Примерно на 3 500 рублей в месяц россияне покупают сопутствующие товары в магазинах при автозаправках. Жители Новосибирска, Санкт-Петербурга и Москвы ежемесячно тратят в магазинах при автозаправках больше жителей других городов. Самые экономные покупатели таких магазинов живут в Воронеже, Омске и Волгограде, выяснили аналитики продукта «Прогноз спроса» Platforma, изучив траты россиян в магазинах шести популярных брендов автозаправочных станций в 2022 году.
Рэнкинг сформирован на основе ежемесячных медианных трат жителей каждого региона за девять месяцев 2022 года. Медиана — это срединное значение, разделяющее данные на равные половины: половина клиентов тратит больше этой суммы, половина — меньше. Для создания рейтинга специалисты продукта «Прогноз спроса» Platforma проанализировали анонимизированные данные более 670 тыс. клиентов шести крупнейших в России брендов по количеству автозаправочных станций. Данные о затратах на топливо не учитывали.
Самые большие медианные траты обнаружились у жителей Москвы: помимо топлива они покупают товары на АЗС на 3 184 руб. в месяц. В Санкт-Петербурге такие траты составляют 3 036 руб ежемесячно, в Новосибирске — 2 919 руб. Эти города стали лидерами рэнкинга Platforma по тратам на АЗС среди городов-миллионников. Аутсайдерами списка стали Воронеж (2 544 руб), Омск (2 502 руб) и Волгоград (2 240 руб).
Чаще всего на АЗС тратят деньги на:
- табачную продукцию (23,4% среди всех покупок за исследуемый период),
- чай и кофе (11,2%),
- воду (9,8%),
- лимонады и газировку (5,8%)
- энергетики (2,3%).
Наименее популярные категории:
- масла и автохимия (1,4%),
- шоколадные батончики (1,7%).
«Траты на топливо и расходы в магазинах при автозаправках — один из маркеров потребительского поведения. За шесть лет прибыль российских АЗС снизилась более чем на 50%, подсчитывали ранее коллеги из KPMG, поэтому все бренды стали развивать продажи сопутствующих товаров. Лучше всего на заправках продается табачная продукция, чай и кофе. Сейчас в выручке среднестатистической российской АЗС на долю сопутствующих товаров и услуг приходится 15%, остальные 85% – на продажу топлива», – отмечает руководитель продукта «Прогноз спроса» Platforma Николай Герантиди.
Медианные траты в магазинах при АЗС в городах-миллионниках без учета расходов на топливо (рублей в месяц):
Место | Город | Сумма расходов (рублей в месяц) |
---|---|---|
1 | Москва | 3 184 |
2 | Санкт-Петербург | 3 036 |
3 | Новосибирск | 2 919 |
4 | Пермь | 2 873 |
5 | Екатеринбург | 2 862 |
6 | Красноярск | 2 848 |
7 | Самара | 2 646 |
8 | Нижний Новгород | 2 600 |
9 | Уфа | 2 580 |
10 | Челябинск | 2 544 |
11 | Краснодар | 2 544 |
Внутри регионов траты неоднородны в зависимости от дохода клиента и среди разных групп населения могут отличаться в несколько раз. Например, в городе с наименьшими тратами Волгограде – в 2,5 раза, так как жители с доходом до 30 тыс руб оставляют в магазинах на АЗС 1 677 руб ежемесячно, а те, кто зарабатывают более 150 тыс — 4 185 руб.
Схожая картина наблюдается в двух столицах — Москве и Санкт-Петербурге. Люди, зарабатывающие от 150 тыс. руб., тратят 4 692 руб. в Москве и 4 608 руб. в Санкт-Петербурге. Жители двух столиц с минимальным доходом, то есть до 30 тыс руб, тратят 1 624 и 1 485 рублей соответственно.
В основной части регионов средние траты клиентов в магазинах при АЗС растут с возрастом и их пик приходится на покупателей 46-55 лет. Однако в некоторых городах этот тренд смещается в сторону более молодого населения. Например, в Санкт-Петербурге больше всех тратят потребители 36-45 лет — 3 278 руб ежемесячно (против 3 200 руб. у людей 46-55 лет). Аналогичная ситуация в Новосибирске (клиенты 36-45 лет тратят 3 124 руб, а 46-55 лет — немного меньше, 3 043 руб) и Красноярске (3 043 руб и 3 003 руб соответственно).
Среди покупателей магазинов АЗС 74% клиентов — мужчины. В среднем они тратят немного больше женщин — 2 990 против 2 844 рублей. Среди женщин во всех регионах наиболее активны жительницы Санкт-Петербурга 36-45 лет с доходом от 150 тыс руб — медианная трата у них составила 4 640 руб в месяц. Но мужчины Санкт-Петербурга с соответствующим доходом все равно обходят их — 4 806 руб.
Также аналитики изучили сопутствующие интересы покупателей магазинов на АЗС. Более половины из них интересуются домашними животными, темами здоровья и 49% – путешествиями. Более 40% покупателей интересуются контентом для родителей.