Рекламный баннер
20 июня 2021, воскресенье

«Здравствуйте, вам пакет нужен?» – так начинается каждая покупка на кассе почти во всех сетевых магазинах. Полиэтиленовый пакет – самая продаваемая SKU, продажи пакетов измеряются тоннами и миллиардами. По данным Greenpeace, в России производят около 6 млрд штук пакетов.

Пакеты удобны, покупатели к ним привыкли, они стали необходимой частью похода за покупками: людям не надо нести с собой сумки, всегда есть пакеты, даже если за них надо платить. В то же время полиэтиленовые пакеты объявили главным злом экологии, основным источником, который образует большую часть мусора и отходов. Микрочастицы полиэтилена обнаруживают в море, рыбе, морепродуктах, соли, животных. В России решили подключиться к борьбе с полиэтиленом – с января 2019 года правительство поместило пакеты в Перечень отходов, захоронение которых запрещается. К сожалению, нет разъяснений, что делать с таким видом отходов, кто и как будет сортировать, перевозить и перерабатывать. В апреле в Госдуму внесли предложение полностью запретить использование полиэтиленовых пакетов с 2025 года. По мнению внесшего законопроект первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Василия Власова, за 5,5 года бизнес успеет перестроиться и организоваться, так что не будет негативных последствий от запрета.

Но будут ли действительно найдены варианты замены, которые устроят и покупателей, и продавцов, и государство? В материалах, где описан опыт введения запретов и ограничений в других странах, не сообщается, изменились ли структура покупки, средний чек, как это повлияло на магазины разных форматов. Еще один вопрос – почему только пакеты? А как же упаковка товаров, в которой различного пластика ничуть не меньше? Будут ли рассматриваться меры к производителям товаров? Но пока, похоже, только торговые сети и экоактивисты будут искать варианты оптимальной замены полиэтилену.

Снижением производства и использования пакетов занимаются повсеместно – в Китае, Европе, Грузии, Австралии, Израиле, США и других странах. Меры регулирования разные – от полного запрета на производство, ввоз и продажу до налогов и акцизов. Например, в Дании еще в 1994 году был введен налог на раздачу пакетов бесплатно. Мера сработала хорошо и показала снижение популярности пакетов на 94%. В Бангладеш запрет на пакеты введен в 2002 году. В Китае запрет на производство и использование пакетов введен в 2008 году, и в течение трех лет потребление сократилось на две трети. Однако запрет соблюдают в крупных сетях, а маленькие лавочки продолжают использовать пакеты, и работа по выявлению производителей и нарушителей продолжается. В Кении наказание за использование пакетов – вплоть до тюремного срока. В ЕС в январе 2018 года была принята стратегия, ограничивающая оборот одноразовых пластиковых изделий, к 2030 году упаковка и пакеты из полимеров должны быть перерабатываемые.

Российский опыт

Крупные торговые сети в России уже и сами задумываются об экологии и социальной ответственности бизнеса. Активизирует эти процессы Greenpeace в России, призывая супермаркеты – «убрать лишний пластик с полок». Одна из заметных и уже работающих мер – прекращение раздачи бесплатных пакетов на кассах. Например, «Азбука Вкуса» несколько лет (с 2012 года) раздавала на кассах биоразлагаемые пакеты. Но с октября 2018 года прекратила это делать в связи с тем, что в настоящее время нет организованной инфраструктуры для правильной утилизации биоразлагаемых упаковок – системы раздельного сбора, компостирования и переработки поли­этилена. Как сообщает представитель «Азбуки Вкуса», «за два месяца действия программы количество пластиковых пакетов снизилось в среднем с 60 тонн, до 24 тонн в месяц». Сеть BILLA была первой в России, кто отказался от раздачи бесплатных тонких пластиковых пакетов, заменив их на биоразлагаемые пакеты долговременного использования. Часть средств от продажи пакетов в рамках акции «Желтый пакет помогает детям!» идет на оплату лечения детей. По данным с сайта BILLA, «с начала программы по март 2019 года включительно в помощь детям с проблемами здоровья было перечислено 94 607 283 рубля, 929 детей получили медицинскую помощь». Покупатель не только заботится об экологии, но и вовлекается в программу помощи. Сеть «ВкусВилл» с февраля 2018 года сделала пакеты платными: за месяц количество потребления пакетов сократилось с 5,5 млн штук до 3,4 млн. Прекращение раздачи пакетов, переход на их продажу показывают значительное сокращение расхода пакетов. Greenpeace призывает поступить так же не только крупные сети, но и всех, кто связан с продажами и может влиять на сокращение оборота полиэтилена.

Варианты замены

Некоторое время основной упор в поисках альтернативы полиэтилену делался на биоразлагаемую упаковку и пакеты в том числе. Но, как показывает практика, это не является оптимальным решением. Биоразлагаемые пакеты делятся на два вида – более безопасные из кукурузного крахмала и сахарного тростника и биопакеты из оксопластиков. Для первого вида, из кукурузы и тростника, для правильной и безопасной утилизации необходима переработка компостированием, что требует отдельного сбора, перевозки и утилизации. А вторые, с оксалатами, разлагаются в течение 1–3 лет, образуя при этом частицы микропластика, которые вредят природе. Получается, биоразлагаемые пакеты ненамного лучше обычных.

Кроме биоразлагаемых пакетов, как один из популярных вариантов рассматривают замену на бумажные пакеты: подобные можно встретить в «Азбуке Вкуса», «ВкусВилле» и др. Сеть «Лента» с апреля 2018 года начала продавать бумажные пакеты, чтобы постепенно заменить ими полиэтиленовые. Однако экологи неоднозначно оценивают использование бумажных пакетов. Это связано в первую очередь с производством бумаги из древесины, которую хотят сохранить, и большим количеством вредных выбросов в воздух и воду при их производстве. Использование бумажных пакетов может быть переходным шагом, но не является оптимальным вариантом.

