Жесткие дискаунтеры – это сейчас нарождающаяся, но очень перспективная ниша. На конференции ведущих партнеров Х5 Dialog 2021, 30 сентября, Илья Якубсон, генеральный директор проекта «Чижик» (chizhik.club), рассказал о темпах развития пилотных магазинов данного проекта, обозначил цели и принципы работы, четко давая понять, что жесткий дискаунтер в будущем станет ключевым форматом X5.
«Чижик» – это магазины с качественными продуктами и товарами по улётным ценам. Наши цены такие низкие, потому что в «Чижике» нет лишних процессов и расходов. Больше нужного, меньше лишнего.
На сегодняшний день открыто 29 магазинов «Чижик». Задачи развития – увеличение оборота до 1 трлн. рублей и рост числа магазинов в перспективе трех лет – 3 000. Жесткие дискаунтеры через 10 лет должны в России иметь те же параметры, что и в Европе – 20-25% рынка, сейчас же всего лишь от 4 до 6%.
Цель проекта изменить восприятие дискаунтеров в России: «Мы мыслим не категориями, а потребностями». Потребности в качестве!
5 шагов качества chizhik.club:
- Выбор лидера рынка по каждой потребности.
- Выбор продуктов-аналогов лидера рынка.
- Дегустация сотрудниками Х5 Retail Group (30 чел).
- Внешние продуктовые тесты (через агентства – до 300 чел.)
- Испытания победителя в НИИ.
СТМ для «Чижика» – это перспектива собственных торговых брендов (это ключевые элементы дифференциации формата). Сейчас «Чижик» – это архитектура из 24 брендов. Направление развития – 75% доля СТМ!
Цель – сделать собственные торговые бренды лидерами рынка:
- Продукт с качеством лидера рынка!
- Упаковка – разработка упаковки, SRP-коробов, микс-коробов.
- Цена – стратегия EDLP (every day low price), никаких скидок и промо, разрыв к брендам 20-30%, разрыв к СТМ 10-15%.
Сейчас в магазинах уже представлены 20 брендов. Это 135 SKU. Ожидание – до конца года попадание на полку 300 SKU. В продажах магазина марки бренда составляют сейчас порядка 20%, к концу года – выход на 40%. Прогноз на конец следующего года – 75% от общего ассортимента. Сейчас 60% чеков имеют SKU СТМ.
«Чижик» сегодня – это магазины от 250 до 300 м2 торгового зала, 750 sku постоянного ассортимента. Все магазины типовые. Везде одинаковый набор оборудования: трехполочная система (сухое оборудование), все полки одинаковые по глубине.
Товар выставляется в групповой упаковке уже готовой к размещению на стеллаже без выкладки самих товаров поштучно — формат SPR коробов (Shelf Ready Packaging). Преимущественен большой размер упаковки, т.к. увеличение упаковки, в конечном итоге, снижает себестоимость на всей логистической цепочке.
Процесс оптимизации SPR-упаковки для наших СТМ идет полным ходом, результатом чего являются короба максимально эффективно утилизирующие (использующие) полку по глубине, ширине и высоте. Например, для СТМ марки «Щедрый год» короб размером 58 см. В использовании специализированных SPR-упаковок есть большая экономия работы. Одним движением поставили, другим движением разорвали. И товар готов к продаже.
Принципы отношений с поставщиками:
Закрытие потребностей: на 1 потребность 1 SKU. Большой объем продаж: 1 Чижик = 10 «обычных» магазинов. Долгосрочное партнерство.
Требования к поставщику:
- строгие стандарты качества: 100% соответствие требованиям,
- оперативная проработка обращений по качеству продукции,
- 100% товара в коробах SRP.,
- эксклюзивный сайзинг продукта,
- цена – гарантия на согласованный объем закупки.
По материалам Х5 Dialog 2021: конференции ведущих партнёров Х5 Group.