На площадке центра конференций «Сегодня», в рамках бизнес-форума «Развитие и регулирование экосистем в России 2023: на пути к цифровому равенству» эксперты и лидеры по цифровой трансформации определяли потенциал и точки роста развития цифровых экосистем в России. Обсуждалась проблематика регуляторных вызовов цифровых рынков и экосистем, а также оценивались практики использования нововведений – инструменты, позволяющие эти проблемы эффективно решать.
Константин Бегиджанов, заместитель директора Департамента антимонопольного регулирования Евразийской экономической комиссии, высказался о вопросах применения критериев трансграничности в контексте анализа цифровых рынков: «В связи со стремительным распространением и развитием цифровых сервисов и платформ, на текущий момент возникает необходимость проработки вопросов, связанных с определением единых подходов и методов сбора и учета показателей объемов цифровых рынков и их предоставления в целях проведения мониторинга, оценки состояния конкуренции на соответствующих рынках и защиты конкуренции».
Андрей Тенишев, к.ю.н., заведующий кафедрой конкурентного права РАНХиГС, обозначил актуальные проблемы регулирования экосистем в России – по мнению эксперта, цифровая экономика развивается стремительно, а законодатель неповоротлив, он не успевает: «Пятый антимонопольный принимался пять лет, а устарел еще до того, как был принят. Весь мир идет по пути протекционизма, поддерживая развитие своих цифровых платформ. Так, может и нам не нужно императивное, запретительное регулирование. Может, нужен рамочный закон с позитивными нормами и с процедурами – саморегулирования и разрешения споров. Но, если любой закон, какой бы он ни был, не применять, то платформы станут выше закона.»
Александр Топоев, заместитель директора по GR и праву Wildberries, отметил, рассуждая о мировых тенденциях развития экосистем и проводя параллели с такими тенденциями в России, что текущая мировая конъюктура цифрового рынка строится на платформах родом из США – такие компании, как Google, Apple, Amazon и другие в большинстве стран мира занимают доминирующее положение на разных цифровых рынках:
«Государственности США не выгодно терять доминирующее положение своих «национальных» компаний и отсутствием явного и жесткого регулирования (как например, это сделано в Европейском Союзе в отношении цифровых платформ, по причине того, что весь их цифровой рынок занимают только зарубежные компании) США стараются сохранить доминирование своих хозяйствующих субъектов на мировой арене. Преимуществом таких цифровых лидеров является наличие больших данных. Объем данных таких компаний позволяет им иметь не только экономическую выгоду, но и большой административный ресурс».
Александр Бражников, исполнительный директор «Российской Ассоциации криптоиндустрии и блокчейна» (РАКИБ), высказал экспертное мнение о перспективах развития крипторынка и государственного регулирования: «Отсутствие правил или несоответствие им в работе крипторынка и блокчейн-технологий создают сильнейшие угрозы как на самих рынках (финансы, энергетика и т.п.), так и в межгосударственном взаимодействии. Это ведет к недополучению дополнительных налоговых поступлений государству, избыточному давлению на энергетическую сферу, ослаблению нашего ответа на внешние военно-политические и экономические вызовы».
О том, что дополнительным драйвером в развитии регулирования цифровых экосистем является их активная экспансия в финансовый сектор заявил Артем Генкин, д.э.н., профессор, президент АНО «Центр защиты вкладчиков и инвесторов»: «Крупные технологические компании инициируют создание собственных, или частных цифровых валют для пользователей своих экосистем, обеспечивают их быстрое и крупномасштабное внедрение. Подобные частные цифровые валюты могут позволить bigtech-компаниям заполучить чрезмерную рыночную власть и изменить ландшафт платежей. Это влияет на функционирование денежно-кредитной системы, создавая угрозу для олигополизации платежного рынка со стороны изначально нефинансовых экосистем».
Член Правления ТПП РФ, председатель Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Владимир Гамза, обозначил актуальность и важность темы «Управление бизнесом в цифровой экономике», отметив, что члены Совета активно вовлечены в работу над проблематикой цифровизации, например, эксперты представляли свои предложения и комментарии к докладу Центральный банк Российской Федерации, посвященному проблемам регулирования «экосистем».
Эксперты напоминают, что попытки на российском финансовом рынке обозначить проблематику «экосистем» были сделаны в 2021 году Банком России в двух докладах для общественных консультаций: «Экосистемы: подходы к регулированию» (апрель 2021 г.) и «Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы» (июнь 2021 г.), а также Минэкономразвития России в Концепции общего регулирования деятельности групп компаний, развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «экосистемы» (май 2021 г.).
Заместитель председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Юлия Приходина отметила несколько важных моментов с точки зрения регулирования «экосистем»:
- выработка общего, единого для участников рынка понятия «экосистема» применительно к бизнес-процессам (в т.ч. установление их отличия или тождества с таким понятием как «маркетплейс»);
- решение вопроса о наличии как таковой необходимости дополнительного государственного регулирования «экосистем» и уровне такого регулирования, а также целесообразности принятия соответствующего специализированного законодательства соответственно;
- решение вопроса о необходимости назначения единственного контрольно-надзорного органа за «экосистемами», либо оставление вопросов контроля и надзора в совместном ведении нескольких регуляторов – Банка России, ФАС России, Минэкономразвития России, Минцифры России, Росфинмониторинга, ФНС России, Роспотребнадзора и др.;
- защита интересов потребителей от «экосистемной зависимости», например, когда вследствие привычки, удобства, лени, нежелания оставлять везде свой цифровой след и других факторов потребители готовы в ущерб своим личным финансам приобретать товары (услуги) с большой наценкой.
Вопрос регулирования «экосистем» вызывает полемику среди экспертов, в том числе высказываются опасения, что чрезмерная зарегулированность может «задушить» этот новый формат организации бизнеса, хотя многие эксперты и признают, что в «экосистемах» заложены определенные риски, которые требуют принятия превентивных мер на уровне законодательства.
Актуальными, по мнению председателя правления ассоциации «Финансовые инновации», заместителя председателя Совета ТПП РФ по финансово-промышленной и инвестиционной политике Романа Прохорова, являются две проблемы – кто главный регулятор «экосистем» и как защитить потребителей: «Многовекторный характер деятельности экосистем усложняет взаимодействие с ними отраслевых регуляторов – непонятно кто должен быть главным регулятором в этом процессе, если «экосистема» включает и финансы, и логистику, и продукты питания, и музыку? С другой стороны, экосистемы становятся уже и политическим фактором – вспомним историю про Трампа и Twitter». По мнению эксперта, с учетом политического аспекта, а также возрастающей роли «экосистем» в формировании мировоззрения потребителей, необходимо формирование межведомственной группы по регулированию «экосистем», в состав которой должны войти и представители профильных объединений участников рынка.
«Данные – это сердце любой экосистемы, а крупнейший обладатель данных – государство. Таким образом, одним из реальных источников обогащения цифровых экосистем могут являться открытые государственных данные. Коммерческие сервисы могут использовать их (абсолютно бесплатно) для наращивания собственного функционала, – комментирует Людмила Богатырева, к.полит.н., руководитель департамента цифровых решений консалтинговой группы «Полилог», эксперт в области цифровой трансформации госсектора. – Согласно отчёту Счётной палаты «Открытость государства – 2023», 49 из 50 ФОИВ (исключением является Росимущество) публикуют открытые машиночитаемые данные на ведомственных сайтах и порталах. У 34% ФОИВ наиболее релевантные наборы полностью актуальны. В тройку лидеров в области открытых данных в 2023 году вошли Минкультуры России, Росстат и Роспатент».
Людмила Харитонова, управляющий партнер ЮК «Зарцын и партнеры», председатель Ассоциации юристов цифровой экономики акцентирует внимание на правовых рисках и оптимальных моделях цифровых экосистем и платформы: «Запуская экосистемы, маркептелйсы или агрегаторы нужно помнить: крайне важна юридическая модель сервиса и оценка рисков – на текущий момент судебная практика складывается так, что ответственность на платформу может быть возложена в том числе из-за действий исполнителя (поставщика); выбранная договорная модель может снизить или существенно повысить риски – подтверждением тому является множество кейсов за последние 10 лет с агрегаторами такси».
Все чаще компании BigTech называют «квазигосударствами». Их суммарная капитализация практически удвоилась в период пандемии COVID-19, когда многие сферы социальной и экономической жизни были переведены в онлайн-режим, а цифровые платформы превратились в важнейшую мировую инфраструктуру. На российском рынке развиваются более десятка цифровых платформ и экосистем. Резюмируя обсуждение, Анна Малиновская, территориальный руководитель в Центральном федеральном округе «Университета Иннополис», отметила: «Без крупных отечественных игроков (Wildberries, «Авито», Ozon, «Яндекс», VK и др.) сегодня уже немыслимо функционирование многих секторов экономики. Объем российского рынка интернет-торговли в 2022 году вырос более чем на 30% и достиг 5,17 трлн рублей, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ)».