Успех любого магазина зависит от бесперебойной поставки и наличия на полке востребованных покупателем продуктов. Поэтому важным направлением развития ритейлера является реинжиниринг товарных категорий. Совместное планирование и прогнозирование спроса и поставок – это то, над чем необходимо тщательно работать.
«Год назад на наших прилавках было много товаров низкой ценовой категории. Насколько они нужны покупателям, было неясно, – делится опытом коммерческий директор «МЕТРО Кэш энд Керри» Адриан Аричиу. – Для того чтобы понять, насколько эти товары востребованы и необходимы, не занимают ли в магазине лишнее место, мы изучили спрос на эту продукцию. В ноябре прошлого года компания начала пилотный проект по «перезагрузке» торговых категорий, цель которого – избавиться от наименее эффективных товаров. В ходе работы действительно был обнаружен ряд артикулов, напрасно занимающих драгоценные места на полках».
Как рассказал Адриан Аричиу, в этом году компания делает ставку на развитие СТМ (собственных торговых марок). Собственный бренд помогает повысить конкурентоспособность цен и занять новую долю рынка. Также, что немаловажно, наличие собственных брендов поможет более точно прогнозировать ценообразование, дальнейший рост продаж и прибыли компании в краткосрочной перспективе. На западноевропейских рынках категория СТМ у торговых компаний составляет от 30 до 40%, а в отдельных случаях доходит до 50%. У большинства российских ритейлеров СТМ еще несколько лет назад составляли не более 5% от ассортимента, сегодня данный показатель редко превышает 10–12%. Исключение составляет, пожалуй, «Пятерочка», где собственные торговые марки занимают около 20% в доле товарооборота.
Направление СТМ на российском рынке только развивается, рынок далек от насыщения, поэтому есть хорошая возможность занять свое место в этой нише. «Согласно статистике, наши бренды (METRO Chef, METRO professional, ARO и др.) стали расти, – отмечает Адриан Аричиу. – Собственное производство товаров позволяет получать повышенную прибавочную стоимость благодаря как снижению затрат на логистику, так и собственной разработке новых технологий производства и упаковки товаров. Так, например, в «МЕТРО» была разработана качественная упаковка корма для животных по себестоимости всего 10 руб. за штуку». Также спикер обратил внимание на то, что упаковка собственных товаров должна становиться все более персонализированной. Для вывода на рынок новых брендов возможна коллаборация с компаниями, профессионально занимающимися разработкой и развитием брендов. Внедрение собственных брендов в перспективе способно привести к значительному росту прибыли ритейлера.
Еще один важный тренд связан с логистикой. Отлаженная цепочка поставки – это ключевой фактор для обеспечения товарами магазинов, снижения затрат и эффективного использования товарных запасов. «Даже когда мы обсуждаем коммерческие планы бизнеса, неизменно возвращаемся к KPI цепочки поставок, – говорит Адриан Аричиу. – У нас есть большой центр дистрибуции в Ногинске, в ближайшие месяцы будут открыты еще три. Это необходимо для того, чтобы увеличить частоту поставок в магазин и уменьшить там уровень товарных запасов. Товары должны быть доступны не только в качестве запаса, но и на полках. Мы ввели специальную команду, которая будет заниматься заказами и анализом ассортимента, а также составлением планограммы по каждому магазину в соответствии с потребностями клиентов. Могу привести такой пример успешной работы с ассортиментом и поставкой товара. Ранее у нас было три поставщика свежего мяса индейки, мы сократили число до двух, расширив вместе с тем ассортимент товаров данной категории. Это стало возможно благодаря удачному построению потоков поставки. Мы планируем больше товаров закупать напрямую у производителей, что также сократит путь к прилавку».
Говоря о системе поставок, Адриан Аричиу отметил, что, работая с внешним подрядчиком по логистике, «МЕТРО» рассматривает возможность доставки товаров не только полными палетами, но и заполненными наполовину и даже на четверть. Сейчас компания проводит тестирование на товарах для животных. Цель эксперимента – наладить путь поставок таким образом, чтобы товар от поставщика до прилавка проходил через минимальное количество «пересадочных» пунктов, идеальный вариант – доставка «из рук в руки». Это позволит эффективнее использовать места хранения товаров и экономить трудозатраты.
Материал подготовлен в рамках информационного сотрудничества с конференцией поставщиков МЕТRО
Статья опубликована в 122 номере журнала "Точка продаж" за сентябрь 2019 года