«Максидом» купил российское подразделение британской сети гипермаркетов товаров для дома Castorama. Как сообщила компания Kingfisher, владеющая сетью, актив приобретен за 7,4 млрд руб.
О намерении покинуть российский рынок группа сообщала еще в 2018 году. Тогда же она заявила о прекращении работы в Испании и Португалии, отметив, что хочет сосредоточиться на основных рынках, где занимает лидирующие позиции или может их достичь.
Уход Castorama
Согласно опубликованному заявлению Kingfisher, 80% от суммы сделки с «Максидомом» будет выплачено сразу, а остальное — в течение двух лет. Сеть ООО «Касторама рус» насчитывает 18 магазинов в 13 городах, в том числе два в Петербурге. При этом большинство магазинов Castorama находятся в городах, где «Максидом» ещё не присутствует (Ростов, Воронеж, Краснодар, Пермь и т.д.).
По итогам 2019 года выручка ООО «Касторама Рус» составила 25,4 млрд руб. (без учета НДС), сократившись на 13% по сравнению с 2018 годом. Ее доля на российском рынке DIY по итогам прошло года была 2,3%. Выручка «Максидома» по итогам 2019 года сократилась на 1,9% — до 23 млрд руб., а доля рынка — 1,8%, подсчитали аналитики INFOLine. Таким образом, в результате сделки петербургский ретейлер получит 4% рынка и займет третью строчку в рейтинге крупнейших DIY-ретейлеров, сместив OBI. Первые две позиции занимают Leroy Merlin и «СТД «Петрович».
Роковые ошибки
По словам генерального директора ИА INFOLine Ивана Федякова, это одна из крупнейших сделок за всю историю российского DIY. Предыдущая крупная сделка на этом рынке была в 2018 году, когда Leroy Merlin купила 12 магазинов «К-Раута» за 12 млрд руб. Все остальные сделки в этой отрасли не превышали 1 млрд руб. «Это выгодная сделка для «Максидом», все объекты Castorama рассредоточены в регионах — и каннибализации с гипермаркетами «Максидом» не произойдет. Именно с этой проблемой столкнулась в свое время Leroy Merlin, купив «К-Раута», — подчеркнул Иван Федяков.
По его мнению, Castorama совершила ряд ошибок на российском рынке. Среди наиболее стратегически важных — «недооцененность объёма российского рынка в шесть раз», большое расстояние гипермаркетов от распределительного центра, что неэффективно с точки зрения логистики, маркетинга и продвижения, а также поздний запуск онлайн-продаж. Собеседник РБК Петербург напомнил, что по итогам 2019 года объем российского DIY рынка увеличился по сравнению с 2018 годом на 6,8%, до 1,6 трлн руб.
Долгая интеграция
Совладелец сети гипермаркетов «Максидом» Мария Евневич рассказала РБК Петербург, что процесс интеграции займет несколько лет. В первую очередь, компания сосредоточится на взаимоотношениях с контрагентами, объединении IT-систем, а также на интеграции корпоративных процедур, связанных с трудовыми отношениями и культурой в компании.
«В рамках сделки не предполагается, что мы будем вечно работать под брендом Castorama, но какое-то время магазины продолжат работать под этой вывеской. Нам сейчас нет смысла менять вывески на «Максидом» особенно в тех регионах, где объекты успешны, у них есть своя лояльная аудитория и высокая узнаваемость бренда. Вопрос ребрендинга с точки зрения интеграции будет следующим этапом», — отметила Мария Евневич. По ее словам, покупка гипермаркетов Castorama не приведет к изменению стратегии «Максидома».
Справка: Первый магазин Castorama открылся в России в 2006 году (в Самаре). В 2019 году сеть насчитывала 20 гипермаркетов, однако в первом полугодии 2020 года два объекта компания закрыла.