Мобильная коммерция сегодня — это не новый тренд, а текущая данность. По данным Media Scope, мобильные устройства остаются главными для выхода в интернет среди всех возрастов страны. Александр Аббасов, менеджер продуктов электронной коммерции «ВКонтакте» выделил основные тенденции развития m-commerce – мобильной версии интернет-магазина.
Один из ключевых b2b трендов в m-commerce (продаж через мобильные устройства) — снижение порога входа для новых продавцов-предпринимателей, в т.ч. для самозанятых, малого и микробизнеса. Несколько лет назад войти в рынок было сложнее. Раньше для старта своего дела нужно было не только создавать сайт с товарными позициями, но и подключать логистику, формы оплаты и многое другое. Теперь есть множество простых инструментов, которые доступны с мобильного устройства: от онлайн-бухгалтерии и складов до витрин на разных площадках. Все это наложилось и на рост начинающих в бизнесе. Так, число самозанятых в России за последний год увеличилось с 850 тыс. человек до 3 млн., соответственно, использование m-commerce пропорционально выросло.
Сейчас любой человек с мобильным телефоном может открыть «ВКонтакте», добавить товары, расставить их в нужном порядке или сгруппировать по тематике, оформить описание сообщества и баннеры, указать свои контакты и место на карте, пригласить знакомых или запустить сразу с мобильного умную рекламу. К тому же можно подключить и доставку через, к примеру, Boxberry или СДЭК, и воспользоваться решением для управления «Мой Склад». Все это значительно упрощает работу микробизнеса.
Среди других трендов в m-commerce можно выделить персонализацию, локальность, проникновение в регионы и мобильные заказы.
За последний год, особенно в пандемию, через мобильные приложения наблюдался значительный рост всевозможных заказов еды, доставок через такси и курьерами, в целом мобильных покупок. Так, в Товарах «ВКонтакте» мы зафиксировали многократный рост продажи еды на заказ региональными ресторанами и фуд-сообществами.
Также интересен факт общения. Перед сделкой пользователи все чаще отправляют сообщения администраторам сообществ, спрашивают про товар и скидки, ведут диалоги и организовывают групповые покупки. Переписки и сообщения с продавцами доминируют в структуре продаж социальной сети, и для нас это еще один тренд.
В Товарах «ВКонтакте» доля использования мобильных устройств занимает 88% в структуре трафика. Похожее наблюдается и у коллег по рынку, к примеру, в Яндекс.Маркете каждая вторая покупка совершается через мобильное устройство. Поэтому «ВКонтакте» активно работает в направлении по улучшению управления товарами и заказами с мобильных устройств. «ВКонтакте» в соцсети добавили ряд рекламных и органических возможностей и еще запланировали на этот и следующий год значительную часть нововведений для продавцов, которые заходят с мобильных платформ.