Эксперты SobMaExpo, B2B-выставки контрактного производства и СТМ, проанализировали текущие тенденции индустрии и выделили ключевые направления, которые сейчас определяют будущее рынка контрактного производства и СТМ.
За последние несколько лет восприятие частных марок в сознании покупателей значительно изменилось. Вначале их рассматривали как более дешевую альтернативу брендированным товарам, которая зачастую уступала по качеству. Сейчас же некоторые ритейлеры делают работу с собственными торговыми марками стратегическим направлением, поскольку покупательское отношение к ним продолжает трансформироваться.
1. Тренд на локализацию контрактного производства
Компании все чаще выбирают для контрактного производства региональных производителей. Это позволяет не только снизить затраты и сроки поставок, но и настроить производство под специфические требования местных рынков, тем самым укрепляя позиции бренда на этих рынках. Локализация производства становится ключевым фактором в стратегии успеха для СТМ.
2. Расширение продуктовых категорий
Компании, работающие в СТМ, больше не ограничиваются только традиционными категориями. Новые сегменты, такие как косметика, бытовая химия, парфюмерия, а также продукты для здорового питания и нутрицевтики — теперь на пике популярности! Ритейлеры все активнее входят в эти новые категории, чтобы разнообразить свои предложения и укрепить свою конкурентоспособность.
3. Переход в премиальный сегмент
СТМ больше не ограничиваются эконом-сегментом и начинают искать пути выхода на премиальный рынок. Это отражает изменение в восприятии СТМ как категории первой цены: бренды активно работают над улучшением качества своей продукции, упаковки и маркетинга, чтобы предложить потребителям эксклюзивные и высококачественные товары, которые будут конкурентоспособны в премиальном сегменте.
4. Тренд на нутрицевтику и функциональное питание
Мегапопулярность БАДов и функциональных продуктов неуклонно растет. Ритейлеры в поисках новых возможностей для расширения ассортимента начинают активно инвестировать в эти категории, создавая продукты, которые будут полезны не только для здоровья, но и для красоты.
5. Экстенсивный спрос на СТМ или контрактное производство в сегменте готовой еды
Почти все ритейлеры идут в сегмент готовой еды. Спрос на удобные и полезные продукты для быстрого питания продолжает расти. Ритейлеры и производители адаптируются под эту тенденцию, создавая готовые к употреблению блюда, которые будут не только вкусными, но и полезными.
6. Пудровые форматы и стики
Инновационные упаковки и формы продуктов, такие как пудровые текстуры и стики, становятся настоящими хитами на рынке. Эти форматы удобны в использовании, компактны и идеально подходят для людей, ведущих активный образ жизни.
7. СТМ косметики, парфюмерии, свечей выходят за границы компетенций ритейлеров-специалистов
Индустрия переходит на новый уровень, и теперь не только косметические и парфюмерные ритейл-бренды, но и крупные ритейлеры одежды и аксессуаров начинают выпускать свою продукцию в сегменте СТМ. От духовых коллекций до косметических линий и ароматов — они создают уникальные предложения для своих клиентов.
Доверие является одним из ключевых факторов, способствующих расширению доли СТМ в покупательской корзине. Согласно исследованию «Нильсен» «Частные марки в офлайн-канале», сегодня 80% респондентов отмечают, что приобретают товары собственной торговой марки.
Для многих потребителей СТМ по-прежнему остается более доступной альтернативой брендовым продуктам, однако этот фактор уже не является единственным при выборе.
FMCG-компании и ритейлеры могут находить новые возможности для роста, сочетая актуальные тренды с развитием собственных торговых марок, ориентированных на современные потребности потребителей — например, в сегментах «здоровых» и функциональных продуктов (с протеином, витаминами, для ЗОЖ), готовых блюд, безлактозных товаров, фермерской продукции и других категорий.
Константин Локтев, исполнительный директор исследовательской компании «Нильсен», отмечает:
«Как показывает практика отдельных игроков, возможности для внедрения СТМ в ритейле если не безграничны, то как минимум имеют широкое поле для экспериментов в самых разных категориях FMCG — и на этом фоне можно ожидать дальнейший рост таких товаров на рынке.
Сейчас частные марки фактически стали лицом ритейлера, и они всё больше становятся той точкой соприкосновения с аудиторией, когда покупатель будет возвращаться в магазин именно за частной маркой.
С учетом такого развития можно прогнозировать, что СТМ останется среди приоритетных направлений для ритейла — причем в долгосрочной перспективе».