В ближайшие три года, прогнозируют аналитики, мировой рынок коммерческого холодильного оборудования вырастет на $14,85 млрд, а к 2030 году он достигнет $ 77,73 млрд долларов. Такой прогноз, в том числе, связан с растущим спросом потребителей на продукты, требующих определенного температурного режима или глубокой заморозки. Положительную динамику потребления готовой еды и замороженной продукции отмечают не только в России, но и по всему миру.
О влиянии трендов на развитие технологий на рынке холодильного оборудования и перспектив для ритейла и индустрии доставки рассказывает Александр Кондратенко, заместитель генерального директора по развитию ГК «Евростиль», компании, работающей на рынке торгового и технологического оборудования с 1993 года.
Еда на дом и не только: тренды и цифры
В 2024 году объем мирового рынка доставки еды достигнет 1,3 млрд рублей. По данным Data Insight доля заведений с доставкой с 2020 по 2023 годы выросла в 1,5 раза и составила 61% от их общего числа в РФ. В первом квартале 2024 года рынок доставки продуктов и товаров повседневного спроса в России вырос на 55% год к году, до 310 млрд руб. Существенную лепту в столь впечатляющую динамику рынку внесли прежде всего региональные компании Сибири и Дальнего Востока, где стали активно развивать онлайн-доставку.
Среди очевидных трендов аналитики рынка видят дальнейшую эволюцию доставки, приближение дарксторов, грейсторов, ПВЗ и разного типа постаматов к покупателю и максимальное расширение ассортимента.
Продолжающееся активное развитие гиперлокальной доставки и трансформация потребительского поведения являются мощным стимулом, меняющим подходы в индустрии технологического оснащения предприятий ритейла, служб и сервисов доставки. За место на рынке онлайн-заказов в сфере e-commerce соперничают не только крупные торговые организации, но и небольшие коммерческие предприятия.
Также экспертиза ГК «Евростиль» показывает, что одним из заметных факторов, влияющих на появление новых технологий рынка холодильного оборудования для сферы ритейла, а также промышленного производства послужил глобальный тренд на отказ от использования фреона.
Переход на новые хладагенты
При оснащении классического российского супермаркета используется холодильный агрегат, от которого по всему торговому залу проложены холодопроводящие трубы, наполненные фреоном.
Фреоны (ГФУ-хладагенты) включены в список перечня, который Правительство России утвердило более двух лет назад. В списке 18 позиций, объем потребления которых с 2036 года придется свести к минимуму, как того требует Кигалийская поправка к Монреальскому протоколу.
Одним из решений, способных, по мнению специалистов ГК «Евростиль», изменить количество содержащегося фреона в холодильном оборудовании, может стать использование промежуточного хладагента, например, гликоля.
Производящая холод установка с фреоном остается в агрегатном помещении, с помощью нее охлаждается гликоль. Этот хладагент поступает в торговый зал и охлаждает все холодильники, в которых теперь размещаются гликолевые теплообменники взамен фреоновых испарителей. При этом объем фреона в холодильной установке значительно уменьшается.
Внимание к проектам с использованием промежуточного хладагента набирает обороты и уже в ближайшем будущем стоит ожидать успешных кейсов по оснащению супермаркетов по такой схеме.
Еще одним решением, позволяющим сократить количество использования фреона может стать уменьшение размера холодильной установки, которая при этом заправляется пропаном. Этот газ допустимо использовать исключительно в небольших объемах, ввиду его способности к детонации, соответственно размер холодильника будет небольшим.
Тенденция использовать в ритейле холодильные агрегаты меньших размеров становится все более очевидной. Однако недостаток таких устройств встроенного холода в том, что агрегату необходимо выбрасывать тепло в помещение.
Холод на вынос: инновационное завтра уже наступило
Отчетливым трендом последних двух лет стало появление новых технологий в сфере доставки до потребителя товаров с определенным температурным режимом, когда покупатель имеет возможность забрать заказ в любое удобное ему время и в удобной для него локации, а запросы на специализированные комплексы для хранения и выдачи продуктов и товаров с определенным терморежимом — холодоматы — последние годы набирают популярность.
В России холодоматы появились не так давно, но находясь в постоянном развитии как по части усовершенствования конструкции, так и по части модернизации программного обеспечения, уже в полной мере отвечают требованиям высокотехнологичной продукции.
Устройства созданы по аналогии с постаматами, где в основе положен принцип открывающихся ячеек, в каждой из которых может быть выставлена индивидуальная температура — от + 20 до минус 20 градусов.
Курьер доставляет заказанный онлайн товар по адресу, размещает его в ячейке. А далее клиент забирает заказ по пути домой или на работу, то есть на последней миле получения товара. При этом покупатель может сразу получить разнообразный товар, например, рыбу, мясо, молоко или кондитерские изделия, разложенные по разным ячейкам.
Компактные размеры холодомата позволяют устанавливать его практически в любом удобном для потребителя месте, к примеру, в подъезде жилого дома, рядом с почтовыми ящиками. Интересантами приобретения холодоматов сегодня являются не только российские торговые сети, но и весь конгломерат компаний, начиная от производителей температурно-зависимой продукции до активно развивающихся сервисов доставки и маркетплейсов.
Так что, скорее всего, сфера применения температурных комплексов не будет ограничена только лишь продуктовым ритейлом: она может быть гораздо шире, к примеру, в той же e-commerce фармацевтике, чтобы можно было получать заказанное лекарство с определенным температурным режимом из аптечной сети или маркетплейса.
В компании «Евростиль» отмечают, что оптимальный уровень локализации оборудования и техническая импортонезависимость собственного производства вкупе с налаженными многолетними партнерскими связями позволяют избежать каких-либо проблем с комплектующими при монтаже и сервисном обслуживании.
Не обходит стороной и внедрение технологий искусственного интеллекта в индустрии холода. Производственные компании успешно внедряют эффективные наработки в системы управления холодильным оборудованием, что позволяет минимизировать риски выхода его из строя, снижать расходы на привлечение дополнительного персонала, повышать качество контроля и реакций на непредвиденные ситуации при эксплуатации.