XXV международная выставка продуктов питания, напитков и сырья для их производства «Продэкспо‑2018» обозначила основные ориентиры и тренды развития рынка, показала технологические достижения игроков и возможности расширения партнерства.
В юбилейной выставке приняли участие 2 387 компаний из 65 стран мира, из них 1688 – российских компаний, были представлены свыше 30 национальных экспозиций, среди дебютантов – Азербайджан, Грузия, Доминиканская Республика, Непал. Количество экспонентов, по сравнению с 2017 г., увеличилось на 9%. По мнению председателя комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Михаила Щетинина, международное представительство свидетельствовало об увеличении интереса зарубежных партнеров к рынку России, а растущее число отечественных участников – об успехе политики импортозамещения.
«Продэкспо» доступно показывает российскому бизнесу, к чему надо стремиться, считает заместитель Министра сельского хозяйства Российской Федерации Евгений Громыко: «Бизнесмены на стендах своих коллег знакомятся с новыми технологиями, качественными конкурентоспособными продуктами».
Среди ключевых задач рынка – поиск новых форм во взаимоотношениях производителей и сетевой розницы. По словам коммерческого директора ГК «Альянс» Сергея Леонова, финансовому здоровью поставщиков может способствовать объединение региональных сетей, что связано с коллективной ответственностью участников перед партнерами-поставщиками. На рынке начинают развиваться союзы розничных компаний, имеющих общую структуру ассортимента, единые форматы и распределительные центры.
Дискуссионным остается вопрос аудита качества продукции, поступающей в розничные сети. Для отражения результатов проведенных проверок игроки предложили создать прозрачную систему, включающую соответствующий информационный ресурс.
Интересным трендом является оптовая торговля сетевых компаний, работа с b2b-клиентами: запущена программа «Лента ПРО», предоставляющая скидки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, проводится тестирование формата «Магнит-Опт» (открыто 4 точки).
Практически все крупные FMCG-сети стремятся развивать интернет-торговлю продуктами питания, создавать цифровые экосистемы для четкого знания и широкого удовлетворения своего покупателя, цифровая реальность требует новых подходов и от производителей.
Важной проблемой остается ценообразование и формирование ассортимента. «Розничные сети мониторят цены на все продукты у своих конкурентов, а потом требуют у поставщиков давать им такую же, да еще и компенсировать переплату за прошлые поставки по высокой цене, – рассказывает генеральный директор компании Milford Илья Блинов. – Поставщикам надо понимать, какая сеть для кого является конкурентом, и четко разграничивать ассортимент для этих сетей, аккуратно относиться к ценообразованию. Например, одна известная компания поставляет 20 вариантов докторской колбасы для разных сетей – их по цене просто не сравнить». Рекомендуется делать разное предложение в зависимости от формата сети.
Производители продуктов питания вносят крупный вклад в развитие рынка СТМ, помогая ритейлерам завоевывать лояльность покупателей. На ближайшие годы развитие СТМ останется приоритетным направлением для крупных игроков.
Наметилась еще одна интересная тенденция рынка продовольствия – деление продуктов на интересные и скучные. Производители стремятся создавать не просто бренды и товары, а истории, новые впечатления, драйв, что особенно актуально при обращении к миллениалам.
Выставка организована АО «Экспоцентр» при поддержке Министерства сельского хозяйства РФ, под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ.
Статья опубликована в 114 номере журнала "Точка продаж" за февраль-март 2018 года