Сеть строительных гипермаркетов OBI поделилась экспертизой развития онлайн-продаж товаров для ремонта, дома, дачи и сада. Объёмы продаж в онлайн-канале удвоились год к году, и эта тенденция сохраняется. Более того, средний чек онлайн-заказа в OBI в 2-2,5 раза превышает средний чек в розничных магазинах сети.
Эксперты DIY ритейлера считают, что клиенты, совершающие покупки онлайн, склонны приобретать более дорогие и комплексные решения, чем покупатели в офлайн-магазинах. Возможно, это связано с более продуманным подходом к планированию покупок при онлайн-заказе, а также с удобством сравнения цен и характеристик товаров в онлайн-каталоге.
Анализ данных OBI выявил интересные сезонные изменения в структуре потребительского спроса. В осенний период покупатели чаще обращаются к онлайн-площадкам за товарами, необходимыми для подготовки дачных участков к зиме.
Сорокапроцентный рост спроса на дачные товары в сравнении с аналогичным периодом прошлого года подтверждает тезис о растущем интересе к садоводству и ландшафтному дизайну и касается таких категорий как:
- укрывные материалы (агроволокно, плёнка, спанбонд разных плотностей, в том числе и с защитой от ультрафиолета),
- садовый инвентарь (от простых граблей до мотокультиваторов и газонокосилок, включая и электрические, и бензиновые варианты),
- средства защиты растений (зимние укрытия, специальные препараты от вредителей, инсектициды, фунгициды, адаптированные к осеннему применению),
- удобрения для осенней подкормки (фосфорно-калийные удобрения, компост, органические удобрения),
- средства борьбы с грызунами (ядохимикаты, ультразвуковые отпугиватели, защитные сетки),
- и, конечно же, саженцы деревьев и кустарников, адаптированные к климатическим условиям конкретного региона.
Географическое распределение онлайн-заказов демонстрирует высокую концентрацию именно в крупных городах и мегаполисах: Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Нижний Новгород и Екатеринбург – лидеры по объёму онлайн-продаж сети. Это объясняется высокой плотностью населения, развитой инфраструктурой доставки и большей осведомлённостью жителей этих регионов о преимуществах онлайн-шоппинга.
В мегаполисах, из-за значительной востребованности экспресс-доставки, 1) скорость и 2) удобство выходят в топ ключевых параметров этой услуги.
В OBI отмечают, что эффективность онлайн-продаж обуславливается комплексной стратегией, которая включает в себя:
- расширение ассортимента,
- развитие каналов продаж,
- упрощение процесса покупки и доставки,
- а также активное использование современных технологий.
Важно постоянно расширять ассортимент товаров, которые доступны для онлайн-заказа. В онлайн-каталоге легко представить широкий выбор продукции, включая товары, которые не могут быть представлены в торговых точках из-за ограничений по площади.
Активное развитие каналов продаж, включая сайт розничной сети, мобильное приложение и витрины на разных маркетплейсах, обеспечивает доступ к более широкой аудитории покупателей, а также дает им выбор удобной для себя площадки.
Фокус на упрощение и развитие процессов покупки и доставки – удобный интерфейс сайта, различные варианты оплаты, широкий выбор способов доставки, включая самовывоз из магазинов и доставку курьером – все это способствует росту онлайн-продаж. А оптимизация сферы логистики позволяет сократить время доставки и повысить эффективность взаимодействия с потребителем.
Необходимо отметить также роль развития информационных технологий, позволяющих создавать персонализированные предложения и таргетированную рекламу, что значительно повышает конверсию.
Постоянный мониторинг покупательского поведения и адаптация к меняющимся потребностям рынка со стороны ритейлров являются ключевыми факторами роста онлайн-продаж, а также среднего чека в онлайне. Это связано с расширением ассортимента товаров, доступных онлайн, и увеличением каналов продаж, в частности, развитием рынка дачных товаров на маркетплейсах.
Дальнейшее развитие электронной коммерции в DIY-ритейле будет во многом зависеть от усилий в следующих направлениях:
- улучшению пользовательского опыта,
- интеграции офлайн и онлайн каналов,
- внедрению инновационных технологий, таких как виртуальная реальность и дополненная реальность, которые позволят покупателям более эффективно планировать ремонты и озеленение своих домов и садов.
OBI Россия — сеть строительных гипермаркетов, открывшая первые магазины на территории РФ в 2003 году. На сегодняшний день в России работают 23 гипермаркета и 3 магазина уменьшенного формата в 11 городах: 10 — в Москве и МО, 5 — в Санкт-Петербурге, по 2 магазина — в Нижнем Новгороде и Екатеринбурге и по одному — в Казани, Краснодаре, Саратове, Рязани, Брянске, Туле, Волгограде. Общая торговая площадь составляет 260 000 м2, а ассортиментная матрица включает более 80 тысяч наименований товаров. Более 50 млн покупателей в год формируют порядка 200 млн чеков.