В планах ритейлера к 2026 году в рамках проекта импортозамещения увеличить годовой бюджет закупок сети почти вдвое – с 12 до 22 млрд рублей. Такой прогноз был озвучен на экспертной сессии «Перспективы и вызовы импортозамещения и локализации товаров непродовольственной розницы», организованной компанией «Леруа Мерлен» в рамках бизнес-форума «Неделя российского ритейла 2024», проходящего при поддержке Минромторга России.
Курс на импортозамещение в России был обозначен еще 10 лет назад. Но сегодня тема импортозамещения и технологического суверенитета стала еще более актуальной. Современный контекст, продиктованный экономическими санкциями и их последствиями, геополитическими факторами и изменением логистических цепочек усиливают необходимость скорейшего импортозамещения товарных категорий DIY с низким уровнем локализации.
Директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга России Никита Кузнецов отметил, что на крупных игроках ритейл-рынка лежит ответственность по созданию условий для безопасного получения товаров и оказания услуг:
«В последние годы цепочки поставок перестроились, и оптимальным решением будет организация производства необходимых товаров и оборудования внутри страны».
В компании «Леруа Мерлен» более года успешно реализуется проект, направленный на импортозамещение и локализацию производств и увеличение доли продаж товаров с маркировкой «Сделано в РФ». В приоритете 45 товарных категорий DIY: электротовары, электро- и ручной инструмент, генераторы, напольные покрытия, керамогранит, сантехнические изделия, газовые баллоны, садовая техника, живые растения, малярный инструмент, ткани для штор, светодиодные светильники, крупная кухонная бытовая техника и др.
На сегодняшний день в программе участвуют 44 поставщика, из которых 14 находятся на финальной стадии запуска проекта. Среди них – российские производители таких товаров, как электроинструменты, садовая техника, светодиодное освещение, кухни, сантехника, строительная химия и многое другое.
К концу 2024 года количество поставщиков вырастет до 64, а к 2026 году годовой бюджет закупок товаров отечественного производства в рамках проекта импортозамещения увеличится почти вдвое – с 12 до 22 млрд рублей.
Михаил Никифоров, директор по закупкам и лидер проекта «Импортозамещение» компании «Леруа Мерлен», поделился аналитикой:
«На данный момент доля отечественных товаров на полках магазинов «Леруа Мерлен» составляет 72%, но уже через три года, по нашим ожиданиям, этот показатель вырастет до 76%.
Проект «Импортозамещение» направлен на совместную работу с поставщиками по преодолению барьеров, с которыми приходится сталкиваться: таможенные пошлины на компоненты, гибкая ценовая политика китайских производителей, лимиты государственных субсидий при финансировании локализации и высокий входной порог необходимого объема потребления.
Другими сложностями для крупных ритейл-компаний являются высокая, часто недобросовестная конкуренция с мерчантами на маркетплейсах и трудности с оплатой импортного оборудования при заказе».
По данным аналитиков «Леруа Мерлен», наименее локализованной категорией является «Освещение» – всего 19% российских производителей представляют свои товары в этой категории. Второе и третье места занимают «Инструменты» и «Скобяные изделия» соответственно.
Эксперты сходятся во мнении, что сложности должны решаться совместно с органами власти и другими участниками рынка посредством профильных рабочих групп. Также был сделан вывод о том, что принципиальный барьер для развития импортозамещения многих сегментов — высокие таможенные пошлины на компоненты. Генеральный директор производственной компании «Интерскол» Сергей Назаров подчеркнул, что пошлина на подшипники составляет 41%.
«Леруа Мерлен» — компания-ритейлер, специализирующаяся на продаже товаров для строительства, отделки и обустройства дома, дачи и сада. Лидер рынка DIY в России. В настоящее время сеть насчитывает 111 магазинов в 65 городах России, 1 магазин в Казахстане, 11 дарксторов, 6 распределительных центров. Гипермаркеты предлагают покупателям широкий ассортимент товаров и услуг по ремонту и обустройству дома и сада по доступным ценам. В «Леруа Мерлен» работает более 45 тысяч сотрудников.