Рекламный баннер
20 апреля 2024, суббота

Оживление экспортно-импортных отношений стимулирует интерес поставщиков и ритейлеров к международному факторингу, выгодной альтернативе кредитным продуктам. О возможностях импортного и экспортного факторинга в работе с иностранными партнерами рассказала руководитель по международному факторингу Промсвязьбанка Ирина Ткаченко.

– Какие возможности международный факторинг открывает торговому бизнесу?

– Международный факторинг – производная классического факторинга для поставщиков и покупателей, ведущих торговлю на условиях отсрочки платежа. Он обслуживает экономические отношения импортеров и экспортеров разных стран. Экспортер получает финансирование в момент отгрузки и закрывает кассовые разрывы, импортер – комфортную для себя отсрочку платежа, позволяющую наращивать объемы продаж. Вторая ключевая функция – закрытие рисков неоплаты со стороны импортера. Стоит отметить, что факторинг – не кредитный продукт, поэтому особенно интересен компаниям, не готовым нагружать себя дополнительными кредитными обязательствами.

– Произошло ли оживление экспортного факторинга после законодательных изменений, открывших возможность финансирования в валюте контракта?

– От изменений валютного законодательства выиграли обе стороны – и клиенты, и факторы. Ограничения, сдерживающие развитие рынка, касались не только возможности финансирования в валюте экспортных контрактов, но и других актуальных вопросов – закрытия паспорта сделки и исполнения обязательства по репатриации валютной выручки при поступлении оплат на счета фактора. Поэтому ряд наших клиентов ожидали вступления закона в силу, чтобы использовать этот инструмент, хеджирующий валютные риски экспортера. Теперь сделки финансирования в валюте контракта активно реализуются. Банк сразу дает покупателю выручку в той валюте, в какой ожидается оплата от дебитора, не дожидаясь окончания отсрочки платежа. Рынок в целом имеет комфортные условия для роста.

– Какие виды или продукты международного факторинга наиболее востребованы?

– Самый востребованный – экспортный факторинг без права регресса, позволяющий получить финансирование в момент отгрузки и на 100 % закрыть риск неоплаты со стороны иностранного покупателя, что особенно актуально при выходе на новые рынки сбыта. При этом в Промсвязьбанке представлена полная продуктовая линейка международного факторинга: три схемы обслуживания экспорта и схема импортного факторинга, позволяющая импортерам получить отсрочку платежа от иностранных контрагентов. Для импортеров инструмент уникальный – не нагружает баланс, не является кредитом и, более того, даже не оплачивается импортером. При реализации этой схемы банк не взимает с клиента комиссии.

– С какими странами активизировали торговые отношения ваши клиенты за последние два года?

– Импортеры в виду продуктового эмбарго были вынуждены искать альтернативных поставщиков, поэтому наблюдался тренд смещения торговых отношений в сторону стран Латинской Америки и Азии. Экспортеры традиционно поставляют крупные объемы российских продуктов в СНГ, но также ищут неосвоенные рынки. В частности, многие компании заявляют о своих планах выхода на рынок Китая.

– Используют ли международный факторинг поставщики торговых розничных компаний?

– Безусловно. Импортный факторинг – как раз продукт, ориентированный на компании, осуществляющие импорт для поставок в торговые сети. Причем здесь можно использовать комбинацию факторинговых продуктов – для закупки товаров с отсрочкой платежа применим импортный факторинг, для последующей поставки внутри страны в торговую сеть поставщик может применить одну из тради­ционных схем внутреннего факторинга.

Крупные импортеры вынуждены давать своим поставщикам гарантии оплаты. Например, поставщики в Китае чаще всего страхуют свою экспортную дебиторскую задолженность. При этом страховые компании не всегда подтверждают достаточные лимиты на российские компании. Банк может удов­летворить потребность в достаточном лимите, чтобы поставщику и российскому импортеру было комфортно сотрудничать и выходить на нужные объемы.

– Могут ли использовать международный факторинг сами ритейлеры?

– Ритейлер – идеальный клиент для схемы международного факторинга. Активный тренд последних лет – развитие сетями прямого импорта, позволяющего исключить посредников и поставлять товар по более низкой цене. При прямом импорте снижение цены на полке может достигать 15 %. Как правило, сети импортируют вино, овощи, фрукты, поэтому мы часто получаем запросы от иностранных поставщиков этих продуктовых позиций на покрытие кредитного риска российских сетей. Пока инициаторами сделок чаще выступают иностранные поставщики, но мы ведем активную работу с ритейлерами, рассказывая о возможностях продукта, о том, что они могут применять привычный для себя инструмент факторинга в сделках с иностранными поставщиками, сохраняя основное преимущество – отсрочку платежа. Чтобы сделка была реализована, ритейлеру достаточно подписать всего лишь один документ – уведомление об уступке права денежного требования.

– Какие схемы чаще всего используют торговые сети для расчетов за импортируемую продукцию?

– Нам известно, что ритейлеры, несмотря на масштабность бизнеса, в работе с иностранными поставщиками вынуждены применять кредитные инструменты, например, аккредитивы, банковские гарантии, привлекать оборотные средства в рамках кредитных линий в банках для расчетов со своими поставщиками. Для таких компаний импортный факторинг может стать максимально эффективным и выгодным решением. Мы готовы предложить своим клиентам комбинацию продуктов для решения их задач, например, применить аккредитивную схему до отгрузки товара с включением международного факторинга после поставки.

– Почему же ритейлеры так мало используют импортный факторинг?

– Основная проблема – низкая информированность бизнеса об этом инструменте. Продукт практически не представлен в линейке даже самых крупных банков. Поэтому мы активно рассказываем крупным компаниям-дебиторам о возможности работать с иностранными поставщиками, не нагружая себя кредитами. Например, в этом месяце мы реализовали сделку импортного факторинга с одной из федеральных торговых сетей, самостоятельно импортирующей фрукты и овощи из разных стран Европы и Африки.

– Каковы потенциальные точки роста между­народного факторинга?

– Одна из точек роста – развитие продукта в сегменте ритейла в связи с наращиванием прямого импорта сетей. Наблюдается высокий интерес ритейлеров, которые уже сами выходят на банк с инициативой переговоров с поставщиками. Согласно таможенной статистике, общая сумма импорта топ-5 федеральных сетей составляет не менее $1–1,5 млрд в год и продолжает расти. Причем инструментом могут эффективно пользоваться любые сети, развивающие прямой импорт, не только продуктовые, но и бытовой техники и электроники, DIY и т. д.

– Промсвязьбанк остается лидером в сегменте международного факторинга с 2011 г., на чем базируется это лидерство?

– Международный факторинг требует соответствующих ИТ-технологий, налаженных отношений с иностранными финансовыми институтами, знания специфики международного бизнеса и законодательства разных стран. В Промсвязьбанке факторинг и международное финансирование исторически являются якорными продуктами, что позволило развить всю линейку международного факторинга. Банк входит в международную факторинговую ассоциацию FCI (Factors Chain International) с 2004 г. и сотрудничает со 120 банками по всему миру в рамках реализации сделок торгового финансирования. В ряде стран работают представительства, в том числе есть офис в Китае, где сотрудники банка помогают нашим клиентам проводить переговоры с китайскими экспортерами и импортерами.

Промсвязьбанк известен на рынке как один их самых инновационных банков в части реализации сложноструктурированных сделок и нестандартных схем, решающих потребности клиента.

Статья опубликована в 110 номере журнала "Точка продаж" за май 2017 года

Статьи по теме
Рынок микрозаймов 2022: правильные шаги выбора заёма
За прошлый год россияне взяли в МФО 35,7 млн микрокредитов на общую сумму более 472 млрд руб. Такой вид кредитования позволяет получить деньги…
Факторинг высоких достижений: совместный проект НКР и Ассоциации факторинговых компаний
Факторинг продолжает расти быстрее других кредитных сегментов: уже 4 года подряд темпы роста совокупного факторингового портфеля превышают 30%.…
Пять запрещенных приемов в факторинге
Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора…
Иннокентий Воловик: «Потребности рынка меняют классический факторинг»
С начала 2021 года совокупный портфель факторинговых компаний превысил триллион рублей – эту отметку Центробанк зафиксировал в начале июля. По…
Новости по теме
01 декабря 2023 «Точка продаж»
Ключевой вопрос на старте практически любого бизнеса состоит в поиске средств для реализации бизнес-планов, особенно если своих финансов не хватает. Директор…
В рамах международного форума электронной коммерции и ритейла «Ecom Retail Week 2023» Ассоциация факторинговых компаний провела экспертную сессию «Факторинг…
Примерно на 3 500 рублей в месяц россияне покупают сопутствующие товары в магазинах при автозаправках. Жители Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы ежемесячно…
В 2022 году факторинговая индустрия проявила свои лучшие качества, которые особенно ярко проявляются в период турбулентности. Факторинг всегда был самым…
Мероприятия по теме
19-й Форум директоров по закупкам
Управление закупками в последнее время становится все более важным направлением организационного менеджмента. Директор по закупкам постоянно в центре…
21 марта 2024 AHConferences
Форум директоров по закупкам «Управление промышленными закупками 2024: дорожная карта развития»
Ежегодный всероссийский форум директоров по закупкам «Управление промышленными закупками 2024: дорожная карта развития» является федеральной площадкой…
07 декабря 2023 Quorum Guru
Материалы по теме
За прошлый год россияне взяли в МФО 35,7 млн микрокредитов на общую сумму более 472 млрд руб. Такой вид кредитования позволяет получить деньги быстрее,…
Факторинг продолжает расти быстрее других кредитных сегментов: уже 4 года подряд темпы роста совокупного факторингового портфеля превышают 30%. Причём…
Факторинг – это финансовый инструмент, позволяющий покупателю – покупать товар или услугу с отсрочкой платежа, а продавцу – получать от фактора комплекс…
С начала 2021 года совокупный портфель факторинговых компаний превысил триллион рублей – эту отметку Центробанк зафиксировал в начале июля. По сравнению…
Ключевой вопрос на старте практически любого бизнеса состоит в поиске средств для реализации бизнес-планов, особенно если своих финансов не хватает. Директор…
В рамах международного форума электронной коммерции и ритейла «Ecom Retail Week 2023» Ассоциация факторинговых компаний провела экспертную сессию «Факторинг…
Примерно на 3 500 рублей в месяц россияне покупают сопутствующие товары в магазинах при автозаправках. Жители Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы ежемесячно…
В 2022 году факторинговая индустрия проявила свои лучшие качества, которые особенно ярко проявляются в период турбулентности. Факторинг всегда был самым…
Управление закупками в последнее время становится все более важным направлением организационного менеджмента. Директор по закупкам постоянно в центре…
Ежегодный всероссийский форум директоров по закупкам «Управление промышленными закупками 2024: дорожная карта развития» является федеральной площадкой…
Насыщенная двухдневная программа 15-го Форума финансовых директоров розничного бизнеса Retail 2023 затронет темы от бесперебойного проведения платежей…
Посетив Девятнадцатый форум «Внутренний и внешний электронный документооборот», Вы узнаете об актуальных законодательных изменениях, а также о лучших практиках…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить