Рекламный баннер
01 августа 2021, воскресенье

Высокий рост покупок, которые совершаются онлайн, совершенствование логистических процессов, усиление позиций сервисов доставки в городе, наращивание объемов складских мощностей и самого рынка складской недвижимости в целом, появление новых форматов — тренды интернет-торговли остаются прежними. E-commerce прочно вошел в привычку современного потребителя получать желаемые товары здесь и сейчас, и ослаблять свои позиции не намерен. В будущем его доля будет только расти, а вместе с ним продолжат развиваться и такие сегменты, как склады, логистика и доставка.

Структура сделок показывает: по итогам 2020 года компании розничной и онлайн-торговли были наиболее активны по сравнению с логистическими компаниями, дистрибуторами или производителями. В Московской области на долю интернет-ритейлеров пришлось 34% сделок (в прошлом году было 10%), в других регионах лидируют продуктовые ритейлеры с долей 56% (было 20%).

«В прошлом году онлайн вырос на 50%, а в 2021 году ожидается, что он увеличится еще минимум на 40%. Это приведет к тому, что доля e-com в общем объеме розничной торговли в России поднимется с 8% до 10%. Во многом этот объем ляжет на плечи складского рынка, логистики и сегмента доставки: онлайн-магазинам требуется больше складских площадей, чем традиционному ритейлу,— начал дискуссию модератор, директор по аренде и маркетингу Raven Russia Вячеслав Холопов.— Потребности потребителя и его привычка покупать чаще и быстрее, здесь и сейчас и с быстрой доставкой, а также возможности складской сети в 2021 году сплелись более плотно. При этом в складском сегменте растет себестоимость строительства, падает вакансия, увеличиваются ставки аренды (мы уже заключаем договоры по ставке в 4,5 тыс. руб. за кв. м в год в московском регионе и видим потенциал роста в сторону 5 тыс. руб.). Меняться приходится всем, и консервативным складам в первую очередь, тем более сейчас, когда сформировались тенденции решения задач по доставке через последнюю милю».

На протяжении полутора лет складской рынок находится в уникальной стадии роста. Его драйверами действительно выступают электронная коммерция и продуктовый ритейл. В 2020 году объем арендованных и купленных площадей в сегменте складской недвижимости составил 2,4 млн кв. м. Прогноз на 2021 год — 1,8 млн кв. м. «Ставки аренды также растут. По данным на май текущего года, средняя цена за 1 кв. м составляла 4,2 тыс. руб.,— поделился аналитикой партнер, руководитель департамента складской и индустриальной недвижимости Cushman & Wakefield Егор Дорофеев.— Вакансия рынка сохраняется рекордно низкой — не более 3%. Строительство новых складских объектов до конца 2021 года прогнозируется в размере 1 млн кв. м. С одной стороны, цифра скромная, но с другой — уже забронированная: девелоперы предпочитают выходить на рынок с объектами, построенными под заказчика. И такая ситуация характерна для всех крупных региональных городов нашей страны. При этом, если сравнивать ситуацию на складском рынке с тем, что происходит в Европе, можно отметить такие близкие нам тренды, как проблемы с рабочей силой, переход на автоматизацию и стремление магазинов быть ближе к своему покупателю. Большой спрос, который наблюдался в прошлом году и сохраняется до сих пор,— движение от удаленных локаций ближе к черте города».

«Вакансия на рынке складской недвижимости в московском регионе действительно держится на уровне математической погрешности и составляет всего порядка 2,5%. Это значит, что свободных целых блоков площадью от 10 тыс. кв. м нет и не появится,— поддержал дискуссию исполнительный директор Radius Group Захар Вальков.— Объем ежегодного спекулятивного строительства очень незначительный и не способен удовлетворить растущий спрос. В 2021 году может быть введено около 1,3 млн кв. м (спекулятивных — половина), при этом среднегодовой спрос составляет более 1,5 млн кв. м. Такое соотношение спроса и предложения, низкий уровень вакансии, а также увеличение себестоимости приводят к росту ставки аренды на склад. Так, она может составить около 4,3–4,4 тыс. руб. за 1 кв. м без ОРЕХ и НДС в 2021 году».

Стремительный рост в сегменте e-commerce увеличил нагрузку и на логистику. По итогам 2020 года, например, количество посылок, перевезенных одним из лидеров рынка, компанией DPD, составило порядка 50 млн штук. Доля е-commerce в общем объеме доставок за год выросла на 89%. Для обеспечения и поддержания такого стремительного роста, конечно же, потребовалось развитие инфраструктуры.

«Новый логистический комплекс, который мы строим в индустриальном парке «Южные Врата», станет крупнейшим и наиболее технологичным в Восточной Европе и СНГ хабом DPD. Чтобы обрабатывать объемы для наших клиентов, необходимо максимально автоматизировать процессы. Это единственный выход в условиях отсутствия большого количества желающих работать на складе. Кроме того, нужно обеспечивать скорость, в ней сегодня нуждаются все, поэтому на новом хабе будет установлена уникальная двухконтурная сортировочная линия, которая способна обрабатывать 25 тыс. посылок в час. Важным аспектом также является максимальная транспортная доступность терминала»,— поделился планами генеральный директор DPD в России Николай Воинов.

Новый терминал для DPD является отличным примером того, какие объекты сейчас в тренде у логистов и игроков e-commerce, отмечают эксперты. Прежде всего это кросс-докинговое здание с высокой степенью автоматизации, которое создается по индивидуальному техническому заданию, энергоэффективное и экологичное. Такие склады сегодня — единичный товар, который создается только под запрос клиента. В спекулятивной продаже аналогичных объектов нет. А значительное превышение спроса над предложением в складском сегменте просто не позволяет найти свободные блоки качественных площадей в классе А и А+ площадью от 10–15 тыс. кв. м.

Собственные складские мощности наращивают и крупные торговые сети. «Детский мир», например, ввел в эксплуатацию склад в Ростове-на-Дону, в 2021 году начал свою работу комплекс в Казани, в ближайшее время планируется запуск складских объектов в Екатеринбурге, Новосибирске и в Санкт-Петербурге. Это позволяет выстраивать процесс доставки товара в максимально короткие сроки, прокомментировал планы ритейлера директор транспортной логистики интернет-магазина ГК «Детский мир» Руслан Фахртдинов. По словам эксперта, скорость доставки остается наиболее приоритетной задачей на сегодняшний день: за прошлый год компания выросла по количеству заказов, сделанных посредством онлайн, почти в 2,5 раза, а к 2024 году планирует нарастить объем e-com до 45%, поэтому не меньше 80% всех заказов уже сейчас доставляются на следующий день. Более того, ритейлер практикует доставку в течение двух часов. Такая скорость возможна только благодаря грамотно выстроенной логистической инфраструктуре, одну из ключевых ролей в которой играют розничные магазины.

Самым распространенным способом вывоза товара на данный момент остаются ПВЗ. По крайней мере у крупных маркетплейсов и как минимум на протяжении последних трех лет. Директор по развитию партнерских логистических программ OZON Денис Дьяченко отметил, что даже сейчас, во время дискуссии экспертов рынка коммерческой недвижимости в движении находятся 2 млн посылок, их развозят 400 грузовиков компании и 3,5 тыс. курьеров. Потребность клиентов в удобном сервисе осуществляют более 5,5 тыс. фирменных пунктов выдачи заказов под брендом компании. Каждую неделю OZON открывает более 150 новых ПВЗ! Секрет такого роста прост — компания перевела формат своего развития в этом направлении в предложение франшизы. Более 25 тыс. предпринимателей развивают сеть выдачи OZON сегодня. Старые невзрачные подвальные помещения остались в прошлом, современные ПВЗ — яркие, удобные и комфортные пункты, которые легко заметить и до которых просто добраться.

Более 1 млн заказов в неделю выполнял сервис «Яндекс.Доставка» к концу 2020 года. На сегодняшний день эта цифра уже выше: в мае 2021 года сервис обработал более 5,6 млн заказов. Потребитель быстро привыкает не только постоянно заказывать продукты и еду «навынос», но и оперативно получать свои покупки. «Услуги доставки на рынке обычно выглядят так: слот ожидания курьера не меньше четырех часов, среднее время доставки три-пять дней, опоздания и звонки. Для многих владельцев магазинов это пока остается нормой, а для покупателя доставка в тот же или на следующий день уже является обычным делом, они ждут этого сервиса. При этом даже незначительное повышение цены на доставку снижает конверсию в покупку: статистически порядка 5% пользователей отказываются от покупки, если цена на доставку повышается хотя бы на 10 руб.,— поделилась наблюдениями руководитель проектов развития сервиса «Яндекс.Доставка» Екатерина Борисоглебская. — Оставаться в рамках ценовых ожиданий покупателей, но при этом сокращать время доставки помогает гиперлокальная плотность заказов. Благодаря большому количеству курьеров, распределенных по районам, мы осуществляем экспресс-доставку из магазинов своих партнеров за один-два часа. Так мы доставляем покупателям товары интернет-магазинов, продукты, еду из ресторана или лекарства из аптек. Мы придумали и другой способ оптимизации логистики и сокращения времени ожидания курьера — это «Доставка по клику». Сначала посылки доставляются в пункты выдачи заказов «Яндекс.Маркета» или дарксторы «Яндекс.Лавки», покупатель отмечает в приложении, что готов получить заказ, и курьер доставляет посылку за 20–30 минут».

Активный спрос на услугу экспресс-доставки начинает формироваться и в сегменте fashion. По мнению экспертов, происходит это потому, что потребителя приучает к этому сервису продуктовая розница. У современного покупателя формируется привычка покупать онлайн и получать свой заказ как минимум на следующий день. Сегодня на рынке ритейла, и особенно в сегменте одежды и обуви, остается конкурентным тот, кто прислушивается к своему потребителю и быстро адаптируется под его запросы — как с точки зрения ассортимента, так и клиентского сервиса. Например, дистанционная работа привела к смещению интереса покупателей от одежды делового стиля к более свободному, спортивному. По статистике прошлого года все бренды, предлагающие линейку спортивных товаров и кроссовок, выиграли по сравнению с другими представителями сегмента fashion, отметил экс-гендиректор Nike в России Андрей Кришнев. В целом же доля e-com за последние полтора года выросла здесь на 37%. Интересно, что у монобрендовых игроков она еще выше и составляет 47%, что только доказывает: конкурировать на рынке могут ритейлеры, развивающие как направление традиционной розницы, так и онлайн.

Бизнес сегодня действительно растет с прицелом на своего клиента, согласилась с тезисами дискуссии директор по продажам «Гермес Раша» Екатерина Анциферова. Потребитель хочет чувствовать заботу, и именно ее интернет-магазин и должен предлагать — как минимум закрывать такие вопросы покупателя, как экономия на покупке, быстрота формирования заказа, удобство и комфорт, удовлетворение от взаимодействия с платформой. Человек покупает онлайн не ради самого процесса шопинга, а для того, чтобы как можно скорее закрыть свою потребность в товаре. Применительно к сегменту fashion многих настораживает и не позволяет заказать онлайн чувство тревоги — как вернуть товар, если он не подойдет. С этой проблемой решил поработать ритейлер La Redoute — своим покупателям магазин предоставил возможность быстро и просто вернуть не подошедшие вещи. Алгоритм возврата следующий — во вкладе «Возврат» вводится номер заказа и телефон покупателя, указывается товар и причины его возврата, вещи упаковываются в любой пакет и относятся в удобный для потребителя пункт выдачи заказа. Обязательно в ПВЗ нужно назвать пин-код для возврата товара, который магазин присылает на почту или в СМС-сообщении, и деньги за покупку возвращаются на счет покупателя. По словам госпожи Анциферовой, ритейлер за счет услуги легкого и быстрого возврата получил дополнительный приток новых покупателей. А вместе с этим увеличилась и доля заказов в ПВЗ Hermes.

