Аналитики банка «Точка», опираясь на данные «Роспатента», проанализировали более 800 тысяч товарных знаков, чтобы оценить текущие тренды и показатели рынка франчайзинга 2023 года. Исследование подтверждает, что динамика открытия франшиз в России остаётся положительной. Кроме того, наблюдается рост качества бизнеса и доли продаж российских франшиз по сравнению с иностранными.
Динамика рынка франшиз
Начиная с 2016 года, количество продаж новых франшиз демонстрирует среднегодовой прирост на уровне 7%. Тем не менее, несмотря на общее увеличение, последние годы показали некоторое снижение: в 2021 году было продано 21 992 франшизы, в 2022 году — 20 228, и в 2023 году — 20 025, где под термином «проданные франшизы» имеется в виду количество регистраций договоров коммерческой концессии, коммерческой субконцессии и лицензионных договоров о предоставлении права на использование товарного знака.
Особенно интересной является динамика бизнесов, открытых по договорам коммерческой концессии. С 2016 количество таких бизнесов показало устойчивый рост, год к году увеличиваясь в среднем на 14%. Так, договоры коммерческой концессии продолжают быть востребованным механизмом для расширения и развития франчайзинга в России, несмотря на общие трудности рынка.
«Сегодня российский рынок франшиз представляет собой порядка 3000 компаний, при этом в российском законодательстве до сих пор отсутствует термин «франчайзинг», что создаёт определённые сложности со сбором статистики в этом сегменте. Тем не менее, различные исследования по косвенным признакам сходятся в том, что рынок растёт на 5-10% ежегодно за последние несколько лет», – комментирует лидер направления франчайзинг в «Точке» Максим Фролов.
Динамика торговых марок
В 2023 году на каждую новую зарегистрированную торговую марку приходилось 37 прекращений действия существующих. Это продолжение тренда, начавшегося в 2017 году, когда количество ликвидаций торговых марок впервые превысило количество регистраций. С тех пор количество действующих компаний, продающих франшизы, ежегодно уменьшается. В 2023 году было зарегистрировано всего 637 новых торговых марок, в то время как количество ликвидированных достигло 23 520.
При анализе исследования необходимо учитывать, что статистика по регистрации и ликвидации торговых марок не всегда напрямую отражает динамику развития франчайзинга. Хотя количество зарегистрированных и ликвидированных торговых марок является важным индикатором активности на рынке, эти данные не связаны напрямую с успехом или неудачей франчайзинговых операций. Товарный знак с проданной на него франшизой – условно успешный знак.
Из 637 новых зарегистрированных торговых знаков в 2023 году, 239 смогли продать как минимум одну франшизу в тот год. Суммарно за 2023 год новые торговые знаки продали 510 франшиз. Из них 157 франшиз было открыто посредством договоров коммерческой концессии, принадлежащих 14 различным торговым маркам.
Долговечность: тренд на устойчивость
Если 10 лет назад, в 2013 году, доля товарных знаков, зарегистрированных больше трех лет в Роспатенте составляла 73,1%, то в 2023 году – 92,4%. Бизнес живет дольше – можно сказать, что растёт его качество.
Как себя чувствуют иностранные франчайзеры
Тренд на снижение количество проданных иностранными франчайзерами франшиз начался еще в 2021 году: так в 2021 году 84% проданных франшиз принадлежало российским франчайзерам и только 16% – зарубежным; в 2022 году соотношение было 90% на 10%. Доля российских франчайзеров продолжает расти.
В 2023 году 92% всех проданных франшиз приходится на российские компании, что свидетельствует об укреплении позиций внутренних брендов на фоне ухода иностранных игроков. В то время как доля иностранных франчайзеров снизилась до 8%.
«Рост рынка франчайзинга в РФ на фоне сокращения иностранных участников в целом говорит об экономической самодостаточности: усиление импортозамещения в различных отраслях создаёт благоприятные условия для развития местных брендов. А это, в свою очередь, открывает новые возможности для предпринимателей и инвесторов», – комментирует Максим Фролов.
Анализ доли закрытых франшиз показывает изменения в структуре рынка. В 2021 году 73% ликвидаций франшиз приходилось на российских франчайзеров и 27% – на иностранных. В 2022 году соотношение составило 59% на 41%. Однако в 2023 году процент закрытых франшиз российскими франчайзерами снова увеличился до 68%, при 32% у иностранных. Это не выбивается из тренда последних десяти лет и указывает на постоянное присутствие и адаптацию иностранных франчайзеров на российском рынке.
Перспективные направления франчайзинга
Топ-10 самых популярных компаний-франчайзеров с самым большим количеством действующих франшиз* по итогу исследования:
- «1С» (бухгалтерский аутсорсинг).
- «Инвитро» (сеть медицинских лабораторий).
- «Гемотест» (сеть медицинских лабораторий).
- Subway (сеть ресторанов быстрого обслуживания).
- «Консультант Плюс» (справочная правовая система).
- «Хеликс» (сеть медицинских лабораторий).
- «Додо» (еждународная сеть пиццерий).
- «Пив&Ко» (магазин разливного и бутылочного пива).
- «33 Пингвина» (сеть кафе-мороженого).
- Surf Coffee (международная сеть кофеен).
* Учтены только действующие договора коммерческой концессии, актуально на февраль 2024.
В 2023 году в России было продано более 20 тысяч франшиз. Эксперты в видеопроекте «Точки над», посвященному франшизам, считают, что вклад франчайзинга в ВВП России может составлять до 10%, и ему есть куда расти.