255 миллионов клиентов, свыше 10,6 тысяч точек, 19 стран присутствия и более 16 миллиардов долларов чистой прибыли – так отчиталась о своих успехах за год американская компания Walmart, родоначальник популярного слогана торговли «Ежедневно низкие цены на широкий ассортимент — в любое время и в любом месте».
Обладатель крупнейшей в мире розничной сети также рассказал о планах развития бизнеса. В частности, ритейлер заявил, что не планирует фокусировать всё внимание исключительно на секторе E-Commerce, а будет расширять экосистему за счет комбинирования физических магазинов, электронной коммерции и дополнительных услуг. Чем же вызвано такое решение?
В целом, финансовый отчёт компании за 2023 год оказался сильным:
- чистая прибыль компании выросла, обогнав потребительскую инфляцию;
- программы лояльности стали на 20% прибыльнее;
- рентабельности активов и инвестиций порадовали акционеров ростом до 6,6% и 15% соответственно.
Вместе с отчётом опубликовано традиционное обращение генерального директора Дага Макмиллана к акционерам. В нём он кратко описывает тактические и стратегические направления компании, а также говорит о зарубежных направлениях развития компании.
Одной из ключевых парадигм компании, затронутых в обращении, является омниканальность. Так, в недавнем интервью сайту Stratechery генеральный директор Walmart пояснил:
«... [нашему бизнесу] нужны и физические магазины, и возможность выноса заказа в автомобиль, и доставка в различных формах; нужны и магазины и E-Commerce. Именно офлайн торговые точки выгодно отличают нас от главного цифрового конкурента – Amazon. В отличие от соперников, Walmart может предложить почти каждому человеку в США свежие продукты по низкой цене, при том – в шаговой доступности».
Подавляющее большинство маркетов Walmart в США представляют покупателям возможность заказывать товары с самовывозом из магазина, но только немногим больше 4 тысяч торгоых точек предлагают доставку одним днём. Для зарубежных филиалов компании цифры составляют 2,8 тысяч точек самовывоза и 2,9 тысяч точек доставки.
Важно отметить, что почти три четверти из физических магазинов за рубежом ритейлер арендует (в Соединённых Штатах же ситуация обратная). Во многом это связано с большей мобильностью, которую подразумевает аренда – всё же основным драйвером бизнеса для компании выступает США. При изменении законодательства или формировании иных экономически неблагоприятных условий Walmart сможет свернуть бизнес в стране более оперативно при отсутствии низколиквидных активов, которыми являются торговые и складские площади.
Стратегической целью американской компании является обеспечение одинакового уровня удобства вне зависимости от способа совершения покупок. В рамках этой концепции, ритейлер планирует нарастить продажи в физических магазинах за счет увеличения числа участников программ лояльности Sam's Club и Walmart+. Данные программы представляют покупателям различные преимущества при оформлении платной подписки. Типичными привилегиями являются:
- бесплатная доставка;
- скидки на заправку;
- персонализированные предложения;
- покупки с помощью Scan&Go используя смартфон.
Очевидно, вниманием не будет обделен и сектор E-Commerce – в нём ритейлер видит обширный потенциал: по заявлениям совета директоров, потребители все чаще прибегают к цифровым покупкам. Это в свою очередь означает увеличение доли как розничных, так и оптовых покупок с использованием цифровых платформ. Вдобавок, темпы этого роста, по мнению аналитиков Walmart, будут только ускоряться.
«... Если вы мыслите долгосрочно … вам необходимо развивать свой цифровой канал продаж – у вас должна быть торговая площадка, и все, что с ней связано», – подчеркнул в одном из интервью Даг Макмиллан.
Но пока в Соединённых Штатах продажи по каналу электронной коммерции составили лишь около 2,6% от общего числа продаж. Причём большая часть осуществленных таким образом покупок пришлась на самовывоз и доставку. Показатели доли продаж E-Commerce для дочернего Sam's Club (американская сеть оптовой и мелкооптовой торговли клубного типа с ограниченным ассортиментом, которая предлагает качественные товары по исключительной цене, не сравнимой с традиционной розничной торговлей) и вовсе оказались на уровне 1,7% от общего числа. Однако эту цифру уже составляет не самовывоз, а вынос заказа в машину и доставка на дом.
И всё же, американский ритейлер активно исследует возможность интеграций цифровых технологий в свой бизнес. В частности, компания стремиться приблизиться к наиболее точной оценке спроса и формированию соответствующей ему цепочки поставок. В том числе внедряя технологии прогнозирования с использованием искусственного интеллекта. Для оптимизации работы внутри распределительноых центров используются автоматизированные системы хранения и поиска информации, самодвижущиеся тележки для перевозки ящиков – всё это повышает точность инвентаризации и производительность объектов в целом.
«Это совершенно новый уровень того, как может выглядеть розничная торговля, и именно над этим мы работали последние несколько лет», – заявил генеральный директор ритейлера.
Можно видеть, что Walmart не складывает все яйца в одну корзину, а равномерно развивает и офлайн магазины и онлайн сервисы. Учитывая специфику рынков различных стран, он делает упор на разные форматы присутствия на рынке. Оценивая приведённые выше цифры, стоит, однако, помнить, что Walmart это не только продуктовый супермаркет – весомая часть его прибыли обусловлена продажей рекламы на платформе Walmart Connect, доставками в секторе B2B (решающими проблему «последней мили»), а также оказанием финансовых услуг.