» – так маркетологи формулируют запрос современного покупателя. Люди больше не хотят «ширпотреба», на первое место выходит индивидуальный…
Несмотря на то что все бизнесы, в которых я работал, разные по своей сути, проблемы у них, как правило, одни и те же. Рассмотрим основные ошибки, которые…
Сегодня люди хотят покупать быстрее, выгоднее и комфортнее, а аудитории, которые раньше действовали раздельно – в онлайне или офлайне, – во многом смешались.…
Еще в 2014 году гигант интернет-торговли Ozon был убыточной компанией, большая часть денег которой каждый месяц «сгорала», рост составлял примерно 50%…
Как изменится объем рынка e-commerce в ближайшие несколько лет, почему термин «офлайн» уже устарел, за какой бизнес-моделью будущее, какой опыт извлекли…
30 января 2020 года METRO Cash and Carry объявил о запуске доставки продуктов питания в трех новых городах России – в Иркутске, Калининграде и Рязани.
Электронная коммерция и все сопутствующие отрасли показали взрывной рост благодаря пандемии. Но все ли оказались готовы к такому бурному развитию? Как…
Деловое издание «Ведомости» запускает серию онлайн-эфиров «SMART BUSINESS» про управление, бизнес и цифровые технологии. Вас ждет четыре онлайн-эфира из…
ИД «Коммерсантъ» приглашает всех активных участников рынка онлайн-торговли принять участие в конференции «E-КоммерсЪ в России 2021. New retail. New opportunities»,…
Ecom Retail Week пройдет 10-11 ноября в рамках «Недели Ритейла»
Письмо в редакцию
Написать
Отправить