Экологи рекомендуют не заменять один вид одноразовой упаковки на другой, а использовать многоразовые сумки. Здесь для замены пакетам есть большой выбор – нетканые сумки, специальные сумки для покупок, так называемые гринбэги и даже винтажные авоськи. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Нетканые сумки не очень дружественны экологии, не очень удобны в использовании, крепление ручек к сумке – слабое место, но зато они могут многоразово использоваться. Гринбэги – прочнее, долговечнее, но зачастую громоздкие и неудобные. Покупателю надо планировать поход в магазин, т.к. такую сумку не так легко положить в дамскую сумочку. Авоськи – это скорее про стиль, для узкой аудитории. Лучшим вариантом решения могут стать сумки для покупок. Как пример – сумки сети PRISMA и очень похожие сумки у «Пятерочки». Это сумки из легкой, прочной синтетической ткани, они занимают мало места, их можно всегда носить с собой, они вместительные и удобные. Тем сетям, где еще не задумывались о замене пакетов, придется это сделать в любом случае – если не сейчас, то в ближайшие пару лет точно. В качестве первого шага, по опыту вышеназванных сетей, стоит перестать раздавать пакеты и начать их продавать. Предлагать удобные сумки, пробовать, какие именно будут наиболее удобны покупателям. Объяснять покупателю, зачем это делается и почему, делать его своим союзником в заботе об общем экологичном будущем. Для разных сегментов покупателей нужна своя аргументация – кто­то среагирует на информацию об экономии в год до 1800 рублей на пакетах при отказе от них, другим будет ближе наглядное объяснение о вреде пакетов. Используя аргументы экологов и экоактивистов, можно создавать совместные активности сетей и покупателей.

В любом случае, полиэтиленовые пакеты будут уходить из оборота. Проблемы экологии, безусловно, серьезны и требуют решения, но главное, чтобы нагрузка по выполнению решений об отказе от полиэтиленовых пакетов не ложилась исключительно на торговые сети и покупателя. 

    Статья опубликована в 120 номере журнала "Точка продаж" за май 2019 года

Статьи по теме
Digital Signage: технология визуализации
О современных и эффективных инструментах продвижения товаров в ритейле рассказывает менеджер по развитию ГК ККС Ольга Надыкто.
Перспективные вложения
Продолжаем начатый в прошлом номере разговор о востребованных инновационных IT-технологиях в ритейле. Сегодня речь пойдет о геомаркетинговых…
Особенности национальной маркировки
В марте в России стартовал амбициозный национальный проект – единая система маркировки и прослеживания товаров. Он не имеет мировых аналогов…
В Digital-формате
Digital Signage – один из самых современных инструментов продвижения товаров и услуг. Ритейлеры, идущие в ногу со временем, уже давно используют…
Новости по теме
23 октября 2020 Магнит
Розничная сеть «Магнит» ко Всероссийскому Дню без бумаги, который в этом году отмечается 22 октября, посчитала, какой вклад в рациональное пользование…
29 сентября 2020 mail.ru
Киоски — виджет-витрины товаров на основе API AliExpress, реализованные Mail.ru Group при поддержке команды AliExpress Россия. Они позволяют прямо на сайтах…
17 сентября 2020 X5 Retail Group
X5 Retail Group запустила систему бесконтактных покупок с помощью мобильных устройств. «Экспресс-скан» – собственная разработка Х5, созданная для повышения…
Мероприятия по теме
Выставка «Interlight Russia - 2021»
На международной выставке освещения, автоматизации зданий, электротехники и систем безопасности 13-16 сентября в ЦВК «Экспоцентр» участники продемонстрируют…
13 сентября 2021 Messe Frankfurt RUS
Конференция «Управление клиентской базой и клиентским опытом»
Как изменился ритейл, каких результатов удалось достичь за год? Как технологии ускорили развитие розницы и качество взаимодействия с клиентами? Ответят…
15 апреля 2021 РБК конференции
Материалы по теме
О современных и эффективных инструментах продвижения товаров в ритейле рассказывает менеджер по развитию ГК ККС Ольга Надыкто.
Продолжаем начатый в прошлом номере разговор о востребованных инновационных IT-технологиях в ритейле. Сегодня речь пойдет о геомаркетинговых решениях,…
В марте в России стартовал амбициозный национальный проект – единая система маркировки и прослеживания товаров. Он не имеет мировых аналогов и вызывает…
Digital Signage – один из самых современных инструментов продвижения товаров и услуг. Ритейлеры, идущие в ногу со временем, уже давно используют цифровые…
Розничная сеть «Магнит» ко Всероссийскому Дню без бумаги, который в этом году отмечается 22 октября, посчитала, какой вклад в рациональное пользование…
Киоски — виджет-витрины товаров на основе API AliExpress, реализованные Mail.ru Group при поддержке команды AliExpress Россия. Они позволяют прямо на сайтах…
X5 Retail Group запустила систему бесконтактных покупок с помощью мобильных устройств. «Экспресс-скан» – собственная разработка Х5, созданная для повышения…
На международной выставке освещения, автоматизации зданий, электротехники и систем безопасности 13-16 сентября в ЦВК «Экспоцентр» участники продемонстрируют…
Как изменился ритейл, каких результатов удалось достичь за год? Как технологии ускорили развитие розницы и качество взаимодействия с клиентами? Ответят…
4 марта 2020 г. TAdviser приглашает на конференцию "Big Data и BI Day 2020".
Digital Technologies Forum 2019 – место встречи прогрессивных лидеров современного ритейла, которые интегрируют мировые практики для прорыва в управлении…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить