Рекламный баннер
06 октября 2024, воскресенье

В законодательном регулировании рынка есть чёткий тренд — требования для жидкостей и ЭСДН по своей жёсткости приближаются к уровню требований, предъявляемым к сигаретам и этот тренд будет продолжаться. И необходимо понимать, что каждое возникновение новых требований — это альтернатива полному запрещению продуктов — отмечают эксперты юридического отдела консалтингового агентства Fedotov Group.

Компания Fedotov Group представила аналитику и тренды по российскому рынку табачной и никотинсодержащей продукции за 2023-2024 гг. с прошедшей собственной бизнес-конференции «Цифры».

Объем рынка жевательного табака вырос на 232% с 2022 года — это 118 тонн. Ёмкость рынка в розничных ценах выросла на 200% и составляет 4-5 млрд рублей. При этом доля импорта всего 1%, а это значит, что нет риска потерпеть убытки из-за санкций, ограничений ввоза, каких-либо международных таможенных соглашений. Аналитики полагают, что будет расти доля импорта, так как специалисты зарубежных брендов тоже подметят тенденцию и попытаются занять «пустующее место».

Наибольший процент женской аудитории аналитики зафиксировали у одноразовых ЭСДН (электронная система доставки никотина) и заправляемых устройств (или со сменными картриджами) — 36% и 35% соответственно. Первые за год выросли в ёмкости розничного рынка на 16% (до 210-230 млрд рублей), второй — вырос до 13 млрд рублей. «Стартовую точку» и процент роста объёма рынка сложно отследить ввиду очень большого количества «серой» продукции. Однако, представленность в магазинах выросла за год на 20%, при этом 43% магазинов отмечают рост продаж.

За 2023 год в стране выкурили 1,8 млн сигар. Половина этого числа приходится на Москву. Больше всего (29%) курильщиков сигар зафиксировано среди потребителей 30-34 лет. Также результаты проведенных Fedotov Group опросов показали, что больше половины любителей сигар не запоминают бренды. Они выбирают досуг (сходить в сигарный магазин перед ужином в ресторане), а саму сигару выбирают из наличия в торговой точке.

Для сравнения — среднестатистический любитель кальянного табака может назвать около 10, а иногда и 15 полюбившихся ему брендов. На рынке сигарилл около половины потребителей сигарилл покупают их раз в месяц — возможно, перед встречей с друзьями или другим поводом. Производители сигарилл попытаются приблизиться к формату сигарет, чтобы повысить эту периодичность. Сейчас наблюдается тренд на использование табачного листа или окрашенной бумаги, это тоже может повысить популярность сигарилл.

Один из самых острых тем индустрии — шоковое повышение акциза на жидкости для электронных систем доставки никотина (ЭСДН). С 1 января 2023 по 1 января 2024 акциз повышали несколько раз: итоговое повышение составило 147%. При этом, хотя Минздрав разделяет мнение, что повышение акцизов на табачную и никотинсодержащую продукцию и сопутствующий рост цен снижают потребление табака населением, вряд ли стоит ожидать массовый отказ от вредной привычки.

Агентство Fedotov Group сформировало более 500 важных для рынка цифр-показателей, вот 10 из них:

  • 31% составляет процент потребителей табачной и никотинсодержащей продукции от всего взрослого населения РФ в 2023 году;

  • на 7,7% упал объем рынка табака для кальяна в розничных ценах год к году в 2023 по сравнению с 2022 — с 30-35 млрд рублей до 28-32 млрд рублей;

  • на 2,1% снизилась доля импортных товаров на российском рынке табака для кальяна в 2023 по сравнению с 2022 годом — с 5,1% до 3%;

  • на 15,8% вырос объем рынка одноразовых ЭСДН в розничных ценах в РФ за 2023 год по сравнению с 2022 годом — с 180-200 млрд рублей до 210-230 млрд рублей;

  • на 27,4% выросло количество потребителей одноразовых ЭСДН в РФ в 2023 году по сравнению с 2022 — с 4-4,5 млн человек до 5,2-6,9 млн;

  • 5,2% от взрослого населения являются потребителями одноразовых ЭСДН в 2023;

  • 1200 рублей составляет средняя розничная цена за одноразовую ЭСДН в 2023 году на рынке РФ, и 2500 рублей составляет средняя розничная цена за многоразовую ЭСДН в 2023 году на рынке РФ;

  • на 2,4% упал рынок нагреваемого табака  в розничных ценах в 2023 году по сравнению с 2022 — с 200-220 млрд рублей до 195-215 млрд рублей;

  • на 1,8% выросло количество розничных магазинов в 2023 году по сравнению с 2022 годом — с 1 025 000 до 1 043 000;

  • более 786 млрд рублей акцизов уплачено в 2023 — 91,8% составили сигареты, 1,1% — кальянный табак, сигары и сигариллы, жевательный табак и другие табачные изделия, 7,1% — стики, бестабачные кальянные смеси, ЭСДН и жидкости для ЭСДН.

Помимо этого, юристы Fedotov Group представили систематизированный обзор действующего и будущего законодательства, в т.ч.:

  • Новые запреты, касающиеся упаковки жидкости или корпуса одноразового ЭСДН.  Запрещено наносить изображения анимационных персонажей, еды, медицинских препаратов, а также оформлять корпус в виде игрушек и емкости для напитков.
  • Ограничения по содержанию никотина в жидкости, а также изменения в части товарного знака – можно наносить в том виде, в котором он зарегистрирован. Например, изображать фрукты на упаковке можно, если они являются частью товарного знака.
  • Новый дизайн упаковки некурительных табачных изделий. Требуется наносить «страшные картинки» и не использовать сочные картинки фруктов и пищевых ингредиентов. Часть этих законов вступила в силу, большая часть вступит в марте 2025 года. То есть сейчас период, когда жевательный табак по оформлению максимально приблизится к обычным сигаретам в части требований к внешнему виду.
  • Предположительная стоимость годовой лицензии на продажу НСП и сигарет – 65000 рублей. Законопроект не предусматривает лицензирование оптовой торговли продукцией. Если представить, что такая лицензия есть и провести аналогию с алкоголем, то она могла бы стоить 800 тысяч рублей.
  • С 1 января 2025 года введут акциз на никотиновое сырьё. 2,2 рубля за 1 мг. 27 млн рублей за 1 кг (сейчас это 20 тысяч рублей) с учетом ставки НДС.

«Основной задачей для консалтинговых агентств индустрии в последующие годы мы видим в помощи ритейлу и специализированной рознице. Мы понимаем, что для 312 тысяч магазинов, которые находятся на территории России, любая история, связанная с лицензированием, является достаточно проблематичной. И, конечно, важной миссией является подготовка и сопровождение через постоянные нововведения в регуляторике», — отметил основатель Fedotov Group Евгений Федотов.

Статьи по теме
Полимеры народного потребления
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации…
Этника и национальные продукты: как ритейлу учесть интересы ЦА и заработать?
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на…
Когда жесткость не нужна никому. Пять советов опытного закупщика
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки.…
Инструкция для категорийного менеджера: как склонить поставщика к дополнительной скидке в размере 2–5%?
Ликвидность сетевых продаж и увеличение доходности товара на 70% зависят от навыков категорийного менеджера, компетентность которого существенно…
Новости по теме
12 сентября 2024 «Точка продаж»
Одна из крупнейших мультиформатных розничных сетей России, «Лента», анонсировала промежуточные результаты о повышении эффективности выкладки в гипермаркетах…
01 августа 2024 АКОРТ
Спрос на шоколадные изделия смещается в сторону батончиков и шоколада с начинками, показал опрос торговых сетей – членов АКОРТ. В этих категориях растет…
На международном форуме «Неделя российского ритейла» эксперты «Экологического союза» обсудили с представителями торговых сетей и производителей существующие…
Аналитики облачный сервиса автоматического мониторинга цен в офлайн- и онлайн-маркетах России PromoData исследовали сформированную выборку: 1,52 млн цен…
Мероприятия по теме
Отраслевая бизнес-конференция для переработчиков молока «Первая молочная»
«Пищевка 3D: Первая молочная» – отраслевая конференция с атмосферой бизнес-встреч, дискуссиями и огромным и разносторонним опытом коллег из разных стран:…
Профессиональная конференция для ритейлеров «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» – 2024
За пять лет Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» прошла путь от семинара до масштабного отраслевого события по…
Материалы по теме
Несмотря на активное использование полимеров в производстве потребительских товаров и доступности отечественного сырья, проблема локализации остается более…
Иммиграция, туризм и глобализация подсветили важное влияние этники не только на поведение покупателей и в целом культуру еды, но и в целом на бизнес. Ирина…
Одна из задач закупщика розничной сети – вести коммерческие переговоры с поставщиками. Стиль разговора во многом будет определять итог сделки. И каждый…
Ликвидность сетевых продаж и увеличение доходности товара на 70% зависят от навыков категорийного менеджера, компетентность которого существенно влияет…
Одна из крупнейших мультиформатных розничных сетей России, «Лента», анонсировала промежуточные результаты о повышении эффективности выкладки в гипермаркетах…
Спрос на шоколадные изделия смещается в сторону батончиков и шоколада с начинками, показал опрос торговых сетей – членов АКОРТ. В этих категориях растет…
На международном форуме «Неделя российского ритейла» эксперты «Экологического союза» обсудили с представителями торговых сетей и производителей существующие…
Аналитики облачный сервиса автоматического мониторинга цен в офлайн- и онлайн-маркетах России PromoData исследовали сформированную выборку: 1,52 млн цен…
«Пищевка 3D: Первая молочная» – отраслевая конференция с атмосферой бизнес-встреч, дискуссиями и огромным и разносторонним опытом коллег из разных стран:…
За пять лет Ежегодная профессиональная конференция «Категорийный менеджмент в Белые Ночи» прошла путь от семинара до масштабного отраслевого события по…
На X бизнес-форуме «Неделя российского ритейла» Экологический союз благодаря поддержке ТС «Лента» и компании Grass проведет экспертную сессию «Саморегулирование…
Трехдневный FMCG & Retail Summit пройдет в рамках деловой программы бизнес-форума «Неделя Российского Ритейла». Масштабное отраслевое мероприятие объединит…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить