В банке для предпринимателей и предприятий «Точка» в преддверии Международного женского дня проанализировали, как ведут бизнес российские женщины. Аналитики банка оценили, в каких сферах они достигают успеха и как растут их обороты из года в год.
Тренд на женский бизнес?
Тенденция, которую отметили аналитики — число российских женщин в бизнесе с каждым годом растёт. Так, по данным ЕГРЮЛ и ЕГРИП, за 2023 год зарегистрировалось на 22% больше девушек-предпринимателей, чем в 2022-м. Это на 95 069 новых бизнес-вумен больше, чем в прошлом году: в 2022-м зарегистрировалось 429 922 новых девушек-предпринимателей, в 2023 году — уже 524 991.
Если говорить о доле женщин среди регистрирующихся новых предпринимателей, то согласно данным реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП, этот показатель растёт с 2021 года. В 2020 году доля регистраций женщин-учредителей составляла всего 38% от общего числа регистраций организаций и бизнесов. К 2023 году эта цифра значительно возросла — почти 43% годовых регистраций.
Бухгалтерия или бьюти
В «Точке» определили топ-6 сфер, в которых работают россиянки-предпринимательницы. Оказалось, что чаще всего женщины ведут бизнес в области бухгалтерского учёта, по проведению финансового аудита и по налоговому консультированию — 83,8% бизнесов в этой области принадлежит девушкам.
Кроме того, российские бизнес-вумен активно работают:
- в бьюти-индустрии (73,9% от общего числа предпринимателей),
- в сфере дополнительного образования (65,8%), дизайна (58,8%),
- в розничной торговле через маркетплейсы (53,2%) и в агентствах недвижимости (51,9%).
На больших оборотах
Аналитики «Точки» подсчитали, каких средних годовых оборотов достигают предпринимательницы в разных сферах и как изменился медианный оборот (это такой оборот, когда половина предприятий из сферы зарабатывает меньше этой суммы, а другая половина — больше) предприятий в 2023 году относительно 2022-го.
Выяснилось, что самый большой оборот у бизнес-вумен в сферах логистики, торговли, ресторанного бизнеса и доставки (топ-5):
- Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками (+28% относительно 2022 года).
На самом деле, такая деятельность часто связана с логистикой на маркетплейсах (где доля девушек-предпринимательниц также высока), что может объяснить заинтересованность в этой отрасли у бизнес-вумен. - Торговля оптовая неспециализированная (+14% относительно 2022-го).
Этот класс включает оптовую торговлю различным ассортиментом товаров без какой-либо конкретной специализации. - Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания (+27% относительно 2022-го).
Эта группа подразумевает деятельность ресторанов, кафе, ресторанов быстрого обслуживания, мест с едой навынос, баров, доставки продуктов и готовых блюд. - Торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (+14% относительно 2022-го).
Подразумевается торговля пищевыми продуктами в магазинах, где продаются и другие товары. - Деятельность по организации отдыха и развлечений прочая (+46% относительно 2022-го).
Эта сфера включает деятельность спортивных организаций, работы по продаже билетов, деятельность тренеров в различных видах спорта.
Бизнес в разных поколениях
По данным «Точки», чаще всего в бизнес в России уходят девушки «поколения миллениум» (Y) — родившиеся между 1985 и 2002 годами. В 2023 году их доля от общего числа предпринимательниц составила 54%.
При этом активно ведут бизнес и женщины старшего поколения (X) — родившиеся между 1964 и 1984 годами (39% от общего числа). 5% приходится на ещё более опытных дам-предпринимательниц — тех, кто родился до 1964 года, а ещё 2% — на зумеров, родившихся после 2003 года.
Справка:
«беби-бумеры» — люди, родившиеся между 1944 и 1963 годами;
«поколение X» — люди, родившиеся между 1964 и 1984 годами;
«поколение миллениум» (Y) — люди, родившиеся между 1985 и 2002 годами;
«поколение хоумлендер» (Z) — люди, родившиеся между 2003 и 2024 годами.