Новые реалии экономики затронули все отрасли бизнеса. Сфера корпоративных закупок не стала исключением: нарушение финансовых связей, уход ряда зарубежных брендов с российского рынка из-за санкций, рост цен на сырье и товары, разрыв логистических цепочек и поиск альтернативных быстрых решений по импортозамещению, поиск новых поставщиков и переход на российские автоматизированные системы управления закупками.
А эксперты рынка окончательно превратились в антикризисных менеджеров, ищущих и предлагающих новые решения для бесперебойной работы и развития российского бизнеса.
Одной из основных тем отрасли является развитие B2B-сегмента электронной коммерции и цифровизация закупок в России, наряду с ростом цифровой коммерции в B2B в мире.
«Согласно исследованиям, Digital Commerce 360, в 2022 году объем продаж цифровой коммерции B2B в Китае составил 2,78 трлн долларов, а в США 1,64 трлн. При этом, в России объем B2B-торговли в 2021 году в Интернет составил порядка 27 трлн. руб, из них коммерческие закупки 10 трлн руб. Степень проникновения цифровых решений для онлайн-продаж в B2B невысокая. По данным опроса РБК, в России только 4% компаний располагают интернет-магазинами для B2B-клиентов. Если российские компании будут следовать мировым тенденциям, то корпоративный сегмент может превратиться в перспективный рынок с объемами, сопоставимыми с B2C-сегментом, высокой маржинальностью и низкими рисками», – рассказала генеральный директор маркетплейса быстрых закупок «Максмарт» Елена Суховей.
Один из основных трендов развития рынка электронных корпоративных закупок – создание B2B-маркетплейсов, которые, используя лучшие практики B2C-маркетплейсов, внедряют полный цикл закупки для юридических лиц без аукционных процедур, используя автоматизированные интеграционные решения, к которым привыкли закупщики. С другой стороны, такой маркетплейс обеспечивает поставщикам и производителям продукции выход в интернет-пространство и доступ к широкому рынку бизнес-клиентов, экономя время и ресурсы.
«Основными драйверами роста B2B-рынка станет в первую очередь цифровизация поставщиков, их переход из офлайна в цифровую плоскость как возможность расширения продаж за счет роста клиентской базы и географии сбыта, облегченные процессы квалификации поставщиков, омниканальность и полная автоматизация процессов», – подчеркнула Елена Суховей.
Решение проблематики закупки стандартизированной номенклатуры, представляет собой очень актуальную задачу, поскольку количество позиций такой номерклатуры занимает до 30% от общего объема закупаемых материалов, при этом требует высоких трудозатрат, так как в цифровом эквиваленте составляет более 500 закупочных процедур в год по одному юридическому лицу (среднее значение на основе данных клиентов «Максмарт»). При больших операционных затратах на данный тип закупок общая стоимость данного вида не превышает 10% от стоимости в общем объеме закупок крупных компаний.
Закупки данного вида продукции на B2B-маркетплейсах – это новая тенденция и решение для максимального упрощения процедуры и снижения операционных затрат для каждой компании.
Одним из ярких примеров эффективного сотрудничества является кейс с компанией «Полюс», лидера российской золотодобычи, о переходе группы компаний на закупки стандартизированного типа номенклатуры. Благодаря собственным it-разработкам B2B-маркетплейс «Максмарт» реализовал интеграционное решение в качестве замены SAP Ariba Catalogies, которое было лидером в поставке цифровых решений для автоматизации и управления ресурсами при использовании прайс-листов поставщиков.
Результатом запуска стало сокращение процесса закупки и сокращение lead time в 2,5 раза. За счет большего количества поставщиков и предложений снизилась конечная цена товаров. При полной автоматизации всего цикла от заказа до доставки продукции заказы формируют заявители потребности, то есть напрямую профильные сотрудники компании по направлениям – механики, работники цехов и другие, а сотрудники коммерческого блока были исключены из данной процедуры и перенаправлены на другие стратегические направления деятельности компании, что позволило снизить операционные издержки компании.