Одна из крупнейших мультиформатных розничных сетей России, «Лента», анонсировала промежуточные результаты о повышении эффективности выкладки в гипермаркетах благодаря переходу на схемограммы размещения товаров. Категорийная активность стала ответом на внутреннюю потребность ритейлера упростить и ускорить выкладку товаров.
С конца прошлого года торговая сеть начала тестировать в гипермаркетах инструмент для управления выкладкой — схемограммы – схематичные изображения выкладки, которые описывают принципы группировки товаров в блоки и порядок размещения этих блоков на оборудовании. Они пришли на смену планограммам, в которых представлялось детальное изображение выкладки с фотографиями, точное место, количество фейсингов и стиль выкладки для каждого СКЮ.
Эксперимент стартовал в секциях категорий Non-Food, а позже – Dry-Food, свежих товаров и бытовой химии с косметикой. Решение по выкладке конкретного SKU принимают руководители секций, учитывая продажи и товарные запасы на местах, но соблюдая при этом границы товарных блоков из схемы. Исключение — товары СТМ, их точное расположение указано в каждой схемограмме.
«Лента»» также изменила частоту обновлений схемограмм, которая теперь зависит от появления нового бренда, сезонности или серьезной ротации ассортимента категории. Благодаря этому сотрудники секций стали тратить меньше времени на выкладку товаров.
Кроме того, их руководители теперь имеют больше гибкости на местах в принятии решений по выкладке, могут выставлять товары, исходя из имеющихся запасов и покупательского спроса в конкретном магазине. Внутри самих секций категории располагаются с учетом оптимального товарного соседства, которое определяет служба мерчандайзинга и управления торговым пространством.
При этом расположение категорий в торговых точках осталось прежним, чтобы покупателю было привычно и удобно совершать покупки.
Директор по мерчандайзингу и управлению торговым пространством гипермаркетов «Ленты» Марина Андронаки поделилась промежуточными результатами:
«Благодаря внедрению схемограмм мы смогли повысить операционную эффективность наших магазинов. По результатам тестирования инструмента нам удалось сэкономить в среднем 48% времени сотрудников на выкладку товаров, поэтому мы внедряем решение во всех направлениях. Мы обозначаем в схемограмме границы размещения конкретного бренд-блока или блока-потребности в соответствии с продажами. Сколько фейсингов и какой объем выкладки нужно ежедневно поддерживать на полке по конкретному товару решает уже сам магазин, опираясь на свой опыт и свои продажи».
B2B-медиаресурс взял комментарий по теме применения схемограмм у Анны Тищенко, ведущего аналитика категорийного менеджмента, эксперта в области розничных технологий и основателя Агентства Рациональных Практик и Методов для бизнеса:
«В условиях жесткой конкуренции на рынке ритейла возрастает значимость эффективного управления полочным пространством и мерчандайзингом компании. В ритейле все процессы взаимосвязаны, и порой упрощение дает наилучший, но возможно, временный результат.
Когда у компании более 2 500 магазинов и 10% из них — это гипермаркеты с ассортиментом более 25 000 SKU, обновление планограмм и изменение выкладки в торговых точках отнимает ресурсы многих подразделений и, что самое главное, — операционные ресурсы в магазинах. Полностью отказаться от стандартов выкладки также нельзя, поскольку это основа управления процессом размещения, продвижения и продажи товаров в розничной торговле.
Планограммы необходимы для соблюдения стандартов отражения выбора покупателей и управления им, определения параметров планирования, и также они помогают контролировать доступность ассортимента и улучшать покупательский опыт. Обычно схемограммы являются подготовительным этапом для планограммирования, они отражают принципы выкладки в категории, но не требуют детализации до товара. Так, одна схемограмма размещения может использоваться для разного набора ассортимента по регионам, и не будет меняться под ввод или вывод различных товаров.
Гибкость на местах в принятии решений по выкладке может стать как плюсом, так и минусом, особенно в период трудностей с линейным персоналом, когда помимо исполнительности нужна и компетенция сотрудников. Со временем выкладка в категориях в каждом магазине может стать более разнообразной, и, учитывая ширину ассортимента, — не знакомой или не понятной покупателю при посещении разных торговых точек сети.
Можно предположить, что сам вид схемограммы претерпел изменения: например, добавили блоки по брендам и граммажу, тот же ассортимент, но без вкусов и видов в линейках товаров. Или, еще одна вероятность — разорвана взаимосвязь планограммы и планирования потребности. Возможно, презентационный запас устанавливается средним значением по категории (количество единиц товара в первом ряду на полке), а страховой или переходящий запас — неким значением от средней реализации (например, за один или несколько дней в зависимости от графика поставки и уровня сервиса от распределительного центра или поставщика).
Ведение планограмм для многих компаний до сих пор остается недостижимым сервисом. Для ритейлеров, которые пробовали реализовать его без изменения процесса управления ассортиментом, он стал лишь дополнительной нагрузкой в инвестициях и операционных процессах. Это связано с тем, что планограммы по категориям не успевают обновляться вместе с изменением ассортимента или не успевают реализовываться на выкладке в торговых точках из-за постоянных изменений и потери актуальности до того, как будет выполнена реализации на местах.
Если мы говорим об идеальном мерчандайзинге, он должен быть ориентирован на максимальную эффективность и удовлетворение потребностей клиентов. Это достигается за счет автоматизации процессов, которая позволяет быстро адаптироваться к изменениям рынка и потребительскому спросу.
Но это вовсе не означает, что можно бессистемно менять ассортимент в категориях и выкладку в торговых точках, ведь у каждой категории есть своя частота потребления и сезонность. В этом и есть смысл категорийного менеджмента: определение структуры категорий, их роли и цели, установление правил и описание процессов работы.
Есть примеры, когда не планограмма стала следствием изменения ассортимента, а изменение ассортимента — результат неэффективной или неполноценной презентации категорий по закрытию потребительских потребностей.
Скорость принятия решений и качество их реализации — вот чем конкурируют современные ритейлеры между собой. И здесь возможно сначала упрощение процесса, чтобы обеспечить качество реализации на местах, а затем — внедрение новых решений как новый шаг в процессе управления эффективностью».