Рекламный баннер
23 апреля 2024, вторник

До 68% электронных систем доставки никотина в России находится в серой зоне рынка из-за непомерно высоких акцизов. Это вынуждает импортеров использовать для ввоза вейпов из Китая другие страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В итоге доходы от акцизных сборов, идущие в бюджет страны существенно ниже, чем могли бы быть. Такие данные были озвучены не пресс-завтраке Союза предприятий никотинсодержащих изделий (СПИНИ), где подвели итоги года для вейп-индустрии.

Руководитель GR-направления СПИНИ Владимир Мишеловин сообщил, что сегодня в России насчитывается около 5 миллионов совершеннолетних потребителей никотиносодержащей продукции. Дуалистов, то есть тех, кто потребляют и вейпы, и традиционные сигареты, в стране около 12 миллионов. При этом в год в РФ продается порядка 180 миллионов электронных устройств доставки никотина.

На российском рынке находится около 3840 тысяч литров никотинсодержащей жидкости и более 150 тысяч розничных точек торговли, участвующих в Национальной системе маркировки товаров «Честный знак». При этом, по данным исследований, проведенного Национальным научным центром компетенции, 68% рынка вейпов в стране находится в серой зоне. 

Несоразмерно высокие по сравнению с другими участниками ЕАЭС акцизы (в России акцизный сбор составляет 42 рубля, в Беларуси порядка 21, в Кыргызстане 12,92) на никотинсодержащую жидкость не способствуют «обелению» российского рынка вейпов и приводят к перетоку продукции. По словам Мишеловина, в этом случае предпринимателям выгоднее ввозить продукцию из Кыргызстана, который соседствует с Китаем – основным поставщиком жидкости для вейпов. В итоге российский бюджет недополучает прибыль.

Информация дошла до Президента России, рассказал руководитель GR-направления СПИНИ. По его словам, Владимир Путин поручил доложить по итогам полугодия, что вообще происходит с этим рынком, в какой степени он легализуется и как на это повлияло повышение акциза.

Говоря о возможном запрете вейпов, Владимир Мишеловин отметил, что мы живем в реальном мире, где этот рынок фактически состоялся. И если закрыть официальный рынок, потребители пойдут на черный рынок – покупать нелегальный товар.

Директор СПИНИ Герман Лукашов отметил, что решение правительства поднять акциз с 20 до 42 рублей сильно ударило по всем участникам рынка. Это заставило крепко задуматься всех о том, насколько вообще будет возможно вывести вейпы в легальное поле.  

Руководитель отдела развития дистрибуции ООО «Бруско Импорт» Антон Михайлов обратил внимание, что в 2023 году таможенные службы производят проверку уже после выпуска товаров, за 2021-2022 года. По его словам, руководствуясь разъяснениями Минфина, таможня исходит из позиции, что некоторые товары, в частности, расходные материалы, приравниваются к электронным системам доставки никтоина, к самому устройству, к которому начисляется акциз.

Антон Михайлов также сообщил, что у порядка 90% брендов, представленных на отечественном рынке вейпов, есть подделки. По его словам, акциз в 42 рубля делает легальную продукцию просто неконкурентоспособной на полке:

«Для примера просто цифры: сейчас флакон нелегальной жидкости (30 мл) на полке стоит 450 рублей. Флакон легальной жидкости (10 мл) стоит 1000 рублей. Я не знаю, что должно произойти, чтобы потребитель сделал выбор именно в сторону легальной продукции. Поэтому копий очень много – порядка 90%».

Руководитель направления защиты СПИНИ Алексей Щетинин вспомнил опыт с кальянными табаками в 2016-2017 годах, когда снижение акцизов привело к тому, что практически весь рынок вышел из тени.

Одной из дополнительных причин, влияющих на рост стоимости вейпов, связан с тем, что китайские рабочие не умеют маркировать продукцию. Антон Михайлов посетовал на сложности, возникающие при обмене информации с китайскими партнерами. Он обратил внимание на отсутствие софта по маркировке на китайском языке:

«Для нас это реальная проблема – обучить китайцев маркировать продукцию. Потому что пока из-за того, что они не понимают, как это делать, это удлиняет срок поставки, негативно сказывается на конечной цене». 

Он также отметил, что сейчас никотинсодержащая продукция на площадках маркетплейса отсутствует, чего нельзя сказать о телеграм-каналах.

Новости по теме
12 апреля 2024 «Точка продаж»
Руководители «Магнита», OBI, «Рив Гош», «Домового» и Gulliver Group встретились, чтобы обменяться опытом и сравнить свои стратегии с коллегами-ритейлерами.
07 марта 2024 «Точка продаж»
В банке для предпринимателей и предприятий «Точка» в преддверии Международного женского дня проанализировали, как ведут бизнес российские женщины. Аналитики…
27 февраля 2024 «Точка продаж»
Приморский край окончательно стал одним из ключевых регионов для российской логистики. Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в Хабаровском…
13 февраля 2024 АКОРТ
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, выступая на Форуме сервисной экономики РСПП «Ритейл и потребительский сектор — вызовы и тренды», прошедшем…
Статьи по теме
«Все везде и сразу»: ритейл пустился во все форматы
В 2023 году российский ритейл не без труда справился с вызовами времени, обеспечив магазины необходимой продукцией, однако турбулентность в экономике…
«Бизнес на салфетке»: Тихон Смыков (Inventive Retail Group) в бизнес-подкасте Михаила Кучмента (Hoff)
Гость нового выпуска видеоподкаста «Бизнес на салфетке» — Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group, в которую входит restore:, Samsung,…
Потребитель или бизнес: кто влияет на повестку ESG
Дарья Свириденко, руководитель направления устойчивого развития ECR (некоммерческое партнерство производителей и торговых сетей), в преддверии…
Праздник к нам приходит: подготовка магазина к новогодней торговле
Буквально через несколько недель наступят Новый год и Рождество. Суета, подарки, что поставить на новогодний стол – это будет. При этом не совсем…
Мероприятия по теме
IV Неделя закупок сетей на Неве Neva Buyers Week
Четвертая Неделя Закупок Сетей Neva Buyers Week — ежегодное мероприятие для профессионалов рынка ритейла. Поставщики России и других стран соберутся на…
13 июня 2024 КВК «Империя»
IV Всероссийский практический форум «Организационное развитие»
IV Всероссийский кейс форум по повышению эффективности компании «Организационное развитие» призван помочь найти ответы на все актуальные вопросы и построить…
06 июня 2024 Auditorium CG
Материалы по теме
Руководители «Магнита», OBI, «Рив Гош», «Домового» и Gulliver Group встретились, чтобы обменяться опытом и сравнить свои стратегии с коллегами-ритейлерами.
В банке для предпринимателей и предприятий «Точка» в преддверии Международного женского дня проанализировали, как ведут бизнес российские женщины. Аналитики…
Приморский край окончательно стал одним из ключевых регионов для российской логистики. Согласно данным консалтинговой компании NF Group, в Хабаровском…
Председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев, выступая на Форуме сервисной экономики РСПП «Ритейл и потребительский сектор — вызовы и тренды», прошедшем…
В 2023 году российский ритейл не без труда справился с вызовами времени, обеспечив магазины необходимой продукцией, однако турбулентность в экономике и…
Гость нового выпуска видеоподкаста «Бизнес на салфетке» — Тихон Смыков, президент Inventive Retail Group, в которую входит restore:, Samsung, Xiaomi и…
Дарья Свириденко, руководитель направления устойчивого развития ECR (некоммерческое партнерство производителей и торговых сетей), в преддверии конференции…
Буквально через несколько недель наступят Новый год и Рождество. Суета, подарки, что поставить на новогодний стол – это будет. При этом не совсем так как…
Четвертая Неделя Закупок Сетей Neva Buyers Week — ежегодное мероприятие для профессионалов рынка ритейла. Поставщики России и других стран соберутся на…
IV Всероссийский кейс форум по повышению эффективности компании «Организационное развитие» призван помочь найти ответы на все актуальные вопросы и построить…
Одним из самых ожидаемых отраслевых событий в в 2024 году для всей ритейл-индустрии станет десятый юбилейный бизнес-форум «Неделя Российского Ритейла»,…
Основная цель WOWBIZ – показать бизнес-сообществу лучшие проекты, реализованные на рынке России в различных функциях бизнеса, тем самым популяризовать…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить