Рекламный баннер
23 мая 2024, четверг

«Здравствуйте, вам пакет нужен?» – так начинается каждая покупка на кассе почти во всех сетевых магазинах. Полиэтиленовый пакет – самая продаваемая SKU, продажи пакетов измеряются тоннами и миллиардами. По данным Greenpeace, в России производят около 6 млрд штук пакетов.

Пакеты удобны, покупатели к ним привыкли, они стали необходимой частью похода за покупками: людям не надо нести с собой сумки, всегда есть пакеты, даже если за них надо платить. В то же время полиэтиленовые пакеты объявили главным злом экологии, основным источником, который образует большую часть мусора и отходов. Микрочастицы полиэтилена обнаруживают в море, рыбе, морепродуктах, соли, животных. В России решили подключиться к борьбе с полиэтиленом – с января 2019 года правительство поместило пакеты в Перечень отходов, захоронение которых запрещается. К сожалению, нет разъяснений, что делать с таким видом отходов, кто и как будет сортировать, перевозить и перерабатывать. В апреле в Госдуму внесли предложение полностью запретить использование полиэтиленовых пакетов с 2025 года. По мнению внесшего законопроект первого заместителя председателя Комитета Госдумы РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Василия Власова, за 5,5 года бизнес успеет перестроиться и организоваться, так что не будет негативных последствий от запрета.

Но будут ли действительно найдены варианты замены, которые устроят и покупателей, и продавцов, и государство? В материалах, где описан опыт введения запретов и ограничений в других странах, не сообщается, изменились ли структура покупки, средний чек, как это повлияло на магазины разных форматов. Еще один вопрос – почему только пакеты? А как же упаковка товаров, в которой различного пластика ничуть не меньше? Будут ли рассматриваться меры к производителям товаров? Но пока, похоже, только торговые сети и экоактивисты будут искать варианты оптимальной замены полиэтилену.

Снижением производства и использования пакетов занимаются повсеместно – в Китае, Европе, Грузии, Австралии, Израиле, США и других странах. Меры регулирования разные – от полного запрета на производство, ввоз и продажу до налогов и акцизов. Например, в Дании еще в 1994 году был введен налог на раздачу пакетов бесплатно. Мера сработала хорошо и показала снижение популярности пакетов на 94%. В Бангладеш запрет на пакеты введен в 2002 году. В Китае запрет на производство и использование пакетов введен в 2008 году, и в течение трех лет потребление сократилось на две трети. Однако запрет соблюдают в крупных сетях, а маленькие лавочки продолжают использовать пакеты, и работа по выявлению производителей и нарушителей продолжается. В Кении наказание за использование пакетов – вплоть до тюремного срока. В ЕС в январе 2018 года была принята стратегия, ограничивающая оборот одноразовых пластиковых изделий, к 2030 году упаковка и пакеты из полимеров должны быть перерабатываемые.

Российский опыт

Крупные торговые сети в России уже и сами задумываются об экологии и социальной ответственности бизнеса. Активизирует эти процессы Greenpeace в России, призывая супермаркеты – «убрать лишний пластик с полок». Одна из заметных и уже работающих мер – прекращение раздачи бесплатных пакетов на кассах. Например, «Азбука Вкуса» несколько лет (с 2012 года) раздавала на кассах биоразлагаемые пакеты. Но с октября 2018 года прекратила это делать в связи с тем, что в настоящее время нет организованной инфраструктуры для правильной утилизации биоразлагаемых упаковок – системы раздельного сбора, компостирования и переработки поли­этилена. Как сообщает представитель «Азбуки Вкуса», «за два месяца действия программы количество пластиковых пакетов снизилось в среднем с 60 тонн, до 24 тонн в месяц». Сеть BILLA была первой в России, кто отказался от раздачи бесплатных тонких пластиковых пакетов, заменив их на биоразлагаемые пакеты долговременного использования. Часть средств от продажи пакетов в рамках акции «Желтый пакет помогает детям!» идет на оплату лечения детей. По данным с сайта BILLA, «с начала программы по март 2019 года включительно в помощь детям с проблемами здоровья было перечислено 94 607 283 рубля, 929 детей получили медицинскую помощь». Покупатель не только заботится об экологии, но и вовлекается в программу помощи. Сеть «ВкусВилл» с февраля 2018 года сделала пакеты платными: за месяц количество потребления пакетов сократилось с 5,5 млн штук до 3,4 млн. Прекращение раздачи пакетов, переход на их продажу показывают значительное сокращение расхода пакетов. Greenpeace призывает поступить так же не только крупные сети, но и всех, кто связан с продажами и может влиять на сокращение оборота полиэтилена.