Новости по теме
20 октября 2020 AliExpress
Как изменится объем рынка e-commerce в ближайшие несколько лет, почему термин «офлайн» уже устарел, за какой бизнес-моделью будущее, какой опыт извлекли…
26 января 2020 METRO Cash and Carry
30 января 2020 года METRO Cash and Carry объявил о запуске доставки продуктов питания в трех новых городах России – в Иркутске, Калининграде и Рязани.
Статьи по теме
Лицом к лицу с покупателем
«Все для меня и про меня» – так маркетологи формулируют запрос современного покупателя. Люди больше не хотят «ширпотреба», на первое место выходит…
5 ошибок при запуске интернет-магазина
Несмотря на то что все бизнесы, в которых я работал, разные по своей сути, проблемы у них, как правило, одни и те же. Рассмотрим основные ошибки,…
На пути к виртуальности
Быстро развивающиеся мировые тренды, глобальная интернетизация, поколение миллениалов (родившихся после 1981 года) – это то, что необратимо меняет…
ROPO-эффект
Сегодня люди хотят покупать быстрее, выгоднее и комфортнее, а аудитории, которые раньше действовали раздельно – в онлайне или офлайне, – во многом…
Мероприятия по теме
Конференция E-com _Summer 2021. Летние тренды интернет-торговли
Электронная коммерция и все сопутствующие отрасли показали взрывной рост благодаря пандемии. Но все ли оказались готовы к такому бурному развитию? Как…
Онлайн-эфир «SMART BUSINESS: новая реальность ритейла и e-commerce»
Деловое издание «Ведомости» запускает серию онлайн-эфиров «SMART BUSINESS» про управление, бизнес и цифровые технологии. Вас ждет четыре онлайн-эфира из…
Материалы по теме
Как изменится объем рынка e-commerce в ближайшие несколько лет, почему термин «офлайн» уже устарел, за какой бизнес-моделью будущее, какой опыт извлекли…
30 января 2020 года METRO Cash and Carry объявил о запуске доставки продуктов питания в трех новых городах России – в Иркутске, Калининграде и Рязани.
«Все для меня и про меня» – так маркетологи формулируют запрос современного покупателя. Люди больше не хотят «ширпотреба», на первое место выходит индивидуальный…
Несмотря на то что все бизнесы, в которых я работал, разные по своей сути, проблемы у них, как правило, одни и те же. Рассмотрим основные ошибки, которые…
Быстро развивающиеся мировые тренды, глобальная интернетизация, поколение миллениалов (родившихся после 1981 года) – это то, что необратимо меняет рынок…
Сегодня люди хотят покупать быстрее, выгоднее и комфортнее, а аудитории, которые раньше действовали раздельно – в онлайне или офлайне, – во многом смешались.…
Электронная коммерция и все сопутствующие отрасли показали взрывной рост благодаря пандемии. Но все ли оказались готовы к такому бурному развитию? Как…
Деловое издание «Ведомости» запускает серию онлайн-эфиров «SMART BUSINESS» про управление, бизнес и цифровые технологии. Вас ждет четыре онлайн-эфира из…
ИД «Коммерсантъ» приглашает всех активных участников рынка онлайн-торговли принять участие в конференции «E-КоммерсЪ в России 2021. New retail. New opportunities»,…
Ecom Retail Week пройдет 10-11 ноября в рамках «Недели Ритейла»
Письмо в редакцию
Написать
Отправить