Рекламный баннер
22 июня 2024, суббота

Все говорят о фудшеринге и поддерживают идею спасения еды. Но почему фудшеринг до сих пор не становится массовой практикой?

После выхода в 2019 году исследования «ТИАР-Центра» «Фудшеринг в России: способ спасти до 1 млн тонн продовольствия ежегодно», такие проекты и сервисы по распределению еды между людьми, регулярно оказываются в центре внимания СМИ и общественности. В поддержку этой практики фудшеринга публично выступают многие компании  и органы власти, включая Минпромторг , Минэкономразвития  и Минсельхоз. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, население также поддерживает практики бережного отношения к еде по этическим (92%), экономическим (85%) и экологическим (76%) соображениям. При этом в 2020 году только 8% россиян участвовали в фудшеринге и делились едой через онлайн-платформы. Объем продуктов, перераспределяемых через фудшеринг, все еще невелик – около 7,5 тыс. тонн по итогам 2021 г. (менее 0,05% от объема пищевых потерь в России).

Барьеры, препятствующие развитию фудшеринга

В первую очередь, это экономические причины: в текущих условиях стоимость утилизации ниже затрат на организацию фудшеринга в 2–3,5 раза. Эта разница возникает из-за необходимости уплаты входящего НДС. Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить НДС при такой передаче (до 20% от стоимости товара). Если эта еда направляется на утилизацию, такой обязанности не возникает.

Кроме того, уменьшая объем пищевых отходов за счет работы с фудшеринг-сервисами, магазин не всегда экономит на утилизации. Часто ритейл вынужден оплачивать услуги регионального оператора по вывозу отходов по нормативу, а не исходя из реального объема образования отходов. Норматив накопления ТКО устанавливается в каждом регионе и варьируется от 0,4 до 1,63 куб. м в год в расчете на 1 кв. м площади магазина. Таким образом, стоимость вывоза отходов не зависит от их фактического объема, а значит, у компаний нет рыночного стимула для снижения отходообразования, хотя пищевые отходы могут составлять до 40% ТКО.

Пример: согласно территориальной схеме обращения с отходами города Москвы 2021 года, в среднем в Москве магазин площадью 100 м2 платит около 3 тыс. руб. в месяц за вывоз отходов. Спасение продуктов и передача их на фудшеринг создаст этому магазину дополнительную налоговую нагрузку в размере 4,6 тыс. руб. в месяц . В результате распределение продуктов среди людей будет стоить магазину 7,6 тыс. руб. в месяц (НДС+плата за вывоз ТКО по нормативу вне зависимости от объемов), а утилизация – в 2,5 раза меньше.

Операционные причины. Фудшеринг – это новый операционный процесс для всех ритейлеров. Опрошенные игроки отмечают, что переход на фудшеринг требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, а значит инвестиций. По оценкам некоторых участников опроса, такая доработка может стоить торговой сети 1-2 млн руб. При этом некоторые игроки опасаются, что такие инвестиции скажутся на стоимости товаров в магазинах, и в целом отмечают, что для подобных обновлений сегодня нет экономических причин (см. расчеты выше).

Недостаточный уровень информированности об экологической сути фудшеринга. Опрос показал, что бизнес и органы власти скорее относят фудшеринг к продуктовой благотворительности, упуская из вида его экологический эффект – предотвращение отходов (что гораздо эффективнее их переработки). В России не так много отраслей, в которых есть работающие инструменты для предотвращения отходообразования. По сути фудшеринг – это возможность рационально использовать уже произведенные продукты и продвинуться в достижении целей ESG-стратегий. По оценкам «ТИАР-Центра», потенциал фудшеринга – 1 млн тонн продуктов, спасаемых от свалки ежегодно . 

Каждый день магазины, кафе и производители выбрасывают тонны продуктов и готовых блюд, которые не были проданы вовремя или имеют незначительные дефекты. Фудшеринг за то, чтобы эта еда передавалась людям, а не попадала в мусорный бак.

Пути к становлению фудшеринга массовой практикой

Выявлены и обобщены следующие необходимые действия, чтобы практика фудшеринга стала массовой:

  • в законопроекте об экономике замкнутого цикла (разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии России) зафиксировать приоритет спасения продуктов питания через фудшеринг над передачей на корм животными и утилизацией. Эта мера позволит использовать пригодную для употребления еду по своему прямому назначению – в рационе питания человека;
  • отменить НДС на продукты, передаваемые на фудшеринг, чтобы как минимум уравнять этот процесс с утилизацией по стоимости и устранить экономический барьер в сфере предотвращения отходов;
  • вывести продукты, передаваемые на фудшеринг из-под действия ФГИС «Меркурий», поскольку эта система сильно ограничивает возможности передачи молочных, мясных и других типов продуктов;
  • предоставить возможность торговым сетям оплачивать услуги по вывозу отходов, исходя из их фактического объема, чтобы стимулировать бизнес к снижению отходообразования;
  • кроме того, очень актуальна и важна информационная работа: донесение до потребителей лучших практик бережного обращения с продуктами питания, в том числе через информационные кампании в магазинах и на упаковке товаров.

Статьи по теме
Перспективы развития хлебопекарного и кондитерского рынков в 2024 году
Ключевыми трендами отраслей стали «счастьеномика», снекофикация и шоколад; кондитерский рынок в 2023 году вырос вдвое больше, чем весь продуктовый…
Реалии food-ритейла: акцентированный взгляд производителя кондитерской продукции
В современных реалиях в том числе и для отечественных производителей кондитерских изделий открываются широкие возможности для развития и реализации…
Вызовы и тренды российского рынка рыбной продукции
События последних лет оказали значительное влияние на структуру и развитие всей рыбной индустрии России. Стремясь к локализации переработки уловов,…
Карта ЗОЖ: где в России покупают больше всего ЗОЖ-продуктов
Всё больше жителей России следят за своим здоровьем, занимаются спортом и обращают особое внимание на выбор продуктов. Аналитики сервиса «Пятёрочка…
Новости по теме
09 апреля 2024 «Точка продаж»
Торговая сеть «Перекрёсток» меняет подход к продажам категории «Хлеб» и запускает новую линейку свежеиспечённых изделий, изготовленных по особым рецептурам…
29 марта 2024 «Точка продаж»
X5 Group, ведущая российская продуктовая розничная компания, объявляет о начале операционной деятельности торговой сети «Пятёрочка» в Забайкальском крае,…
21 февраля 2024 X5 Group
X5 Group, ведущая розничная компания России, объявила о запуске агрологистического оператора на базе площадки в г. Сухой Логдля сбыта фермерской продукции…
05 февраля 2024 «Точка продаж»
Открылась 31-ая международная выставка «Продэкспо», посвященная продуктам питания, напиткам и сырью для их производства. Событие организовано «Экспоцентром»…
Мероприятия по теме
16-я выставка-форум ЗОЖ Veg-Life Expo 2024
16-я федеральная ЗОЖ-выставка Veg-Life Expo 2.0 – это межотраслевое мероприятие, объединяющее представителей бизнеса из разных отраслей между собой: участники…
24 октября 2024 Veg-Life
Международная осенняя выставка продуктов питания WorldFood Moscow 2024
Международная осенняя выставка продуктов питания WorldFood Moscow в 33-й раз вновь объединит на своей площадке производителей продуктов питания и поставщиков…
17 сентября 2024 ITE
Материалы по теме
Ключевыми трендами отраслей стали «счастьеномика», снекофикация и шоколад; кондитерский рынок в 2023 году вырос вдвое больше, чем весь продуктовый рынок…
В современных реалиях в том числе и для отечественных производителей кондитерских изделий открываются широкие возможности для развития и реализации продукта.…
События последних лет оказали значительное влияние на структуру и развитие всей рыбной индустрии России. Стремясь к локализации переработки уловов, российские…
Всё больше жителей России следят за своим здоровьем, занимаются спортом и обращают особое внимание на выбор продуктов. Аналитики сервиса «Пятёрочка Доставка»…
Торговая сеть «Перекрёсток» меняет подход к продажам категории «Хлеб» и запускает новую линейку свежеиспечённых изделий, изготовленных по особым рецептурам…
X5 Group, ведущая российская продуктовая розничная компания, объявляет о начале операционной деятельности торговой сети «Пятёрочка» в Забайкальском крае,…
X5 Group, ведущая розничная компания России, объявила о запуске агрологистического оператора на базе площадки в г. Сухой Логдля сбыта фермерской продукции…
Открылась 31-ая международная выставка «Продэкспо», посвященная продуктам питания, напиткам и сырью для их производства. Событие организовано «Экспоцентром»…
16-я федеральная ЗОЖ-выставка Veg-Life Expo 2.0 – это межотраслевое мероприятие, объединяющее представителей бизнеса из разных отраслей между собой: участники…
Международная осенняя выставка продуктов питания WorldFood Moscow в 33-й раз вновь объединит на своей площадке производителей продуктов питания и поставщиков…
«Виноиндустрия» – всероссийская выставка вина с деловой программой – позиционируется как одно из главных винных событий года. Мероприятие нацелено объединить…
Международная выставка «Мясная промышленность. Куриный Король. Индустрия холода для АПК / MAP Russia» традиционно является одной из важнейших международных…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить