Поставщикам товаров или услуг в адрес крупного ритейлера необходимо понимать, что с очень большой вероятностью они получают от покупателя контракт с условием отсрочки платежа. Это означает неизбежное возникновение дебиторской задолженности, причем для разных категорий товаров или услуг отсрочка платежа покупателя может варьироваться от недели до нескольких месяцев. Виктор Вернов, председатель правления Ассоциации факторинговых компаний России (АФК) и генеральный директор дочерней факторинговой компании Банка «Открытие» – ООО «Открытие Факторинг» рассказывает о существующей практике решения вопроса факторингового финансирования поставок.
- Виктор, если выражаться простыми словами, что такое факторинг? И можно ли его назвать основным решением для поставщика?
Я бы не называл даже наш удобный для предпринимателей онлайнфакторинг «волшебной пилюлей», которая лечит от всего. Однако могу сказать, что спрос на факторинг быстро растет. Так за последний год рынок факторинга вырос на 48%.
Парадокс в том, что для каждого поставщика дебиторская задолженность – это почти всегда «головная боль». По сути, это замороженные деньги, которые в данный момент времени компания не может направить на более крупные проекты и развитие своего бизнеса в целом. Поэтому факторинг многие называют «идеальным инструментом ликвидации дебиторской задолженности». Говоря юридическим языком, это просто переуступка образующейся дебиторской задолженности в адрес специализированной факторинговой компании. Вы получаете возможность обменять дебиторскую задолженность (обязательства покупателя заплатить вам по контракту) на быстрые деньги за поставки без ожиданий даты окончания отсрочки платежа.
Возникновение дебиторской задолженности – нормальное явление для экономики. В России дебиторка растет быстрее ВВП, и это один из трендов развивающихся рынков, который показывает, что компании доверяют друг другу и готовы делать отсрочку платежа. Поэтому аналогов факторинга на рынке беззалоговых финансовых инструментов нет.
- Как вы определяете, какая дебиторская задолженность подходит для факторинговой сделки, а какая – нет?
Начну с аллегории. Если описывать факторинг простыми словами, то, наверное, он близок не столько к банку, сколько к обменному пункту. А обменному пункту важно, чтобы «валюта» была настоящей. Это значит, что любая факторинговая компания в первую очередь должна убедиться, что дебиторская задолженность валидна (принята покупателем), и что есть понятный фиксированный по договору срок оплаты.
Раньше факторинг действительно был «тяжелым» продуктом. Классический факторинг начинался с ритейла и был точечным инструментом для решения его проблем. Цифровизация и электронный документооборот внесли свои корректировки в процесс. Мы научились делать действительно массовый онлайнфакторинг быстро и просто. Это наша гордость и большая помощь предпринимателям. Сейчас мы видим настоящий ренессанс продукта: он стал актуален во многих отраслях, вышел за рамки обычного ритейла, но не потерял своей прежней значимости для него.
- Можно ли сделать вывод, что рынок факторинга так или иначе идет к унификации?
Да, и, на мой взгляд, ее драйвером может выступать государство, которое как крупный игрок рынка может быть заинтересовано в едином понятном и простом для поставщика и покупателя механизме онлайнфакторинга как быстрого и прозрачного инструмента финансирования.
Я думаю, что в 2019 году мы все увидим, как вырастет сегмент госзакупок в факторинге. Он уже стал расти с прошлого года, когда в законодательство внесли поправки, разрешающие использовать факторинг даже как инструмент для тендерных сделок.
Материал подготовлен редакцией журнала «Точка продаж» в рамках экспертного сотрудничества с компанией «Открытие Факторинг» www.openfactoring.ru
Статья опубликована в 119 номере журнала "Точка продаж" за январь февраль 2019 года