Изменения неизбежны! Таков закон жизни. Сейчас люди жаждут улучшений, меняются сами и позитивно реагируют, когда магазины меняются для них. Покупатели все чаще предпочитают ритейлеров, которые помимо ассортимента и цены дают им дополнительную ценность. Каждый ритейлер ищет свою комбинацию ценностей, как их подать и подчеркнуть. Петербургская сеть «Буквоед» основательно подошла к ребрендингу и в сентябре 2019 года открывает два магазина в новой концепции.
Сеть «Буквоед» работает на рынке Санкт-Петербурга с 2000 года, оперирует 140 магазинами, в которых ежедневно совершают покупки около 80 тыс. человек, а в высокий сезон – до 100 тыс. В интернетмагазине сети делают заказы 1 млн человек в месяц, причем половина из них приходится на жителей Северной столицы. Особенностью сети является равномерное развитие во всех округах СанктПетербурга. Петербуржцы предпочитают ходить в книжные у дома. Поэтому небольшие магазины в спальных районах по объемам продаж сопоставимы с большими книжными клубами в центре.
С момента основания сети «Буквоед» впервые обновляет фирменный стиль и оформление.
Тема обновления назрела в сети давно, команда идет к цели уже несколько лет. Оптимизация магазинов и ребрендинг – необходимые меры для развития и логичный переход на новый уровень.
В 2018 году началась оптимизация магазинов – обновление торгового оборудования и освещения, улучшение навигации и зонирования. Следующим этапом стал ребрендинг, к разработке концепции «Буквоед» приступил год назад.
«До начала работы над концепцией мы провели исследования рынка и наших покупателей. Мы понимали: наши торговые пространства требуют нового образа и качественных изменений. Важно было убедиться, что такой запрос есть и у покупателей, – отметил генеральный директор Объединенной розничной сети «ЧитайгородБуквоед» Михаил Иванцов. – Мы проводили фокусгруппы и количественные исследования, чтобы выяснить, как наши покупатели воспринимают «Буквоед», город, нарисовать образ идеального книжного. Эти данные и стали отправной точкой для разработки концепции». Команда сети подробно изучила лучшие benchmark’s – как устроены европейские книжные сети, которые часто входят в списки must see для туристов и для местных жителей являются излюбленным местом покупок.
Для сегодняшнего продвинутого покупателя важны не только ассортимент и низкие цены. Люди ценят интересную среду и места, которые вызывают положительные эмоции. Дизайн магазина, а тем более книжного, теперь имеет большое значение и влияет на продажи – чем комфортнее, понятнее и интереснее покупателю в магазине, тем больше времени и денег он в нем потратит. Можно сказать, что в России наконец наступает эра конкуренции восприятия. В ходе ребрендинга сеть «Буквоед» добавила в магазины эмоции и коммуникации с покупателями, которые так актуальны сегодня.
«Буквоед», как истинный петербуржец, многослоен. Он не просто продает книги, а продвигает культуру чтения и сближает авторов со своими читателями, создает комфортное пространство для встреч и общения, вдохновляет на развитие и образование. Мы дорожим этим ощущением и сохраняем его для наших покупателей, – подчеркнул Дмитрий Репин, генеральный директор сети «Буквоед». – И главная задача нового позиционирования и фирменного стиля – отразить эту многослойность, знаковость, символизм. И через эту игру вдохновить на чтение, развитие, новые открытия».
Ключевым фирменным элементом нового стиля стали запятые, похожие на кавычки прямой речи. Через эти символы сеть акцентирует внимание, выражает эмоции, взаимодействует с покупателями как автор – с читателями. Важной частью концепции стала концепция коммуникаций. У Петербурга богатая культура, вдохновляющие образы и герои, свой сленг и чувство юмора. Эти элементы удалось удачно вписать в графику и коммуникации, подчеркнув свои корни, усилив свои преимущества и создав уникальную концепцию. Как любому бренду с историей, «Буквоеду» было важно сохранить преемственность. Поэтому фирменные цвета остались, но стали современнее, холоднее и сдержаннее.
В сентябре 2019 года «Буквоед» открывает два обновленных магазина – в ТРЦ «Галерея» на Лиговском проспекте и ТЦ «Сити Молл» (Коломяжский проспект, д. 17). «Буквоед» рассчитывает на увеличение покупателей и по выручке, и по количеству посетителей. «Мы стали привлекательнее, интереснее и лучше для покупателей. Это даст нам новые возможности для дальнейшего развития, – резюмирует Михаил Иванцов. – Сейчас открытие новых точек у нас не стоит в приоритете. Мы меняем свой фокус с количества на качество. Все 140 магазинов будут переоформлены в течение 3–4 лет. В процессе обновления мы будем делать ставку на улучшение и увеличение существующей торговой площади, чтобы нашим посетителям было комфортно проводить у нас время, искать нужную книгу и хотелось приходить к нам снова».
Актуальные тренды от сети «Буквоед»:
- позитивная динамика на книжном рынке: книги являются конкурентоспособной группой и составляют более 60% продаж по сравнению с некнижной продукцией;
- прошел шок от развития интернетторговли и электронных книг;
- произошла переоценка ценностей у покупателей;
- бумажные книги снова в тренде.
Статья опубликована в 122 номере журнала "Точка продаж" за сентябрь 2019 года