В 2023 году российский рынок вендинга продолжил адаптироваться под новые реалии экономической ситуации. Уход зарубежных брендов и введение ограничений на поставки оборудования дали толчок нашим компаниям к собственным разработкам и налаживанию связей с Китаем. Маркетологи международной выставки-форума по развитию бизнеса во франчайзинге, вендинге, электронной коммерции, розничной торговле и других сферах Versous провели небольшой опрос среди игроков вендингового бизнеса.
Китай и мини-форматы
ГК «Ассорти» среди трендов 2023 года отмечает экспансию китайских производителей в вендинговый бизнес. Основной причиной популярности китайской компаний на российском рынке является высокое качество и современный дизайн кофейных аппаратов, а также довольно привлекательная цена по сравнению с европейскими производителями.
Аналогичный тренд в платежных решениях отметила компания «Кит Инвест». По словам Натальи Черной, PR-руководителя бренда, китайское «железо» будет предлагать более дешевые и альтернативные решения, вытесняя полностью европейских конкурентов.
«Также трендовым направлением развития рынка автоматизированной торговли в 2023 году, на наш взгляд, стало увеличение числа микромаркетов и кофе-корнеров. Думаю, что этот тренд сохранится и в следующем году по причине более низкого, по сравнению с классическим вендингом, размера первичных инвестиций», – отметил Валерий Иванников, генеральный директор ГК «Ассорти».
Эко и ЗОЖ
Курс на ЗОЖ добрался в 2023-м и до вендинга. Это отмечает Денис Ржевцев, интернет-маркетолог компании «Риа Вендорз Восток». По словам Дениса, в уходящем году бренд заметил возросший интерес к снековым автоматам, обеспечивающим доступ к качественным продуктам. Аппараты с полезной едой и напитками стали удачным решением для активных людей, которые ценят свое время.
Среди трендов компания VendShop выделила экологический аспект ведения бизнеса. «Все больше используется биоразлагаемая упаковка, а также стала востребована выдача товаров в свою тару. Например, успехом пользуются рефил-станции для продажи бытовой химии в розлив», – рассказала Татьяна Шубина, руководитель отдела PR и рекламы VendShop.
«Формация», производитель и поставщик расходных материалов для вендинга, поддерживает, воплощает и отстаивает эко-принципы в производстве. По словам Алисы Буковской, маркетолога компании, в 2023 году значительно заметен рост интереса к устойчивым и экологически чистым продуктам и упаковкам в автоматах, а также внедрение технологий для уменьшения отходов и повторного использования упаковки.
Технологичность
С каждым годом игроки вендинговой индустрии все больше смотрят в сторону технологичного оборудования. Так, например, среди точек роста в 2024 году бренд кофейни самообслуживания Omimi отметил курс на оптимизацию пространства для вендинга, а также повышение функциональности и уменьшение физического размера торговых аппаратов.
Компания i-Retail видит для себя приоритетным направлением работы в наступающем году развитие собственных технологий. Бренд активно совершенствует свою разработку – робо-формат киосков самообслуживания с мультидринк машиной.
Представитель компании VendShop подчеркнул, что в последнее время стала востребована автоматизированная выдача стаканов и сиропов в кофейнях самообслуживания, которая позволяет исключить перерасход ингредиентов.
В вендинговом прогнозе на 2024 год «Телеметрон» отметил использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения для анализа данных о покупках и поведении потребителей. Станут более популярными умные вендинговые автоматы, которые взаимодействуют с потребителями, предлагая информацию о продуктах, рекламные акции и даже развлечения.
Платежные решения, m-commerce, лояльность и клиентский путь
В этом году особо заметен тренд на популяризацию безналичной оплаты в вендинге. «Пользователи предпочитают удобство и безопасность оплаты с помощью смартфонов, кредитных и дебетовых карт, а также через NFC и QR-коды», – пояснил Андрей Чубаев, руководитель отдела продаж «Телеметрон» в своем ответе про итоги года компании.
Юлия Цветкова, генеральный директор компании «Метрёшка», отметила, что система телеметрии теперь воспринимается клиентом непросто как дополнение, а как жизненная необходимость. Среди точек роста вендинга 2024 года руководитель казанской компании обозначила внедрение бонусной системы для привлечения клиентов и разработку мобильных приложений.
Качество, персонализация и смена привычек
Смещение акцента с цены на качество продукта – еще один тренд уходящего года, перетекающий в 2024. Об этом рассказала компания «Знак фуд ингридиентс», которая получала в течение года запросы на новый продукт от партнеров в связи с дефицитом сырья на рынке. Итогом стало создание молочного топпинга собственного производства для кофейных аппаратов.
Однозначно, еще одна точка роста в вендинге в 2024 году – индивидуализация предложения. «Данный тренд будет усиливаться во всех аспектах вендинга: от брендинга точек продаж до установки более совершенных автоматов с соответствующим ПО, поддерживающим бесконтактные технологии оплаты через мобильные приложения с индивидуальными программами лояльности», – отметила Алиса Буковская, компания «Формация».
Смену потребительских привычек в 2024 году прогнозирует компания «Третий Кран», которая занимается производством вендинговых аппаратов по очистке питьевой воды. Александр Нода, генеральный директор компании, в предстоящем году предположил увеличение продаж в розлив не только кофе, но и других безалкогольных напитков (вода, соки и др.), а также появление и закрепление подписок на вендинговые услуги.
Индустрия вендинга с каждым годом активно развивается и подстраивается под текущие условия, а также запросы своей аудитории. Большинство компаний приоритетом ставят собственные разработки и производство новых уникальных продуктов, что не может не радовать.