Варианты замены

Некоторое время основной упор в поисках альтернативы полиэтилену делался на биоразлагаемую упаковку и пакеты в том числе. Но, как показывает практика, это не является оптимальным решением. Биоразлагаемые пакеты делятся на два вида – более безопасные из кукурузного крахмала и сахарного тростника и биопакеты из оксопластиков. Для первого вида, из кукурузы и тростника, для правильной и безопасной утилизации необходима переработка компостированием, что требует отдельного сбора, перевозки и утилизации. А вторые, с оксалатами, разлагаются в течение 1–3 лет, образуя при этом частицы микропластика, которые вредят природе. Получается, биоразлагаемые пакеты ненамного лучше обычных.

Кроме биоразлагаемых пакетов, как один из популярных вариантов рассматривают замену на бумажные пакеты: подобные можно встретить в «Азбуке Вкуса», «ВкусВилле» и др. Сеть «Лента» с апреля 2018 года начала продавать бумажные пакеты, чтобы постепенно заменить ими полиэтиленовые. Однако экологи неоднозначно оценивают использование бумажных пакетов. Это связано в первую очередь с производством бумаги из древесины, которую хотят сохранить, и большим количеством вредных выбросов в воздух и воду при их производстве. Использование бумажных пакетов может быть переходным шагом, но не является оптимальным вариантом.

Экологи рекомендуют не заменять один вид одноразовой упаковки на другой, а использовать многоразовые сумки. Здесь для замены пакетам есть большой выбор – нетканые сумки, специальные сумки для покупок, так называемые гринбэги и даже винтажные авоськи. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Нетканые сумки не очень дружественны экологии, не очень удобны в использовании, крепление ручек к сумке – слабое место, но зато они могут многоразово использоваться. Гринбэги – прочнее, долговечнее, но зачастую громоздкие и неудобные. Покупателю надо планировать поход в магазин, т.к. такую сумку не так легко положить в дамскую сумочку. Авоськи – это скорее про стиль, для узкой аудитории. Лучшим вариантом решения могут стать сумки для покупок. Как пример – сумки сети PRISMA и очень похожие сумки у «Пятерочки». Это сумки из легкой, прочной синтетической ткани, они занимают мало места, их можно всегда носить с собой, они вместительные и удобные. Тем сетям, где еще не задумывались о замене пакетов, придется это сделать в любом случае – если не сейчас, то в ближайшие пару лет точно. В качестве первого шага, по опыту вышеназванных сетей, стоит перестать раздавать пакеты и начать их продавать. Предлагать удобные сумки, пробовать, какие именно будут наиболее удобны покупателям. Объяснять покупателю, зачем это делается и почему, делать его своим союзником в заботе об общем экологичном будущем. Для разных сегментов покупателей нужна своя аргументация – кто­то среагирует на информацию об экономии в год до 1800 рублей на пакетах при отказе от них, другим будет ближе наглядное объяснение о вреде пакетов. Используя аргументы экологов и экоактивистов, можно создавать совместные активности сетей и покупателей.

В любом случае, полиэтиленовые пакеты будут уходить из оборота. Проблемы экологии, безусловно, серьезны и требуют решения, но главное, чтобы нагрузка по выполнению решений об отказе от полиэтиленовых пакетов не ложилась исключительно на торговые сети и покупателя. 

