Все говорят о фудшеринге и поддерживают идею спасения еды. Но почему фудшеринг до сих пор не становится массовой практикой?
После выхода в 2019 году исследования «ТИАР-Центра» «Фудшеринг в России: способ спасти до 1 млн тонн продовольствия ежегодно», такие проекты и сервисы по распределению еды между людьми, регулярно оказываются в центре внимания СМИ и общественности. В поддержку этой практики фудшеринга публично выступают многие компании и органы власти, включая Минпромторг , Минэкономразвития и Минсельхоз. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, население также поддерживает практики бережного отношения к еде по этическим (92%), экономическим (85%) и экологическим (76%) соображениям. При этом в 2020 году только 8% россиян участвовали в фудшеринге и делились едой через онлайн-платформы. Объем продуктов, перераспределяемых через фудшеринг, все еще невелик – около 7,5 тыс. тонн по итогам 2021 г. (менее 0,05% от объема пищевых потерь в России).
Барьеры, препятствующие развитию фудшеринга
В первую очередь, это экономические причины: в текущих условиях стоимость утилизации ниже затрат на организацию фудшеринга в 2–3,5 раза. Эта разница возникает из-за необходимости уплаты входящего НДС. Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить НДС при такой передаче (до 20% от стоимости товара). Если эта еда направляется на утилизацию, такой обязанности не возникает.
Кроме того, уменьшая объем пищевых отходов за счет работы с фудшеринг-сервисами, магазин не всегда экономит на утилизации. Часто ритейл вынужден оплачивать услуги регионального оператора по вывозу отходов по нормативу, а не исходя из реального объема образования отходов. Норматив накопления ТКО устанавливается в каждом регионе и варьируется от 0,4 до 1,63 куб. м в год в расчете на 1 кв. м площади магазина. Таким образом, стоимость вывоза отходов не зависит от их фактического объема, а значит, у компаний нет рыночного стимула для снижения отходообразования, хотя пищевые отходы могут составлять до 40% ТКО.
Пример: согласно территориальной схеме обращения с отходами города Москвы 2021 года, в среднем в Москве магазин площадью 100 м2 платит около 3 тыс. руб. в месяц за вывоз отходов. Спасение продуктов и передача их на фудшеринг создаст этому магазину дополнительную налоговую нагрузку в размере 4,6 тыс. руб. в месяц . В результате распределение продуктов среди людей будет стоить магазину 7,6 тыс. руб. в месяц (НДС+плата за вывоз ТКО по нормативу вне зависимости от объемов), а утилизация – в 2,5 раза меньше.
Операционные причины. Фудшеринг – это новый операционный процесс для всех ритейлеров. Опрошенные игроки отмечают, что переход на фудшеринг требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, а значит инвестиций. По оценкам некоторых участников опроса, такая доработка может стоить торговой сети 1-2 млн руб. При этом некоторые игроки опасаются, что такие инвестиции скажутся на стоимости товаров в магазинах, и в целом отмечают, что для подобных обновлений сегодня нет экономических причин (см. расчеты выше).
Недостаточный уровень информированности об экологической сути фудшеринга. Опрос показал, что бизнес и органы власти скорее относят фудшеринг к продуктовой благотворительности, упуская из вида его экологический эффект – предотвращение отходов (что гораздо эффективнее их переработки). В России не так много отраслей, в которых есть работающие инструменты для предотвращения отходообразования. По сути фудшеринг – это возможность рационально использовать уже произведенные продукты и продвинуться в достижении целей ESG-стратегий. По оценкам «ТИАР-Центра», потенциал фудшеринга – 1 млн тонн продуктов, спасаемых от свалки ежегодно .
Пути к становлению фудшеринга массовой практикой
Выявлены и обобщены следующие необходимые действия, чтобы практика фудшеринга стала массовой:
- в законопроекте об экономике замкнутого цикла (разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии России) зафиксировать приоритет спасения продуктов питания через фудшеринг над передачей на корм животными и утилизацией. Эта мера позволит использовать пригодную для употребления еду по своему прямому назначению – в рационе питания человека;
- отменить НДС на продукты, передаваемые на фудшеринг, чтобы как минимум уравнять этот процесс с утилизацией по стоимости и устранить экономический барьер в сфере предотвращения отходов;
- вывести продукты, передаваемые на фудшеринг из-под действия ФГИС «Меркурий», поскольку эта система сильно ограничивает возможности передачи молочных, мясных и других типов продуктов;
- предоставить возможность торговым сетям оплачивать услуги по вывозу отходов, исходя из их фактического объема, чтобы стимулировать бизнес к снижению отходообразования;
- кроме того, очень актуальна и важна информационная работа: донесение до потребителей лучших практик бережного обращения с продуктами питания, в том числе через информационные кампании в магазинах и на упаковке товаров.