Компания PIM Solutions выпустила четвертый рейтинг российских регионов по потребительскому поведению их жителей в интернете. Впервые данный рейтинг был опубликован в 2021 году, сейчас он обновлен на основании данных за 1 полугодие 2024 года. При его составлении учитываются такие показатели, как средний чек, уровень выкупа заказов, доля предоплаченных заказов, а также время забора заказов из ПВЗ и постаматов.
Исследование базируется на данных 33 млн интернет-заказов, прошедших через сервисы PIM Solutions в 1 полугодии 2024 года. Данные получены у крупнейших служб доставки, подключенных к сервисам PIM Solutions. Количество интернет-магазинов, в которых были оформлены анализируемые заказы, составило около 61,6 тыс.
В этом году рейтинг возглавили Костромская область, Чувашия и Удмуртия. Прошлогодние лидеры, Московская область, Краснодарский край и Татарстан, заметно ухудшили свои позиции и покинули топ-10 регионов. Москва опустилась с 5 на 6 место. Внизу рейтинга расположились Республика Тыва, Еврейская автономная область и Бурятия.
Наибольший рост по сравнению с прошлым годом показали Республика Алтай (+38 позиций), Кировская область (+35) и Челябинская область (+31). Больше всего позиций по сравнению с прошлым годом потеряли Липецкая область (-36), Республика Карелия (-32) и Курская область (-28).
В 2024 году в большей части регионов отмечен рост таких показателей как:
- среднего чека,
- доли предоплаты.
Величина среднего чека характеризует не только покупательскую способность региона, но и потребительские привычки, обусловленные образом жизни, сроками доставки, целями покупок, менталитетом и т.д. Чем выше средний чек, тем продавцам выгоднее доставлять заказы и, соответственно, работать с тем или иным регионом.
Топ-10 по среднему чеку рейтинга регионов попотребительского поведения в пространстве e-commerce по состоянию на 1 полугодие 2024 года:
- Магаданская область – 8619,5 руб.
- Ямало-Ненецкий автономный округ – 8583,52 руб.
- Республика Крым – 8293,24 руб.
- Камчатский край – 8102,55 руб.
- Севастополь – 7960,4 руб.
- Республика Татарстан – 7763,47 руб.
- Чеченская Республика – 7594,61 руб.
- Республика Дагестан – 7493,07 руб.
- Сахалинская область – 7477,09 руб.
- Костромская область – 7388,76 руб.
При этом в большинстве регионов по сравнению с показателями 2023 года снизился выкуп и увеличилось время забора заказов. Каждый невыкупленный товар обходится интернет-магазину в крупную сумму. Если конкретный покупатель злоупотребляет невыкупом, то продавцы зачастую либо перестают с ним работать, либо переходят на полную предоплату.
Это же может относиться и к отдельным регионам. Регионы с высоким выкупом гарантируют окупаемость вложений в доставку. Больше остальных время забора заказов выросло в Москве, Московской области и Санкт-Петербурге, что стало одной из основных причин потери их позиций в рейтинге.
Топ-10 регионов по уровню выкупа ecom-заказов:
- Костромская область – 93,61%.
- Республика Крым – 93,37%.
- Томская область – 93,35%.
- Московская область – 93,33%.
- Владимирская область – 93,21%
- Вологодская область – 93,21%
- Кировская область – 93,18%
- Ямало-Ненецкий автономный округ – 93,15%
- Чувашская Республика – 93,12%
- Москва – 93,10%.
Генеральный директор PIM Solutions Ольга Сатановская прокомментировала результаты рейтинга:
«В этом году В 2024 году нами отмечено два знаковых явления. Во-первых, продолжил укрепляться тренд на снижение позиций самых крупных регионов – Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга. Второй тренд связан с ухудшением ряда показателей по сравнению с прошлым периодом. Если в предыдущие годы анализируемые нами показатели стабильно росли из года в год, то сейчас мы наблюдаем ухудшение некоторых из них в ряде регионов.
Так, в трети регионов снизился выкуп заказов, местами весьма заметно. Доля предоплаты снизилась в 10 регионах, хотя до этого также стабильно росла. Заметно выросло время забора заказов. При этом средний чек продолжает стабильно расти, что в первую очередь связано с ростом цен.
Места в рейтинге теряют регионы с наиболее избалованными жителями. При этом на низких позициях продолжают оставаться удаленные регионы. Таким образом, на текущем этапе наилучшее потребительское поведение демонстрируют жители не сильно отдаленных от Москвы регионов, а также регионов с крупными областными центрами, где развивается собственная инфраструктура».
Полностью исследование опубликовано на сайте PIM Solutions.