Наращивать производство обуви в России можно даже в нынешних не слишком благоприятных для бизнеса условиях. Отечественные фабрики сегодня конкурентоспособны и отвечают всем международным критериям качества. Другое дело, что пока они по многим причинам не могут насытить рынок в том объеме, который требует стратегия импортозамещения.
Генеральный директор сети магазинов обуви и аксессуаров Zenden Александр Сарычев рассказал, при каких условиях отечественным брендам обуви удастся удовлетворить внутренний спрос, чтобы дать возможность россиянам носить качественную, удобную и красивую обувь.
Производимой в нашей стране обуви явно недостаточно: по оценкам аналитиков рынка, доля российского производства составляет около 20% от всего объема, включая обувь специального назначения.
Рост производства обуви в России выгоден с точки зрения логистики и импортозамещения
Значительная часть наших грузов сейчас идет из Китая в Москву фактически по одной железнодорожной ветке с соответствующими рисками транспортных задержек. Если бы товар шел из разных регионов, то на каждую ветку нагрузка была бы меньше, следовательно, скорость и надежность логистических каналов была бы выше. И дело не только в том, что из Китая или Индии грузы идут дольше, а значит, доставка дороже, главное, что экономит компания, — это время.
При организации производства в России логистическое плечо становится заметно короче. Для наглядности приведу пример: поставщик отправил партию товара, которая показывает высокую скорость продаж. Кто быстрее сможет организовать подсортировку? Фабрика в Ростове-на-Дону или наши китайские партнеры? Ответ очевиден.
Также власти региона воспринимают приход крупной производственной компании как желанного партнера, который улучшает экономические показатели, развивает инфраструктуру, создает новые рабочие места, мотивирует людей оставаться на родной земле, «подтягивает» развитие других смежных бизнесов. Но сегодня перенос производства в Россию невыгоден в силу экономической политики государства. Чтобы это изменить, необходимо реализовать как минимум три условия.
Условие 1. Режим экономического благоприятствования
Отечественные бренды и крупные сети магазинов обуви готовы к интенсивному развитию и качественному прорыву — в частности, открывать производства в России и расширять региональное присутствие. Однако, к сожалению, на данный момент приходится ждать действенной поддержки от государства. Сегодня фабрики России остро нуждаются в таких экономических мерах, как снижение налоговых ставок и субсидии от государства, — без этих мер трудно расширять мощности, производить более широкий ассортимент обувной продукции. Также российские производители хотят равных условий на мировом рынке — пока для отечественных производств и производства за границей они различны. Открытие новых фабрик в России сейчас убыточно: производства обложены налогами, в том числе на зарплаты сотрудников. Поэтому даже увлеченные энтузиасты отрасли не могут массово привлекать к работе и обучать молодежь — ее на фабриках сейчас очень мало.
Вот несколько возможных государственных решений, которые подстегнут развитие российского производства и сократят серый рынок обуви. Первое — требуется снизить НДС минимум до 12%, как в соседних странах, и социальные налоги до 15%. Второе решение касается маркировки продукции — ее нужно начать использовать для предотвращения контрабандных продаж либо отменить как абсолютно невыгодную бизнесу. Третье — сократить срок выездных проверок прошедших периодов до одного-двух лет и объявить амнистию российским компаниям по итогам проверок до начала текущего года. Все это поможет отечественному бизнесу развиваться и насыщать рынок качественной продукцией.
Условие 2. Продвижение российских брендов и создание положительного имиджа продукции
На фоне ухода иностранных игроков и роста цен наша задача в отрасли — остаться привлекательными для уже сложившейся аудитории и заинтересовать новых покупателей. Поэтому усиливаем маркетинговую активность, изучаем потребности аудитории и заходим в наиболее востребованные ниши. Все ведущие российские бренды вполне успешно занимаются этим, но часто им приходится действовать в условиях дефицита бюджета и нехватки других ресурсов.
Ситуация больше не позволяет реализовывать обычные охватные рекламные кампании на миллионную аудиторию. Есть смысл переключиться на каналы с более узкой, но в то же время горячей аудиторией. Например, активно сотрудничать с блогерами и лидерами мнений, использовать тематические паблики с учетом интересов целевой аудитории каждого конкретного бренда: Zenden, Pulse, Instreet, QuattroComforto.
Сегодня креативные специалисты российских фабрик обуви работают на потребителей разного возраста и предлагает модели, которые вобрали в себя тренды мировых подиумов. Так что обувь от отечественных дизайнеров — это не только про практичность и низкую цену, это про красоту, стиль и качество.
Наш опыт и анализ покупательской активности показали, что обувь с пометкой «Сделано в России» сегодня вовсе не на задворках рынка. К примеру, мы практикуем зонирование торгового зала магазина по странам-производителям и можем с уверенностью сказать, что у стендов с плакатом «Россия» посетители останавливаются чаще, чем у стендов других стран. Также покупатели больше расспрашивают про отечественную обувь.
Условие 3. Организация системы подготовки специалистов отрасли
Российские производства способны на качественный скачок вперед — им только нужно дать возможность раскрыть потенциал. Пока в легкой промышленности все еще работают ветераны труда, которые могут передать тонкости профессии молодым специалистам, — у нас есть возможность развивать производство российской обуви отличного качества.
Но приток молодых подготовленных кадров нужен уже сейчас. Действующим предприятиям по производству обуви не хватает квалифицированных специалистов на всех этапах, начиная от заготовщиков, сборщиков обуви и заканчивая конструкторами и технологами. Перед отраслью сегодня стоит нелегкая задача по обучению профессиональных кадров — подготовить достаточное количество конкурентоспособных специалистов, владеющих современными технологиями работы, и поднять престиж профессии за счет новых возможностей для молодежи.
Пришло время действовать решительно. Производителям стоит объединяться и добиваться от лиц, принимающих решение, лучших условий для проведения качественного импортозамещения, усиливать маркетинг и коммуникацию с покупателями, чтобы укрепить надежную репутацию отечественных брендов обуви.