Прошла традиционная онлайн-встреча лидер рынка в Академии ритейла с обменом данными о динамике розничных продаж по секторам по итогам первых 6 месяцев 2025 года и оценкой перспектив спроса на второе полугодие с учетом макроэкономического прогноза. Первые лица выразили свой взгляд на главные изменения в поведении покупателей и среды для ведения бизнеса.
1. Полугодие — наихудшее по покупательской активности за последние годы Во всех сегментах (кроме food) продажи едва покрывают инфляцию (9–10%). Fashion и DIY — балансируют у нуля и в отрицательной зоне. Отдельные направления: минус 30–40%. «Охлаждение экономики», о котором так долго говорили в ЦБ, начало сказываться на розничных продажах. Далее рынок ждут дальнейшие последствия поэтапного снижения КС ЦБ и сокращение темпов роста бюджетных расходов.
2. Товарные остатки. Непродовольственный ритейл демонстрирует высокий уровень товарных остатков. Свободных оборотных средств нет. На горизонте - сложности с закупками, несмотря на «комфортный» курс валют.
3. В текущей обстановке два основных ресурса эффективности бизнеса — это производительность труда сотрудников и модернизация процессов. Производительность: потенциал +20% за счёт автоматизации. Бизнес-процессы усиливаются ИИ. Самый частый кейс это видеоаналитика и операционная автоматизация. Потенциал экономии времени от 10 до 12%. Ресурс повышения продуктивности сотрудников — до 20%. Поэтому в фокусе повышение Employee NPS и доли необходимых расходов на ИИ и роботизацию.
4. Рынок разворачивается к совместной эффективности. Синергия поставщика и ритейла выходит на первый план: совместное планирование продаж, оптимизация запасов, использование ресурсов поставщика в зале — новая зона эффективности.
5. Коммерческий блок в розничной сети становится наиболее вероятным объектом ИИ-трансформации. Генеративные нейросети позволят нарастить эффективность управления предложением покупателю, повысить скорость и точность решений. А также, свести к минимуму риски коррупции и сократить издержки на штат.
6. Запросы покупателей к e-commerce ритейлу и маркетплейсам все чаше становятся похожи на «промпты» – вопросы человека к нейросети. А сама нейросеть – «одни окном контакта» в интернете. Покупатели ждут от ритейла решений своих задач, сформулированных простым языком или даже зачастую заданных голосом. Не только понять такой запрос, но и собрать ответ из комплекса товаров и услуг – это фундаментально новый вызов для розницы.





