По данным исследования franshiza.ru, количество франчайзинговых точек за 2022 год выросло на 7%. Но, несмотря на поддержку владельцев франшиз и понятный трек развития бизнеса, далеко не все открытые точки доживут до первого дня рождения. Редакция b2b-медиаресурса «Точка продаж» попросила директора по франчайзингу и развитию XFIT Ирину Троска рассказать о главных ошибках начинающих предпринимателей.
Работа под франшизой предоставляет ряд преимуществ, которые способствуют успеху проектов. Это готовая бизнес-модель, успешно протестированная на десятках или даже сотнях точек, узнаваемый франшизный бренд, который сам по себе способен привлекать клиентов, а также доступ к техническим и образовательным ресурсам, чтобы проект работал как надо. Но даже с хорошими стартовыми возможностями бизнес может «не взлететь».
В первую очередь, это может произойти из-за нежелания следовать стратегии франчайзера. Иногда предприниматели считают, что от головной организации им нужны только узнаваемые имя и логотип, а процессы они смогут наладить по-своему. Несогласованность с концепцией франчайзера и несоблюдение стандартов могут подорвать репутацию бренда и оттолкнуть клиентов, а отсутствие маркетинговой стратегии — привести к недостаточному привлечению клиентов и низкой прибыли.
«Зрелая франшиза — это не только марка, логотип, бренд, но и обучение, благодаря которому партнер полностью погружается в продукт. В нашей практике случалось несколько кейсов, когда мы были вынуждены не продлевать договоры по франчайзингу с партнерами из-за невыполнения тех важнейших стандартов, которые прописаны в договоре. Бренд XFIT предполагает определенный уровень оказания услуг, и мы следим, чтобы все партнеры ему соответствовали. Это честно по отношению ко всем другим нашим франчайзи», — комментирует Ирина Троска.
Сложности во взаимоотношениях с франчайзером могут привести к разрыву отношений, а после, без поддержи известного бренда, такой бизнес станет чувствовать себя ещё хуже. Чтобы этого не допустить, стоит заранее обговорить с владельцем франшизы все нюансы совместной работы, а уже после подписания соглашения следовать предложенному бизнес-плану и маркетинговой стратегии.
Ещё одна причина, по которой бизнес может не выйти на ожидаемые финансовые показатели, связана с неправильным выбором локации. Особенно это важно для компаний, работающих со скоропортящимся продуктом (кофейни, цветочные магазины и т. д.), а также нацеленных на локальную аудиторию. Например, автоматизированный фитнес-клуб XFIT Point рекомендуется открывать только в локации с населением не менее 5 000 человек в шаговой доступности. Чтобы избежать ошибки, следует либо хорошо знать локацию (например, жить в этом районе и точно понимать, какого бизнеса не хватает), либо обращаться к франчайзерам, готовым помогать с поиском подходящих помещений.
Третья возможная причина — это человеческий фактор. В сфере услуг именно персонал и его внимательное отношение к клиентам и своей работе играет решающую роль. Тут следует обратить внимание на то, что делает франчайзер для мотивации персонала своих партнеров: есть ли у него работающая система грейдов для сотрудников, насколько зарплата и бонусы соответствуют рынку в каждом регионе присутствия, каковы возможности дальнейшего профессионального роста и обучения.
Не менее важными и определющими могу оказаться и следующие причины:
- Недостаточное исследование рынка. Например, заходить с концептом, пик популярности которого прошёл несколько лет назад.
- Игнорирование обратной связи, то есть невнимание к отзывам клиентов и негативным отзывам, что может привести к ухудшению качества услуг.
- Каннибализация, то есть размещение точек под одной франшизой слишком близко друг к другу. Возникает конкуренция, которой, правда, можно избежать, если франчайзер проявит внимание к этому вопросу.
- Неспособность к адаптации партнера. Отказ от изменений или сопротивление новым стратегиям, предложенным франчайзером, может привести к упущению возможности улучшения бизнеса.
Существуют и другие причины, по которым бизнес может развиваться не так удачно, как хотелось бы. Все их предусмотреть заранее невозможно. Поэтому главный совет начинающим предпринимателям в данной ситуации — найти надежного франчайзера с большой сетью филиалов и множеством успешных кейсов и при возникновении любых сложностей без промедления обращаться за помощью к владельцу франшизы.