28 октября 2022 в Торгово-промышленной палате Российской Федерации прошло заседание круглого стола на тему: «Цепочки поставок на потребительском рынке в новых условиях», организованного Советом ТПП РФ по развитию потребительского рынка.
Как известно, потребительский рынок напрямую зависит от бесперебойных цепочек поставок.
Начавшиеся с пандемией COVID-19 масштабные изменения мировой логистики, выразились в росте цен практически на все виды транспорта, удлинении сроков поставки товаров и перманентной нехватки, как самих транспортных средств, так и контейнерного и других видов оборудования. Общими усилиями ее удалось в целом преодолеть.
Сегодняшняя ситуация породила серьезные изменения потребительского рынка России. Сформированная за десятилетия система товарооборота между Российской Федерацией и остальным миром радикально изменилась. Изменились действовавшие ранее правила для грузовладельцев, грузоперевозчиков и грузополучателей. В большинстве случаев они вообще перестали работать. За прошедшие семь месяцев с начала СВО всем участникам рынка в срочном порядке пришлось искать пути решения возникших проблем для адаптации в новых условиях, искать новых деловых партнеров, налаживать новые торговые связи, определять новые маршруты доставки товаров и совершенствовать имеющуюся логистическую инфраструктуру.
Все это сопровождалось масштабными потерями для российского бизнеса. По оценке экспертов потребительского рынка, оборот со странами, поддержавшими антироссийские санкции, составлял более 50% от общего товарооборота нашей страны. Только на страны ЕС приходилось около 36% оборота, а это практически в 2 раза больше, чем товарооборот с Китаем до введения санкций. С конца февраля по конец августа импорт в Россию сократился почти на 30%.
Налаживать новые логистические цепочки и компенсировать потери участникам рынка пришлось в короткие сроки и в условиях полной непредсказуемости. Сегодня наблюдается разворот грузопотоков, теперь их вектор существенно изменился с северо-западного направления, на южное и восточное. Страны, не поддержавшие антироссийские санкции, быстро оценили возможности расширения торговых связей для роста собственной экономической активности. Взаиморасчеты в локальных валютах сегодня уже являются нормой для работы с самыми крупными торговыми партнерами России.
За 8 месяцев 2022 года товарооборот с Китаем вырос на 31% до 117 млрд долларов. Следует отметить рост торгового оборота с Турцией, Индией, Вьетнамом, ОАЭ. Особенно показателен рывок товарооборота с Ираном – рост +42% до 2,7 млрд долларов.
Сегодня мир стал другим, изменились и условия, в которых продолжают успешно работать российские предприниматели, связанные с потребительским рынком.
В круглом столе приняли участие руководители и представители сетевых торговых компаний, производителей, отраслевых объединений и экспертного сообщества:
- вице-президент ТПП РФ Владимир Падалко;
- директор по взаимодействию с федеральными законодательными и региональными органами власти «Ассоциация компаний розничной торговли» (АКОРТ) Оксана Трифонова;
- представитель X5 Group Артур Гафиров;
- директор по корпоративной внешней политике МЕТРО Алексей Григорьев;
- директор Союза торговых предприятий независимых сетей (СНСР) Иван Бабухадзе;
- коммерческий директор по развитию «ФМ Ложистик Восток» Алексей Мисаилов;
- руководитель научной лаборатории «Центр развития потребительского рынка» экономического факультета МГУ Илья Ломакин-Румянцев;
- президент Союза производителей соков, воды и напитков («Союзнапитки») Максим Новиков;
- вице-президент по взаимодействию с государственными органами власти «М.Видео» Тагир Калимуллин;
- генеральный директор АО «БРПИ» Агнесса Осипова (московская компания-производитель мороженого с 1996 года);
- заместитель генерального директора «SPAR Калининград» Алексей Елаев:
- руководитель представительства в ЦФО Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Александр Ларионов.
По итогам мероприятия участники дискуссии приняли за основу проект резолюции, которая после доработки с учетом высказанных и поступивших замечаний и предложений будет представлена руководству ТПП РФ, а затем направлена в адрес правительства Российской Федерации. А. Прудников, Совет ТПП РФ по развитию потребительского рынка.