Рекламный баннер
22 апреля 2025, вторник

До 68% электронных систем доставки никотина в России находится в серой зоне рынка из-за непомерно высоких акцизов. Это вынуждает импортеров использовать для ввоза вейпов из Китая другие страны-участники Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В итоге доходы от акцизных сборов, идущие в бюджет страны существенно ниже, чем могли бы быть. Такие данные были озвучены не пресс-завтраке Союза предприятий никотинсодержащих изделий (СПИНИ), где подвели итоги года для вейп-индустрии.

Руководитель GR-направления СПИНИ Владимир Мишеловин сообщил, что сегодня в России насчитывается около 5 миллионов совершеннолетних потребителей никотиносодержащей продукции. Дуалистов, то есть тех, кто потребляют и вейпы, и традиционные сигареты, в стране около 12 миллионов. При этом в год в РФ продается порядка 180 миллионов электронных устройств доставки никотина.

На российском рынке находится около 3840 тысяч литров никотинсодержащей жидкости и более 150 тысяч розничных точек торговли, участвующих в Национальной системе маркировки товаров «Честный знак». При этом, по данным исследований, проведенного Национальным научным центром компетенции, 68% рынка вейпов в стране находится в серой зоне. 

Несоразмерно высокие по сравнению с другими участниками ЕАЭС акцизы (в России акцизный сбор составляет 42 рубля, в Беларуси порядка 21, в Кыргызстане 12,92) на никотинсодержащую жидкость не способствуют «обелению» российского рынка вейпов и приводят к перетоку продукции. По словам Мишеловина, в этом случае предпринимателям выгоднее ввозить продукцию из Кыргызстана, который соседствует с Китаем – основным поставщиком жидкости для вейпов. В итоге российский бюджет недополучает прибыль.

Информация дошла до Президента России, рассказал руководитель GR-направления СПИНИ. По его словам, Владимир Путин поручил доложить по итогам полугодия, что вообще происходит с этим рынком, в какой степени он легализуется и как на это повлияло повышение акциза.

Говоря о возможном запрете вейпов, Владимир Мишеловин отметил, что мы живем в реальном мире, где этот рынок фактически состоялся. И если закрыть официальный рынок, потребители пойдут на черный рынок – покупать нелегальный товар.

Директор СПИНИ Герман Лукашов отметил, что решение правительства поднять акциз с 20 до 42 рублей сильно ударило по всем участникам рынка. Это заставило крепко задуматься всех о том, насколько вообще будет возможно вывести вейпы в легальное поле.  

Руководитель отдела развития дистрибуции ООО «Бруско Импорт» Антон Михайлов обратил внимание, что в 2023 году таможенные службы производят проверку уже после выпуска товаров, за 2021-2022 года. По его словам, руководствуясь разъяснениями Минфина, таможня исходит из позиции, что некоторые товары, в частности, расходные материалы, приравниваются к электронным системам доставки никтоина, к самому устройству, к которому начисляется акциз.

Антон Михайлов также сообщил, что у порядка 90% брендов, представленных на отечественном рынке вейпов, есть подделки. По его словам, акциз в 42 рубля делает легальную продукцию просто неконкурентоспособной на полке:

«Для примера просто цифры: сейчас флакон нелегальной жидкости (30 мл) на полке стоит 450 рублей. Флакон легальной жидкости (10 мл) стоит 1000 рублей. Я не знаю, что должно произойти, чтобы потребитель сделал выбор именно в сторону легальной продукции. Поэтому копий очень много – порядка 90%».

Руководитель направления защиты СПИНИ Алексей Щетинин вспомнил опыт с кальянными табаками в 2016-2017 годах, когда снижение акцизов привело к тому, что практически весь рынок вышел из тени.

Одной из дополнительных причин, влияющих на рост стоимости вейпов, связан с тем, что китайские рабочие не умеют маркировать продукцию. Антон Михайлов посетовал на сложности, возникающие при обмене информации с китайскими партнерами. Он обратил внимание на отсутствие софта по маркировке на китайском языке:

«Для нас это реальная проблема – обучить китайцев маркировать продукцию. Потому что пока из-за того, что они не понимают, как это делать, это удлиняет срок поставки, негативно сказывается на конечной цене». 

Он также отметил, что сейчас никотинсодержащая продукция на площадках маркетплейса отсутствует, чего нельзя сказать о телеграм-каналах.

Новости по теме
31 марта 2025 «Точка продаж»
В Москве, в павильоне «Россия» на ВДНХ, состоится первый национальный Чемпионат розничных профессий, который проходит при поддержке Минпромторга России.…
20 марта 2025 «Точка продаж»
Консалтинговая компания NF Group подвела предварительные итоги I квартала 2025 года на рынке индустриальной и складской недвижимости. Исследование показало…
Очередная встреча Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии Ассоциации менеджеров на тему «Бренды с душой: социальная ответственность в коммуникациях».…
24 февраля 2025 АКОРТ
Общее собрание членов АКОРТ назначило Станислава Богданова председателем президиума АКОРТ. Он сменил на этом посту Игоря Караваева, который возглавлял…
Статьи по теме
Офлайн-проверка на кассах: как не остановить продажи при отсутствии интернета
Для российского ритейла вступило в силу важное обновление системы маркировки товаров. С 2025 года магазины должны проверять коды маркировки даже…
«Ритейл-медиа — новая нефть»: как ритейл зарабатывает на рекламе
О новой, третьей волне в рекламе после поисковиков и социальных сетей рассказала сооснователь и коммерческий директор Eshopmedia Лариса Юстус.…
Как тренды устойчивой упаковки меняют российский рынок
Дарья Свириденко, руководитель направления устойчивого развития ECR (некоммерческое партнерство производителей и торговых сетей), в рамках проводимой…
Кассовое ПО нового поколения: как инновационный продукт меняет индустрию ритейла. Алексей Куроедов, «Сервис Плюс»
В настоящее время индустрия ритейла сталкивается с масштабными изменениями, вызванными внешними факторами, что создает для торговых сетей жесткие…
Мероприятия по теме
Неделя Российского Ритейла 2025
В 2025 году форум «Неделя Российского Ритейла» пройдет уже в одиннадцатый раз и ожидаемо объединит свыше 8000 участников. Среди них — более 500 федеральных…
02 июня 2025 Retail Event
Весенний Upgrade Retail 2025
Традиционное бизнес-событие весны для профессионалов ритейл-индустрии Spring Upgrade Retail. В пятнадцати конференциях для всех сегментов ритейла, FMCG…
15 мая 2025 Upgrade
Материалы по теме
В Москве, в павильоне «Россия» на ВДНХ, состоится первый национальный Чемпионат розничных профессий, который проходит при поддержке Минпромторга России.…
Консалтинговая компания NF Group подвела предварительные итоги I квартала 2025 года на рынке индустриальной и складской недвижимости. Исследование показало…
Очередная встреча Комитета по маркетингу и корпоративной стратегии Ассоциации менеджеров на тему «Бренды с душой: социальная ответственность в коммуникациях».…
Общее собрание членов АКОРТ назначило Станислава Богданова председателем президиума АКОРТ. Он сменил на этом посту Игоря Караваева, который возглавлял…
Для российского ритейла вступило в силу важное обновление системы маркировки товаров. С 2025 года магазины должны проверять коды маркировки даже при отсутствии…
О новой, третьей волне в рекламе после поисковиков и социальных сетей рассказала сооснователь и коммерческий директор Eshopmedia Лариса Юстус. В авторской…
Дарья Свириденко, руководитель направления устойчивого развития ECR (некоммерческое партнерство производителей и торговых сетей), в рамках проводимой бизнес-сообществом…
В настоящее время индустрия ритейла сталкивается с масштабными изменениями, вызванными внешними факторами, что создает для торговых сетей жесткие условия…
В 2025 году форум «Неделя Российского Ритейла» пройдет уже в одиннадцатый раз и ожидаемо объединит свыше 8000 участников. Среди них — более 500 федеральных…
Традиционное бизнес-событие весны для профессионалов ритейл-индустрии Spring Upgrade Retail. В пятнадцати конференциях для всех сегментов ритейла, FMCG…
MosHome 2025 — B2B-мероприятие, объединяющее поставщиков потребительских товаров для дома, сада, спорта и отдыха с представителями маркетплейсов, крупными…
Темой 42-ой конференции «Общие центры обслуживания – Саммит руководителей» станет «ОЦО будущего». В рамках Саммита вместе с руководителями ведущих ОЦО…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить