Передавать сведения о продаже упакованной воды с 1 ноября 2022 года можно только через оператора ЭДО. Для этого используется объемно-сортовой учет (ОСУ), который передается в универсальных передаточных документах.
Напомним, что воду в России маркируют кодами Data Matrix. Каждая метка содержит:
- GTIN — уникальный код, который присвоили товару;
- уникальный серийный номер упаковки;
- проверочный код;
- блок с дополнительной информацией, в котором могут быть указаны срок годности, рекомендуемая цена и другая информация.
Александр Кривоносов, эксперт отдела по работе с оптово-розничным звеном ЦРПТ экосистемы продуктов для бизнеса «Контур» рассказал, что работать по правилам объемно-сортового учета теперь необходимо всем участникам оборота упакованной воды, осуществляющих розничную или оптовую реализацию, кроме тех, кто закупает воду для собственных нужд (сегмента HoReCa, госучреждения, офисы и т. д.). Для последних сроки старта передачи сведений другие — 1 декабря 2023 года.
Запуск ОСУ предполагает, что все перемещения товара должны фиксироваться в системе «Честный ЗНАК». Но сведения о продукции подаются не поэкземплярно, а в объемно-сортовом учете. Для этого участники должны подключиться к ЭДО и начать обмениваться УПД по сделкам. В электронных УПД в поле «НомУпак» нужно указывать код GTIN и количество единиц продукции. Сам документ должен быть подписан двумя сторонами не позднее трех дней после приемки товара.
Один УПД можно наполнять сведениями о продукции из разных товарных групп. Допустимо сочетать:
- Маркированные и немаркированные товары.
- Маркированные товары, сведения о которых передаются по ОСУ. Например, молочную продукцию и упакованную воду.
- Маркированные товары, сведения о которых передаются по ОСУ и в поэкземплярном учете. Например, упакованную воду и духи.
«После 1 апреля 2023 года у участников оборота маркированных товаров автоматически будут сформированы остатки на основании ранее поданных сведений о реализации и выбытии продукции со стороны участника. Также участникам будет предоставлена возможность корректировать сведения об остатках продукции в личном кабинете «Честный ЗНАК». Добавлять остатки можно будет после обращения в техподдержку со сканами первичных документов учета. Списывать излишки — с помощью подачи документа о выводе из оборота. Возможность корректировки сохранится на протяжении года после проведения корректировки баланса со стороны системы маркировки», — объяснил Александр.
Для отгрузки-приемки по правилам маркировки эффективно будет использование комплексного решения, которое позволит закрыть все вопросы в части электронного документооборота, обмена данными между поставщиками и торговыми сетями и передачи сведений в «Честный ЗНАК». Когда между решениями настроен бесшовный обмен данными по маркировке, необходимый для оформления операций, пользователь работает в одном окне без переключения между решениями, что положительно сказыается на оптимизации и трудозатратах компании.
Эта и другая полезная информация, как, например, шаги для перехода на электронные транспортные накладные (ЭТрН), взята с онлайн-конференции СКБ «Контур» «ЭДО в ритейле 2022: все сложится».