Рекламный баннер
30 апреля 2025, среда

Все говорят о фудшеринге и поддерживают идею спасения еды. Но почему фудшеринг до сих пор не становится массовой практикой?

После выхода в 2019 году исследования «ТИАР-Центра» «Фудшеринг в России: способ спасти до 1 млн тонн продовольствия ежегодно», такие проекты и сервисы по распределению еды между людьми, регулярно оказываются в центре внимания СМИ и общественности. В поддержку этой практики фудшеринга публично выступают многие компании  и органы власти, включая Минпромторг , Минэкономразвития  и Минсельхоз. По данным Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ, население также поддерживает практики бережного отношения к еде по этическим (92%), экономическим (85%) и экологическим (76%) соображениям. При этом в 2020 году только 8% россиян участвовали в фудшеринге и делились едой через онлайн-платформы. Объем продуктов, перераспределяемых через фудшеринг, все еще невелик – около 7,5 тыс. тонн по итогам 2021 г. (менее 0,05% от объема пищевых потерь в России).

Барьеры, препятствующие развитию фудшеринга

В первую очередь, это экономические причины: в текущих условиях стоимость утилизации ниже затрат на организацию фудшеринга в 2–3,5 раза. Эта разница возникает из-за необходимости уплаты входящего НДС. Крупные компании, бесплатно передающие продукты фудшеринг-сервисам, вынуждены платить НДС при такой передаче (до 20% от стоимости товара). Если эта еда направляется на утилизацию, такой обязанности не возникает.

Кроме того, уменьшая объем пищевых отходов за счет работы с фудшеринг-сервисами, магазин не всегда экономит на утилизации. Часто ритейл вынужден оплачивать услуги регионального оператора по вывозу отходов по нормативу, а не исходя из реального объема образования отходов. Норматив накопления ТКО устанавливается в каждом регионе и варьируется от 0,4 до 1,63 куб. м в год в расчете на 1 кв. м площади магазина. Таким образом, стоимость вывоза отходов не зависит от их фактического объема, а значит, у компаний нет рыночного стимула для снижения отходообразования, хотя пищевые отходы могут составлять до 40% ТКО.

Пример: согласно территориальной схеме обращения с отходами города Москвы 2021 года, в среднем в Москве магазин площадью 100 м2 платит около 3 тыс. руб. в месяц за вывоз отходов. Спасение продуктов и передача их на фудшеринг создаст этому магазину дополнительную налоговую нагрузку в размере 4,6 тыс. руб. в месяц . В результате распределение продуктов среди людей будет стоить магазину 7,6 тыс. руб. в месяц (НДС+плата за вывоз ТКО по нормативу вне зависимости от объемов), а утилизация – в 2,5 раза меньше.

Операционные причины. Фудшеринг – это новый операционный процесс для всех ритейлеров. Опрошенные игроки отмечают, что переход на фудшеринг требует перестройки внутренних учетных систем и обучения персонала, а значит инвестиций. По оценкам некоторых участников опроса, такая доработка может стоить торговой сети 1-2 млн руб. При этом некоторые игроки опасаются, что такие инвестиции скажутся на стоимости товаров в магазинах, и в целом отмечают, что для подобных обновлений сегодня нет экономических причин (см. расчеты выше).

Недостаточный уровень информированности об экологической сути фудшеринга. Опрос показал, что бизнес и органы власти скорее относят фудшеринг к продуктовой благотворительности, упуская из вида его экологический эффект – предотвращение отходов (что гораздо эффективнее их переработки). В России не так много отраслей, в которых есть работающие инструменты для предотвращения отходообразования. По сути фудшеринг – это возможность рационально использовать уже произведенные продукты и продвинуться в достижении целей ESG-стратегий. По оценкам «ТИАР-Центра», потенциал фудшеринга – 1 млн тонн продуктов, спасаемых от свалки ежегодно . 

Каждый день магазины, кафе и производители выбрасывают тонны продуктов и готовых блюд, которые не были проданы вовремя или имеют незначительные дефекты. Фудшеринг за то, чтобы эта еда передавалась людям, а не попадала в мусорный бак.

Пути к становлению фудшеринга массовой практикой

Выявлены и обобщены следующие необходимые действия, чтобы практика фудшеринга стала массовой:

  • в законопроекте об экономике замкнутого цикла (разрабатывается Министерством природных ресурсов и экологии России) зафиксировать приоритет спасения продуктов питания через фудшеринг над передачей на корм животными и утилизацией. Эта мера позволит использовать пригодную для употребления еду по своему прямому назначению – в рационе питания человека;
  • отменить НДС на продукты, передаваемые на фудшеринг, чтобы как минимум уравнять этот процесс с утилизацией по стоимости и устранить экономический барьер в сфере предотвращения отходов;
  • вывести продукты, передаваемые на фудшеринг из-под действия ФГИС «Меркурий», поскольку эта система сильно ограничивает возможности передачи молочных, мясных и других типов продуктов;
  • предоставить возможность торговым сетям оплачивать услуги по вывозу отходов, исходя из их фактического объема, чтобы стимулировать бизнес к снижению отходообразования;
  • кроме того, очень актуальна и важна информационная работа: донесение до потребителей лучших практик бережного обращения с продуктами питания, в том числе через информационные кампании в магазинах и на упаковке товаров.

Статьи по теме
Дискаунтеры меняют имидж
Стремительный рост формата, доля в сетевой рознице — более 60%, инновационные технологии. Дискаунтеры, еще недавно известные благодаря только…
Перспективы развития хлебопекарного и кондитерского рынков в 2024 году
Ключевыми трендами отраслей стали «счастьеномика», снекофикация и шоколад; кондитерский рынок в 2023 году вырос вдвое больше, чем весь продуктовый…
Реалии food-ритейла: акцентированный взгляд производителя кондитерской продукции
В современных реалиях в том числе и для отечественных производителей кондитерских изделий открываются широкие возможности для развития и реализации…
Вызовы и тренды российского рынка рыбной продукции
События последних лет оказали значительное влияние на структуру и развитие всей рыбной индустрии России. Стремясь к локализации переработки уловов,…
Новости по теме
25 апреля 2025 «Точка продаж»
Рынок готовой еды в России переживает настоящий бум. Согласно последним данным аналитического агентства «Нильсен», сегмент готовой еды стал самым быстрорастущим…
16 апреля 2025 «Точка продаж»
Аналитика сервиса данных «Чек Индекс» по динамике цен на чай и изменению структуры спроса на рынке чая.
15 апреля 2025 «Точка продаж»
В Санкт-Петербурге стартовал сезон корюшки — гастрономического символа города. По данным торговой сети «О'Кей», каждый второй взрослый петербуржец хотя…
20 марта 2025 АКОРТ
Продажи готовой еды в крупных торговых сетях, членах АКОРТ, по итогам 2024 года выросли в среднем на 24% в денежном выражении, основным драйвером роста…
Мероприятия по теме
Gotovo 2025
Рынок готовой еды демонстрирует впечатляющий рост, однако, несмотря на это, индустрия сталкивается с определенными вызовами: нехватка производителей и…
25 марта 2025 Gefera Media
30-я Modern Bakery Moscow и бизнес-форум Confex
Modern Bakery Moscow охватывает весь цикл производства и реализации кондитерских и хлебобулочных изделий: тренды хлебопекарного и кондитерского рынков…
25 марта 2025 Gefera Media
Материалы по теме
Стремительный рост формата, доля в сетевой рознице — более 60%, инновационные технологии. Дискаунтеры, еще недавно известные благодаря только лишь низким…
Ключевыми трендами отраслей стали «счастьеномика», снекофикация и шоколад; кондитерский рынок в 2023 году вырос вдвое больше, чем весь продуктовый рынок…
В современных реалиях в том числе и для отечественных производителей кондитерских изделий открываются широкие возможности для развития и реализации продукта.…
События последних лет оказали значительное влияние на структуру и развитие всей рыбной индустрии России. Стремясь к локализации переработки уловов, российские…
Рынок готовой еды в России переживает настоящий бум. Согласно последним данным аналитического агентства «Нильсен», сегмент готовой еды стал самым быстрорастущим…
Аналитика сервиса данных «Чек Индекс» по динамике цен на чай и изменению структуры спроса на рынке чая.
В Санкт-Петербурге стартовал сезон корюшки — гастрономического символа города. По данным торговой сети «О'Кей», каждый второй взрослый петербуржец хотя…
Продажи готовой еды в крупных торговых сетях, членах АКОРТ, по итогам 2024 года выросли в среднем на 24% в денежном выражении, основным драйвером роста…
Рынок готовой еды демонстрирует впечатляющий рост, однако, несмотря на это, индустрия сталкивается с определенными вызовами: нехватка производителей и…
Modern Bakery Moscow охватывает весь цикл производства и реализации кондитерских и хлебобулочных изделий: тренды хлебопекарного и кондитерского рынков…
Большой бизнес малому: Food Expo 2025, продолжая традиции Metro Expo, традиционно представит новинки индустрий HoReCa и Retail на одной площадке: мастер-классы,…
«Сибирская продовольственная неделя 2024» – крупнейшая в восточной части России выставка продуктов питания, напитков, оборудования, упаковки и ингредиентов…
Письмо в редакцию
Написать
Отправить