Рынок товаров для детей – это постоянно развивающаяся и растущая отрасль. На неё естественным образом влияют как настроения ритейла в целом, так и специфические тенденции, которые определяют производство и продажу детских игрушек, одежды и обуви.
Одной из тенденций на этом рынке является растущее значение технологий в дизайне и производстве детских игрушек. Согласно оценкам различных аналитических компаний, мировой рынок «умных» игрушек достигнет $132.62 млрд долларов к 2028 году. Эта категория включает в себя продукты, обучающие программированию или робототехнике, а также классические игрушки, дополненные цифровыми элементами.
Такой тренд также находит отражение в популярности игрушек STEM, которые предназначены для обучения детей ценным навыкам в областях естественных наук, технологии, инженерии и математики. По результатам опросов компании Ipsos, каждый пятый родитель считает важным наличие у игрушки развивающих функций, а такие категории товаров как «головоломки» и «конструкторы» стабильно входят в топ-5 покупаемых категорий товаров за последние 3 года.
Другой значимой частью рынка детских товаров является лицензионная продукция. Среди детей эта категория естественно сохраняет популярность, однако лишь 4% родителей назвали «привлекательного героя или персонажа мультфильма» как значимую характеристику товара при покупке. И хоть лицензионные игрушки составляют значительную часть рынка детской продукции, из-за растущей инфляции покупатели более внимательны к своим расходам. В это же время, лицензированные продукты зачастую стоят дороже своих конкурентов.
Популярность развлекательных франшиз, однако, будет только расти, поэтому отказываться от лицензионных товаров было бы опрометчиво. Возможным решением для производителей может стать дальнейший подъем цен и уход в сектор премиальной продукции. Лицензирование также может создать ощущение эксклюзивности и престижа, делая товары более желанными.
Что касается детской одежды и обуви, то все больше внимания уделяется комфорту и функциональности: от использования эластичных и дышащих материалов, до регулируемых ремней и упрощения процесса переодевания. Стараясь учесть широкое разнообразие детских нужд, компании, производящие детскую одежду, формируют модельные ряды с учётом мультиразмерности: одежда ряда моделей способна растягиваться и регулироваться в соответствии с обхватом талии и размахом плеч малыша. Кроме того, значительное внимание уделяется инклюзивности в детской одежде. Все больше компаний запускают линейки товаров, созданных специально для детей с особенностями развития и ограниченными возможностями.
Однако персонализация происходит не только на рынке одежды. Потребителей всё больше начинает утомлять избыточный выбор, предоставляемый им маркетплейсами. Все чаще они ищут продукты, адаптированные под их индивидуальные предпочтения и потребности. Эта тенденция особенно актуальна на детском рынке, где родители ищут товары, специально разработанные для возраста, интересов и способностей их ребенка. Для достижения этой цели бизнес сможет использовать большие данные, накопленные за долгое время взаимодействия с покупателями. Хорошим примером этого тренда является специализированное питание и пищевые добавки для детей, которые адаптированы к конкретным потребностям и диетическим ограничениям отдельных детей.
Еще одна зарождающаяся тенденция — это популярность спроса на услуги, получаемые по подписке, а также формат услуги с «коробками-сюрпризами». Многие уже хорошо знакомы с выписыванием детских журналов, однако теперь этот замысел получает новый виток благодаря растущей популярности услуг на основе подписки в других отраслях, таких как потоковые сервисы и доставка еды. Оформление таких подписок может быть весьма привлекательным, потому что позволит родителям регулярно получать различные товары, такие как игрушки, питание или одежда, без необходимости регулярно отправляться на их покупки.
Однако такой формат, как покупка детских товаров по подписке, может столкнуться со значительной преградой. Сервисы, предлагающие покупки по такой модели, делают ставку на экономии времени и сил. С другой стороны, такой формат лишает человека чувства контроля, процесс происходит сам по себе и на него сложно повлиять. «Коробки-сюрпризы», в отличие от подписок на продукт для пополнения запасов, нацелены не столько на решение задачи высвобождения времени, сколько позволяют получить яркие эмоции от шопинга. Сюрприз и ощущение персонифицированной заботы дают потребителю чувство внимания и показывают его значимость для продавца. Это может повысить лояльность клиента, ведь эмоции часто ценятся даже больше, чем само содержимое посылки, и хорошо поддерживают тренд на персонализацию.