В 2020 году рынок детских товаров, как и весь непродуктовый ритейл, столкнулся с закрытием торговых точек. Но следом пришло не затишье, а увеличение спроса из-за роста рождаемости – и удовлетворять его приходится уже в совершенно новых условиях. Тон задают сразу пять трендов, которые влияют на все ключевые координаты рынка: place, product, price, promotion.
1й тренд. Изменение способа потребления
Онлайн-шопинг стал привычной частью жизни. Прогнозы о том, что с открытием торговых центров люди забудут о покупках через интернет, не оправдались. По данным Ассоциации компаний
интернет-торговли, за январь-февраль 2021 года российский рынок интернет-торговли вырос на 44,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – а ведь все оффлайн-магазины в это время уже работали. Одним из факторов, способствующих этому, стало развитие «магазина в телефоне» – покупки через мобильные приложения торговых сетей, брендов. Сегодня крупному ритейлеру уже нельзя не иметь своего приложения с функцией онлайн-продаж. Во время пандемии мобильные приложения сделали даже те ритейлеры, которые всегда заявляли о неэффективности данного инструмента из-за размера или специфики потребления. Так совпало, что мы свое приложение полностью обновили в январе 2020 года и сразу получили рост продаж, а затем кратно выросли в пандемию.
В сегменте «Товары для детей», по данным исследовательского агентства Data Insight, онлайн-продажи по итогам прошлого года выросли на 76%. Наши данные говорят о том же: за год онлайн показал двукратный рост. Период ограничений стал катализатором как для компаний, так и для населения, которое было вынуждено приобретать новый цифровой опыт.
Сейчас потребители все чаще заказывают через сайты и приложения как продукцию повседневного спроса, так и крупногабаритные товары – в детском ритейле это коляски, автокресла, кроватки. По нашим данным, за 2020 год доля крупных покупок в онлайн-сегменте выросла с 33% до 40%. Менее подвержены переходу в онлайн категории одежда и обувь – они требуют тактильных ощущений при выборе, а также примерки.
2й тренд. Сокращение продолжительности нахождения людей в общественных местах
Так, посещаемость торговых центров упала примерно на четверть. Потребитель все чаще выбирает все необходимое онлайн и приходит в магазин уже с четким пониманием, что он хочет купить. То есть трафик в торговых сетях стал целевым: туда идут за конкретным продуктом, который по каким-то причинам не подходит для доставки на дом.
Вместе с этим набирает популярность и технология Click&collect, когда продукцию заказывают через интернет, но забирают и оплачивают непосредственно на кассе, проводя в магазине буквально пять минут. В отличие от простого просмотра онлайн-витрин, покупатель точно знает – когда он придет, нужный товар будет в наличии. Сегодня это ключевой драйвер роста онлайн-продаж: в I квартале 2021 года доля таких покупок от онлайн-формата у нас составила 48%.
3й тренд. Уменьшение торговых пространств
Это обусловлено, в том числе, и вышеуказанными трендами. Потребителю больше не нужны огромные торговые площади, так как он старается проводить меньше времени в магазинах. Ритейлу они тоже не нужны, так как обороты через точки продаж снижаются – большие площади попросту становятся нерентабельными. Это можно наблюдать во многих сегментах, в том числе, на рынке электроники и бытовой техники, в продуктовом ретейле.
4й тренд. Переключение потребителей на более дешевые товары
Россияне все меньше склонны переплачивать за разрекламированный бренд, покупки становятся более рациональными. Это позитивно сказывается на реализации собственных брендов торговых сетей. Так, в 2020 году доля продаж СТМ в сети «Дочки-сыночки» выросла с 50% до 60%, а индекс NPS в зависимости от категории товара доходит до 68%. Интересно, что сильнее всего среди СТМ увеличились продажи игрушек, питания, подгузников и товаров для отдыха и занятий с детьми. Но безусловным фаворитом остаются одежда и обувь: здесь на СТМ в среднем приходится 90% продаж.
Доверие к СТМ появилось благодаря высокому качеству – оно не уступает известным брендам, так как мы осуществляем контроль на всех этапах производства. При этом цена ощутимо ниже. Для нас это долгосрочная история: ключевые бренды мы развиваем уже много лет и очень дорожим доверием и удовлетворенностью покупателей.
5й тренд. Изменилась модель продвижения товаров и услуг
Мы отмечаем снижение эффективности традиционных инструментов с широким охватом аудитории: телевидение, радио, билборды уже не работают так хорошо, как прежде. При этом значительно вырос отклик на персонализированные предложения для клиентов, которые мы рассылаем посредством push-уведомлений, sms и e-mail. Кстати, переход потребителей в онлайн помогает и тут. Среди всего прочего это расширяет возможности персонализации, сокращает расходы на коммуникацию с клиентом и открывает новые перспективы в области маркетинга. В частности, мобильное приложение позволяет ненавязчиво привлекать внимание к определенным категориям товаров через информационный и развлекательный контент.
Очевидно, что рынок товаров для детей меняется в сторону разумного потребления: комфортная цена – без ущерба качеству, качество – независимо от бренда. Цифровизация создает для этого все возможности, так как позволяет клиенту моментально сравнивать аналогичные товары у разных продавцов офлайн и онлайн.