21 сентября, в первый день проведения WorldFood Moscow 2021, в рамках «Форума лидеров продовольственного рынка» состоялась аналитическая сессия, посвященная актуальным цифрам и фактам продовольственного рынка, состоянию розничных сетей в мире и в России, перераспределению спроса на разные категории товаров в оффлайн и онлайн, а также постковидным трендам в предпочтениях покупателей разных поколений.
Мероприятие открыло выступление Светланы Бобровой, директора по развитию аналитической компании NielsenIQ, которая отметила, что потребители по-прежнему переживают насчет своего здоровья, а также обращают внимание на рост цен FMCG. По шкале от 0 до 200 индекс потребительского оптимизма россиянина находится на отметке 90. «Это означает, что есть определенная осторожность, которая сдерживает потребителей от более активных действий, активных трат», —заявила Светлана Боброва.
Согласно данным компании NielsenIQ, большинство потребителей взяли под контроль свои расходы. 53% потребителей стали новыми экономными, в то время как доля беззаботных потребителей составила 10%. 71% из опрешенных руководителей FMCG-бизнеса считают снижение доходов покупателей основным риском для бизнеса в перспективе трех лет.
Среди других тенденций, наблюдающихся на рынке ритейла, выделяются – рост значимости дискаунтеров, переключение покупателей на покупку СТМ в целях экономии, а также увеличение онлайн-продаж. Опросы говорят о том, что 27% покупателей во всем мире совершили онлайн-покупку FMCG впервые из-за пандемии. По доле онлайн-продаж Россия находится в тройке лидеров: ее опережают лишь Великобритания и Франция. Кроме того, средние темпы роста онлайн-продаж «ультрафреш» категорий в России составили 160%.
Традиционно на аналитической сессии выступил Иван Федяков, генеральный директор информационного агентства INFOLine. Спикер заметил, что после четырех кварталов снижения товарооборота, во втором квартале 2021 года наблюдается рост, однако пока он не может покрыть падение прошлого года.
Крайне непростая ситуация наблюдается в финансовом состоянии домохозяйств. Реальные денежные доходы российских потребителей стали антирекордом для XXI века. Накопления граждан растут, но вместе с ними растут и кредитные обязательства. Иван Федяков подчеркнул, что только за август 2021 года было выдано более 1 млн кредитных карт.
Спикер обратил внимание также на такие тенденции, как активность открытия новых магазинов и расширение торговой площади, создание «жестких дискаунтеров» крупными сетями, а также развитие формата «гипермаркет».
Екатерина Третьякова, аналитик отдела продуктов питания агентства Euromonitor International, рассказала о рынке готовой еды. Согласно опросу исследовательской компании, 23% потребителей не хватает времени на то, чтобы готовить себе еду. В 2020 году прирост розничного рынка готовой еды составил 10%. Драйверы роста отрасли: наборы еды для ужина (14%) и охлажденные блюда (5%). Российский рынок в основном состоит из замороженных блюд. Екатерина Третьякова также отметила, что в будущем на рынке готовой еды сохранится тренд на здоровое питание, развитие фудтеха, размывание границ, осуществление коллабораций.
Источник: пресс-служба WorldFood Moscow 2021