Ритейлеры, как профессиональные спортсмены, борются с каждой секундой, отделяющей их от золотой медали — внимания покупателя. Для этого у них есть свои секреты — как и в спорте, здесь особое преимущество дают технологии. Сегодня расскажем, как IT успешно меняет один из самых проблемных сегментов розничной торговли — весовые категории.
По статистике, в среднем на весовые категории приходится 30% всех транзакций в ассортименте продуктового магазина. Что это дает на практике? Это означает, что как почти в каждый третий чек может попасть неправильно оформленный товар, а следом за ним придут потенциальная очередь или необходимость привлечения персонала.
Однако любое дополнительное время, которое клиенту необходимое потратить на покупку, — это дискомфорт, лишнее ожидание и недополученная прибыль. Решить эти и другие проблемы призван искусственный интеллект (ИИ), который — и это важно — сегодня становится все более и более доступным.
Применительно к весовых категориям ИИ воплотился в весах, которые «поумнели» благодаря камерам с системой видеоаналитики. Как машинное распознавание картинки может повысить эффективность работы касс и значительно улучшить потребительский опыт? Рассмотрим кейс внедрения «умных» весов на примере решения «СуперМаг Vision» от компании «Ритейл Софт», генерального партнера ГК «Сервис Плюс» и «Дата Принт», производителя весового оборудования.
Итак, какие преимущества дают «умные» весы? Прежде всего,
1. Это точно.
Нейросеть намного успешнее в распознавании картинок и, в случае ритейла, товаров, это факт. Нет смысла соревноваться с компьютером: нейросети обходят человека в задаче распознавания образов еще с 2015 года, когда стали совершать на 1000 фотографий только 3,6% ошибок, а человек — 5,1%. И результаты ИИ улучшаются с каждым днем.
Природа весовых категорий такова, что сама по себе она заставляет людей вокруг них ошибаться. Клиент может перепутать дорогие креветки с дешевыми, а уставший кассир — не заметить, что вместо выпечки пробивает батон. Весы с «умными» камерами подстраховывают магазин, снижая неточности как у покупателей, так и персонала, таким образом, экономя деньги торговой точки.
Если говорить о фруктах и овощах, то системе Vision знакомы тысячи видов товаров, причем она узнает их даже не в «эталонном», красочном виде — продукты могут быть, например, частично прикрыты или находиться в упаковке. Весы могут выдать от одного до пяти предположений о том, что именно сейчас взвешивается, и правильный ответ попадает в эту подборку с точностью до 97,9%.
Интеллектуальный взгляд на проблему дает конкретные результаты: в ходе пилота Vision в одной из петербургских торговых сетей пересорт на весах в категории «Фрукты и овощи» сократился с 6% до 3%. Средний объем сокращения издержек составил 110 тыс. рублей ежемесячно с каждой точки продаж.
2. Это быстро.
«Всевидящее око» не просто самостоятельно определяет, какой товар положили для взвешивания, но делает это быстро, без необходимости подсветки или цветокоррекции. Поэтому «умные» весы — незаменимая помощь для персонала, ведь их можно установить прямо на кассе. Так, есть автоматическая интеграция с кассами и КСО на системах СуперМаг УКМ4 и УКМ5.
Благодаря ИИ кассирам нет необходимости искать товар в базе и отвлекать с вопросами своих коллег, а значит, ускоряется скорость обслуживания. Что это дает, если переходить на язык цифр? Если мы говорим о Vision, то система ускоряет добавление весовых товаров в чек до 40%. В пиковый промежуток это даст более 2х дополнительных чеков на каждой кассе.
Возьмем конкретный пример: за два часа с 17 до 19 кассир с помощью новой системы пробьет сверх обычного еще 5 чеков. При среднем чеке региональной сети в 640 рублей и с валовой прибылью магазина в 30% — это 28 тыс. рублей в месяц только с одной кассы и только благодаря этим двум часам!
Но скорость — это не только дополнительные продажи. Это экономия времени клиентов, ведь у них нет повода закатывать глаза, слыша, как зовут «Галю», когда очередной покупатель перед ними выбрал не тот сорт сливы. Рост пропускной способности касс позволяет покупателям меньше стоять в очередях — обслуживание каждого покупателя ускоряется на 12%, а значит, что «умные» весы ...
... 3. Это удобно.
«Умные» весы — это лояльность покупателей в качестве бонуса. Почему мы все еще надеемся, что клиент запомнит номерок товара, введет его и взвесит правильно? Автоматическое определение товара на весах — это приятный жест заботы о покупателе, это вложения в его положительный клиентский опыт.
Как говорят психологи, человеческий мозг всегда стремится выбрать самый простой вариант, требующий наименьшее количество усилий. Поэтому чем проще клиенту совершить покупку, тем с большей вероятностью он будет возвращаться в торговую точку.
Сегодня Vision умеет распознавать не только фрукты и овощи, но еще и орехи, конфеты, выпечку. Под эти категории уже сформирован дата-сет, поэтому время на обучение системы не потребуется — при установке можно будет сразу приступить к тесту. При необходимости систему можно научить узнавать и другие продукты, например, мясо. Все, что может отличить человек, сможет отличить и нейросеть.
При желании в интерфейсе можно предоставить покупателям выбор того, как им удобнее идентифицировать товар, — самостоятельно, по номеру или выбору из каталога, или же с помощью техники. Как показывает статистика, полученная во время проектов Vision, покупатели быстро отказываются от «традиционных» вариантов, доверяя определение продукта системе. И «умная» камера — это не просто удобно.
4. Это современно
и модно, как и любые проверенные инновации. Несмотря на то, что стоимость внедрения решения снижается, «умные» весы все еще не так распространены, как могли бы быть, поэтому вызывают удивление и интерес у покупателей, восторг от использования чего-то нового. Опросы потребителей показывают, что они замечают такие новинки и относятся к ним положительно. Инновационные «фишки», такие как Vision, стали еще одной причиной в пользу выбора магазина.
Отдельно стоит отметить, что «умные» весы могут работать и при нестабильном интернете — они не требовательны к каналам связи и смогут распознать товар и локально в магазинах, что актуально для отдаленных районов или магазинов вне крупных городов. Здесь на помощь придет технология периферийных вычислений: — если в обычном случае нейросеть обращается за ответом онлайн к облачным серверам , то без интернета весы будут «разговаривать» с периферийным стационарным устройством, размещенном прямо в торговой точке. Такое тоже возможно.
5. И, пожалуй, самое главное — это выгодно.
«Умные» весы позволяют существенно снизить издержки продаж весовых категорий, и, если вы давно задумывались над инвестициями — сейчас для этого самое время.
Для реализации решения из оборудования необходимы будут камеры и крепления для них — здесь интегратор предложит совместимую технику. Если камер нет, то они доступны как опция при покупке касс, КСО или весов, а крепления для многих устройств уже доступны как опция или предусмотрены же по умолчанию. Более того, чем больше лицензий сервиса будет оформлено, тем дешевле обойдется каждая камера.
Приступить к пилоту можно будет сразу после установки камер. Так, в зоне ФРОВ системе не нужно время на обучение, она сразу сможет распознать знакомые товары. «Ритейл Софт» — генеральный партнёр ГК «Сервис Плюс» — предоставляет свободу в развитии функционала и предложит кастомизацию сервиса.
Заказать двухнедельное тестирование системы автоматического видео-распознавания ассортимента весовых товаров «Супермаг Vision» можно на официальной странице продукта: https://www.servplus.ru/software/Vision/.
Telegram-канал компании «Сервис Плюс» — новинки и тренды ритейла из первых рук — https://t.me/serv_plus.