    Статья опубликована в 120 номере журнала "Точка продаж" за май 2019 года

Статьи по теме
Перспективы и драйверы рынка упаковочных решений
Россия обладает значительным потенциалом перехода на полимерные решения, что открывает новые перспективы для индустрии упаковки, считают эксперты…
QR-коды – улучшаем клиентский путь посетителя сайта
За последние несколько лет QR-коды (англ. Quick Response code, «код быстрого отклика») стали одной из самых востребованных технологических инноваций,…
Гиперлокальная доставка: инновационные способы управления курьерскими службами С2С и DBS
Гиперлокальная доставка — новомодное маркетинговое слово, призванное привлечь внимание, или новый вид доставки, который сулит бизнесу процветание,…
Тренды m-commerce от VK Business
Мобильная коммерция сегодня — это не новый тренд, а текущая данность. По данным Media Scope, мобильные устройства остаются главными для выхода…
Новости по теме
01 апреля 2024 «Точка продаж»
Торговая сеть «Пятёрочка» совместно с социальным предпринимательским проектом Everland представила справочное пособие «Магазин для всех: практическое руководство…
26 октября 2023 «Точка продаж»
Торговая сеть «Пятёрочка» первой на рынке запустила новый рекламный формат на базе своих касс самообслуживания (КСО) в магазинах в различных регионах России.…
23 октября 2023 «Точка продаж»
В целях повышения производительности и облегчения физической нагрузки работников, отвечающих за комплектацию товара на складе, компания приобрела мобильные…
07 ноября 2022 «Точка продаж»
Передавать сведения о продаже упакованной воды с 1 ноября 2022 года можно только через оператора ЭДО. Для этого используется объемно-сортовой учет (ОСУ),…
Мероприятия по теме
Международный военно-технический Форум «Армия» – 2024
Юбилейный X Международный военно-технический Форум «Армия» пройдет в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2023 года…
Летняя Tech Week 2024
Крупнейшая событие Tech Week традиционно объединит конференцию и выставку об инновационных технологиях для бизнеса в одиннадцатый раз. Объединяя лидеров…
26 июня 2024 Технократ
Материалы по теме
Россия обладает значительным потенциалом перехода на полимерные решения, что открывает новые перспективы для индустрии упаковки, считают эксперты компании…
За последние несколько лет QR-коды (англ. Quick Response code, «код быстрого отклика») стали одной из самых востребованных технологических инноваций, интерес…
Гиперлокальная доставка — новомодное маркетинговое слово, призванное привлечь внимание, или новый вид доставки, который сулит бизнесу процветание, а клиенту…
Мобильная коммерция сегодня — это не новый тренд, а текущая данность. По данным Media Scope, мобильные устройства остаются главными для выхода в интернет…
Торговая сеть «Пятёрочка» совместно с социальным предпринимательским проектом Everland представила справочное пособие «Магазин для всех: практическое руководство…
Торговая сеть «Пятёрочка» первой на рынке запустила новый рекламный формат на базе своих касс самообслуживания (КСО) в магазинах в различных регионах России.…
В целях повышения производительности и облегчения физической нагрузки работников, отвечающих за комплектацию товара на складе, компания приобрела мобильные…
Передавать сведения о продаже упакованной воды с 1 ноября 2022 года можно только через оператора ЭДО. Для этого используется объемно-сортовой учет (ОСУ),…
Юбилейный X Международный военно-технический Форум «Армия» пройдет в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2023 года…
Крупнейшая событие Tech Week традиционно объединит конференцию и выставку об инновационных технологиях для бизнеса в одиннадцатый раз. Объединяя лидеров…
Тема b2b-события ECOM Expo'24 – «Киберярмарка технологий». Здесь будет представлено более 300 передовых сервисов для интернет-торговли, а также широчайшая…
Выставка-форум ProIntegration Tech 2024 – ведущее международное отраслевое мероприятие в России и странах СНГ в области аудиовизуальных и информационно-коммуникационных…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить