Факторинговые компании пытаются адаптироваться к непростой экономической ситуации и даже находят новые точки роста для бизнеса. Это становится возможным за счет цифровизации финансовых услуг, внедрения технологий бесшовной интеграции, охвата сегмента малого и среднего бизнеса, ритейла. Кроме того, отрасль продолжает международную экспансию, реализуя проекты в Китае, Гонконге, Сингапуре и других странах азиатского направления.
Итоги уходящего 2022 года и перспективы рынка факторинга его участники обсудили в Москве в ходе XIII ежегодной практической конференции «Факторинг и индустрия Commercial Finance 2022».
По словам Елены Молокановой, генерального директора ООО «Абсолют факторинг», катализатором рынка факторинга вначале стала пандемия, а затем и новые экономические реалии, когда кредитные средства стали менее доступными для бизнеса. Конкуренция за клиента растет и теперь факторинговым компаниям и банкам необходимо активнее искать новые точки роста. А это не только крупные бизнесы, не только нефтегазовый сектор и инфраструктурные компании, но малый и средний бизнес.
«Сейчас к нам приходят компании из разных отраслей, в которых факторинга еще не было, и администрировать эти сектора, объяснять преимущества факторинга – наша задача», – уточнила Елена Молоканова.
Факторинговые компании сейчас, как никогда, должны искать способы уменьшить трудозатраты на свои продукты и сделать их доступнее. В этой связи очень важно наращивать цифровизацию услуг. Во многих компаниях реально ускоряется оцифровка денежных требований и процесса уступки прав.
«Сейчас уже осталось не так много компаний с бумажным документооборотом. Обслуживание идет через провайдеров электронных документов, через маркетплейсы. Процедуры упрощаются, становятся гибче, прозрачнее и быстрее. Там, где можно исключить ручные операции, применить технологии бесшовной интеграции, нужно это делать. Это must have», – добавила генеральный директор «Абсолют факторинг».
По оценке Александра Пестова, генерального директора «Открытие факторинг», нынешний 2022 год оказался «нестандартным и необычным». В первом квартале текущего года факторинговые компании столкнулись со снижением активности со стороны клиентов. Сильное влияние на общий объем поставок оказал разрыв технологических, производственных и логистических цепочек и приостановка деятельности на территории России многих крупных международных компаний.
«До середины текущего года наблюдалось снижение активности на рынке заемного финансирования. Рынок факторинга отставал от динамики прошлых периодов. В третьем квартале 2022 года, когда постепенно произошло перераспределение спроса, увеличился объем поставок в адрес компаний с целью замены импортного ассортимента товарами, произведенными в России, ситуация начала стабилизироваться. По итогам 9 месяцев 2022 года мы в «Открытие Факторинг» серьезного ущерба не фиксируем и продолжаем демонстрировать темпы роста бизнеса: факторинговый портфель вырос почти на 20% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Число активных клиентов увеличилось на 15% год к году», – сообщил Александр Пестов.
В 2022 году появились новые возможности, одной из которых стало использование цифровых финансовых активов (ЦФА). Это новая возможность в том числе и для рынка факторинга, уверен Александр Пестов. «ЦФА – это продукт, который легко, что называется, упаковать, и далее эффективно с этим предложением работать. Гражданский кодекс позволяет в этой части дробить, например, дебиторскую задолженность, даже по наследству ее передавать, продавать на бирже через брокера», – пояснил Александр Пестов.
По его словам, компания «Открытие факторинг» видит в ЦФА потенциал в части привлечения фондирования. Так задолженность крупнейших дебиторов возможно будет продать на бирже инвесторам. «Дебиторская задолженность может продаваться в долях, объемах, вариантов масса. Вопрос, конечно, в цене, но положительный эффект возможен», – сообщил Александр Пестов.
На факторинг уже смотрят не просто как на финансирование, а как на финтех-решение. Это требование рынка и клиентов, которым нужны технологические решения, а не просто деньги. «На сегодняшний день число роботизированных коммуникаций в «Открытие Факторинг» составляет 30% от общего объема выполняемых операций. Наши цифровые сервисы позволяют оптимизировать процесс финансирования дебиторской задолженности от верификации до непосредственной выплаты средств. На мой взгляд, это норма с учетом сегодняшних реалий. Мы планируем развивать собственное ИТ-направление и стать разработчиком софта для факторинговой отрасли», – заключил Александр Пестов, добавив, что успех за теми, кто постоянно развивается и гибко реагирует на изменения.
Применять новые инструменты финансирования и расширять свой бизнес при лимитированном финансовом портфеле призвал партнеров Егор Газетин, генеральный директор платформы docplat.ru.
«Факторинг, как инструмент, как квази-кредитование массово до сих пор не проник на рынок, его доля мала, этим термином чуть ли не пугают предпринимателей. Понимание, что такое факторинг где-то там за Уралом и вовсе находится на уровне 90-х годов прошлого века. К примеру, лизинг и факторинг, находятся на грани смешения в понимании предпринимателей», – оценил текущую ситуацию глава онлайн-платформы Егор Газетин.
По словам Газетина, в лучшем случае есть понимание, что эта финансовая услуга как-то связана с торговыми сетями. «А между тем, у факторинга есть не мало других направлений. Факторинг арендных платежей, факторинг лизинга, кредитов и займов и так далее. Факторить в наше время в принципе можно все», – заявил Газетин.
Он согласился с другими участниками конференции, что факторинг без цифровизации уже невозможен: «с бумажками по банкам бегать стало никому не интересно». В полтора раза увеличилось количество компаний, которые пользуются электронным документооборотом. Это серьезная тенденция и она будет усиливаться.
Критичнее оценивать возможности восстановления рынка факторинговых услуг призвал участников конференции Владимир Гамза, член правления Торгово-промышленной палаты РФ, председатель совета и руководитель проекта Браунфилд. Потенциальные потребители факторинговых услуг, например, промышленные предприятия переживают сейчас не лучшие времена. Сказывается влияние санкций Запада. Самая большая проблема – импортозависимость промышленного производства. «Если вы хотя бы на 5% зависите от импортных комплектующих, если вы не можете купить их на отечественном рынке, то у вас остановится весь процесс производства. Сегодня на «Россельмаше» стоят недособранными примерно тысяча комбайнов, нет запчастей, их невозможно купить ни в России, ни даже в Китае. В фармацевтике зависимость от импорта сохраняется примерно на уровне 50% и более. В машиностроении и в химической промышленности тоже тяжелая ситуация. Единственная отрасль, которая более или менее хорошо себя чувствует в этих условиях, это АПК», – указал Владимир Гамза.
По данным Росстата, 70% промышленным предприятиям требуются реновации. В 1990 году в России было около 31 тысячи крупных промпредприятий и более 35 тысяч средних промпредприятий. Осталось 18 тысяч крупных. И более 20 тысяч средних.
«То есть, мы около половины потенциала промышленности растеряли. Но тем не менее этот потенциал имеется. Если уж мы хотим модернизировать нашу промышленность, надо закупать комплектное оборудование и технологии на Западе. Это необходимо для того, чтобы в последующем экспортировать высокотехнологичную продукцию. Уверен, все это состоится. И тут как нельзя кстати будут и торговое финансирование, и факторинг», – отметил представитель ТПП РФ.
Экономическая турбулентность и геополитические проблемы со временем будут смягчены и тогда для финансовых институтов, в том числе для факторинга, откроются хорошие перспективы, уверен макроэкономист. Он назвал российскую экономику недоинвестированной, но самой эффективной в мире. Подтвердить этот тезис он решил такими расчетами: для получения одного юаня в ВВП Китаю требуется денежная масса в два юаня. Полтора евро денежной массы в Европе производят один евро ВВП. Один доллар денежной массы в Америке производят один доллар ВВП. «А пятьдесят копеек денежной массы в России производят один рубль ВВП. Дайте еще хотя бы пятьдесят копеек, и наша экономика расцветет», – заключил Владимир Гамза.



Об особенностях выхода российского бизнеса на азиатские рынки рассказала Екатерина Мамонтова, коммерческий директор сервисной компании по финансовому сотрудничеству между Россией и Китаем ChangeLab. Екатерина считает, что Китай настроен инвестировать в российскую экономику, работать с нашими финансовыми институтами, в том числе с факторинговыми компаниями и банками. Те, кто работал с европейскими партнерами, знают, что европейские финансовые схемы зеркалятся на Китай, например, с аккредитивами и страховками. Проектное финансирование в Китае вполне позволяет привлекать средства на длительный срок, под глобальные проекты.
«Но отмечу, что Китай, как и Россия, живет в период турбулентности, и очень часто бывает так: сегодня мы объявили одни условия по сделкам, а через полтора месяца ситуация меняется в регуляторном плане. Может поменяться и банковская политика. Очень много изменений», – предупредила Екатерина Мамонтова.
Она рекомендовала российским компаниям для успешной работы в Китае получить кредитный рейтинг. Это необходимо для получения в КНР торгового и проектного финансирования, для доступа к CFETS (China Foreign Exchange Trade System) – китайской клиринговой системе.
«Рейтинг будет большим плюсом для выхода на финансовый рынок не только Китая, но и Гонконга, Сингапура. Особенно важно иметь рейтинг для входа в этих странах в крупные проекты. Рейтинг и открытие счета в Китае дает право на упрощенную процедуру финансирования и китайским компаниям в России, и российским в Китае», – отметила Мамонтова.
Она разъяснила, что рейтингование – благодаря пандемии – проводится дистанционно. В среднем за полтора месяца. Но удовольствие это недешевое. Впрочем, по ее оценке, это стоит того, если в ближайшие годы предполагается активная работа с китайскими партнерами, и в целом с азиатскими компаниями.
В настоящее время рынок факторинга не стагнирует, факторинговые компании стремятся осваивать новые ниши, все лучше и лучше становятся технологически подготовлены к конкуренции за клиента – подвел итоги конференции Илья Покаместов, генеральный директор ФАКТОРинг ПРО, к.э.н., доцент Финансового университета при Правительстве РФ.
Но ситуация тем не менее остается непростой, и с масштабированием бизнеса, и с развитием цифровых технологий, есть проблемы с регуляторикой и даже статистикой. Даже по ней возникает множество вопросов: а какой процент предпринимателей имеют качественные знания о факторинге? Известно, сколько компаний в стране пользуются лизингом, сколько берут кредитов? А сколько прибегают к факторингу? Есть разные отчеты и исследования, и судя по ним, таких компаний мало. «К сожалению, такая ситуация не только в России, но и в странах СНГ, в Евразийском экономическом союзе», – отметил Илья.
Также он рассказал, что от коллег звучат даже такие небесспорные идеи, ранее, впрочем имевшие положительный эффект: открывать в регионах «факторинговые будки», чтобы внедрять эту процедуру в массовом порядке, популяризировать ее, в том числе и при поддержке губернаторов.