До 68% электронных систем доставки никотина в России находится в серой зоне рынка из-за непомерно высоких акцизов. Это вынуждает импортеров использовать для ввоза вейпов из Китая другие страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В итоге доходы от акцизных сборов, идущие в бюджет страны существенно ниже, чем могли бы быть. Такие данные были озвучены не пресс-завтраке Союза предприятий никотинсодержащих изделий (СПИНИ), где подвели итоги года для вейп-индустрии.
Руководитель GR-направления СПИНИ Владимир Мишеловин сообщил, что сегодня в России насчитывается около 5 миллионов совершеннолетних потребителей никотиносодержащей продукции. Дуалистов, то есть тех, кто потребляют и вейпы, и традиционные сигареты, в стране около 12 миллионов. При этом в год в РФ продается порядка 180 миллионов электронных устройств доставки никотина.
На российском рынке находится около 3840 тысяч литров никотинсодержащей жидкости и более 150 тысяч розничных точек торговли, участвующих в Национальной системе маркировки товаров «Честный знак». При этом, по данным исследований, проведенного Национальным научным центром компетенции, 68% рынка вейпов в стране находится в серой зоне.
Несоразмерно высокие по сравнению с другими участниками ЕАЭС акцизы (в России акцизный сбор составляет 42 рубля, в Беларуси порядка 21, в Кыргызстане 12,92) на никотинсодержащую жидкость не способствуют «обелению» российского рынка вейпов и приводят к перетоку продукции. По словам Мишеловина, в этом случае предпринимателям выгоднее ввозить продукцию из Кыргызстана, который соседствует с Китаем – основным поставщиком жидкости для вейпов. В итоге российский бюджет недополучает прибыль.
Информация дошла до Президента России, рассказал руководитель GR-направления СПИНИ. По его словам, Владимир Путин поручил доложить по итогам полугодия, что вообще происходит с этим рынком, в какой степени он легализуется и как на это повлияло повышение акциза.
Говоря о возможном запрете вейпов, Владимир Мишеловин отметил, что мы живем в реальном мире, где этот рынок фактически состоялся. И если закрыть официальный рынок, потребители пойдут на черный рынок – покупать нелегальный товар.
Директор СПИНИ Герман Лукашов отметил, что решение правительства поднять акциз с 20 до 42 рублей сильно ударило по всем участникам рынка. Это заставило крепко задуматься всех о том, насколько вообще будет возможно вывести вейпы в легальное поле.
Руководитель отдела развития дистрибуции ООО «Бруско Импорт» Антон Михайлов обратил внимание, что в 2023 году таможенные службы производят проверку уже после выпуска товаров, за 2021-2022 года. По его словам, руководствуясь разъяснениями Минфина, таможня исходит из позиции, что некоторые товары, в частности, расходные материалы, приравниваются к электронным системам доставки никтоина, к самому устройству, к которому начисляется акциз.
Антон Михайлов также сообщил, что у порядка 90% брендов, представленных на отечественном рынке вейпов, есть подделки. По его словам, акциз в 42 рубля делает легальную продукцию просто неконкурентоспособной на полке:
«Для примера просто цифры: сейчас флакон нелегальной жидкости (30 мл) на полке стоит 450 рублей. Флакон легальной жидкости (10 мл) стоит 1000 рублей. Я не знаю, что должно произойти, чтобы потребитель сделал выбор именно в сторону легальной продукции. Поэтому копий очень много – порядка 90%».
Руководитель направления защиты СПИНИ Алексей Щетинин вспомнил опыт с кальянными табаками в 2016-2017 годах, когда снижение акцизов привело к тому, что практически весь рынок вышел из тени.
Одной из дополнительных причин, влияющих на рост стоимости вейпов, связан с тем, что китайские рабочие не умеют маркировать продукцию. Антон Михайлов посетовал на сложности, возникающие при обмене информации с китайскими партнерами. Он обратил внимание на отсутствие софта по маркировке на китайском языке:
«Для нас это реальная проблема – обучить китайцев маркировать продукцию. Потому что пока из-за того, что они не понимают, как это делать, это удлиняет срок поставки, негативно сказывается на конечной цене».
Он также отметил, что сейчас никотинсодержащая продукция на площадках маркетплейса отсутствует, чего нельзя сказать о телеграм-каналах.