Одной из главных тем бизнес-форума «Недели Российского Ритейла — 2025» стало переосмысление роли упаковки в развитии современной розничной торговли. Выступая на сессии, посвященной технологическим и экологическим вызовам отрасли, Юлия Румянцева, директор дивизиона «Жесткая упаковка» компании «Сибур», поделилась отраслевой экспертизой и взглядом на основные векторы изменений в сегменте упаковочных решений.
Безопасность — ключевой фактор доверия потребителей
По мнению эксперта, упаковка сегодня выходит далеко за рамки своей традиционной функции средства транспортировки или хранения продукта. Она трансформируется в неотъемлемую часть логистических, технологических и маркетинговых процессов, напрямую влияя на устойчивость и эффективность всей цепочки поставок, а также формирует перед отраслью задачи соответствия актуальным требованиям конечного потребителя.
Новые нормы формируются под влиянием следующих ключевых факторов:
- запрос на безопасность,
- автоматизацию,
- цифровую интеграцию,
- циклическую экономику через переработку.
Одним из центральных аспектов, на которых акцентировала внимание Юлия Румянцева, является безопасность упаковки, особенно в сегменте готовой еды.
В самой компании делается ставка на упаковочные решения на основе полипропилена — материала, который демонстрирует инертность, то есть не вступает в контакт с пищей и безопасен для потребителя.
При этом он допускает как заморозку, так и разогрев продуктов в микроволновке без изменения их свойств. Для продукции с удлинённым сроком хранения применяются решения с модифицированной газовой средой, что позволяет значительно продлить свежесть и качество продуктов. Это особенно важно в контексте борьбы с пищевыми отходами, объем которых в России ежегодно достигает порядка 17 млн тонн.
Автоматизация логистических процессов диктует требования к таре
Одним из самых значимый трендов в упаковке стала глубокая автоматизация логистических процессов.
Полимерные ящики, короба и паллеты отличаются стандартизацией и полной совместимостью с современными роботизированными системами хранения и перемещения грузов. Это делает их высокоэффективными инструментами в рамках масштабной цифровой трансформации ритейла, позволяя значительно повысить скорость и точность обработки грузов, подчеркивает Румянцева.
Особое внимание эксперт уделила перспективным бизнес-моделям, ориентированным на оборотную тару.
Речь идет о развитии системы пулинга, при которой одни и те же единицы упаковки многократно используются в логистических циклах. Такой подход не только позволяет снизить операционные затраты, но и значительно повышает устойчивость и экологичность цепей поставок.
По словам директора дивизиона «Жесткая упаковка» компании «Сибур», модель оборотной тары жизнеспособна как в сегменте транспортной логистики B2B, так и в бытовом использовании, например, при доставке готовой еды конечному потребителю.
Замкнутый цикл упаковки
Отдельно эксперт остановилась на том, как влияет упаковка на углеродный след. В рамках повестки устойчивого развития производители активно переходят на мономатериалы при производстве тары.
Полипропиленовые лотки, стаканы, крышки и соусники можно полностью переработать, они не содержат смешанных компонентов и у них низкий углеродный след. Производство пластиковой упаковки на основе полимеров в среднем даёт на 50% меньше выбросов CO² по сравнению с альтернативными материалами, что является ключевым фактором в достижении целей устойчивого развития.
При этом Юлия Румянцева подчеркивает, что эффективная переработка невозможна без развитой инфраструктуры сбора.
Руководитель дивизиона привела пример реализации подобной задачи через партнерский проект бренда полимеров Vivilen (используется для производства экологичной пищевой и непищевой упаковки с вовлечением до 30% вторичного сырья) своей компании с ритейлером «ВкусВилл»: запуск мобильных экостанций позволяет эффективно собирать флаконы, канистры, пленки, лотки и другие изделия из полистирола, ПЭТ и полипропилена, замыкая цикл их обращения.
В «Сибуре» уверены, что такой подход к развитию упаковочных решений демонстрирует глубокое понимание современных вызовов и трендов в ритейле.
Интеграция безопасности, автоматизации, принципов циркулярной экономики и низкого углеродного следа в разработку полимерной упаковки делает ее не просто расходным материалом, а стратегическим активом, способным повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность розничной торговли.